о возложении обязанности разработать нормативный правовой акт, регулирующий порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих



Дело № 2-611/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2012 года г. Липецк

    

Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Мартышова С.Ю..,

с участием представителя прокуратуры Липецкого района Козявиной Е.С.,

при секретаре Швецовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Липецкого района в интересах неопределённого круга лиц к администрации сельского поселения Стебаевского сельсовета Липецкого муниципального района о возложении обязанности разработать нормативный правовой акт, регулирующий порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих,

установил:

Прокурор Липецкого района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района о возложении обязанности в месячный срок разработать нормативный правовой акт, регулирующий порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения администрациями муниципальных образований Липецкого муниципального района Липецкой области Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что вопреки требованиям положения законодательства администрацией Стебаевского сельсовета до настоящего времени не разработан нормативный правовой акт, регулирующий порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих. Действующие же муниципальные правовые акты в области противодействия коррупции не охватывают полностью названную сферу правоотношений, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным п.п. «ж» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010г. №96,- отсутствие или неполнота административных процедур-отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элемента такого порядка. Непринятие органом местного самоуправления мер по нормативному правовому регулированию антикоррупционной деятельности на территории сельского поселения делает невозможным исполнение требований ФЗ №273-ФЗ, а также делает недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства и местного самоуправления в сфере борьбы с коррупцией, препятствует реализации гражданами своих конституционных прав и свобод.

В судебном заседании помощник прокурора Липецкого района Липецкой области Козявина Е.С. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации сельского поселения Стебаевского сельсовета Липецкого муниципального района в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом своевременно; в письменном заявлении глава сельского поселения Юрин Л.Н. просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика администрации сельского поселения Стебаевского сельсовета Липецкого муниципального района в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав помощника прокурора, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона N 2202-I от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно части шестой статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Частью девятой статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что федеральными законами о видах государственной службы, а также о муниципальной службе для государственного или муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения.

Согласно ст. 1 Федерального Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

В силу п.38 ст.14 названного закона к вопросам местного значения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Согласно ст.8 ФЗ №273-ФЗ «О противодействии коррупции», сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лица, замещающие вышеуказанные должности.

Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" утверждено Положение
о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

    Пунктом 6 Указа Президента от 21 сентября 2009г. №1065 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться данным Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и установленных законом требований к служебному поведению.

    В силу п.8 ст.12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" к числу антикоррупционных мер отнесена обязанность граждан, претендующих на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащих, замещающих должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, по предоставлению сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 3 статьи 6, пункт 1 статьи 8).

Согласно п.1 ч.1 ст.17 ФЗ №131-ФЗ органы местного самоуправления для решения вопросов местного значения обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

В силу ст.2 ФЗ №273-ФЗ муниципальные правовые акты являются одной из составляющих правовую основу противодействия коррупции.

При рассмотрении дела установлено, что прокуратурой Липецкого района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о противодействии терроризму администрациями сельских поселений ФИО5 и Стебаевского сельсоветов.

В результате проверки установлено, что администрацией сельского поселения Стебаевского сельсовета не разработан нормативный правовой акт, регулирующий порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, что нашло своей отражение в справке помощника прокурора Липецкого района от ДД.ММ.ГГГГ

Из сообщения администрации сельского поселения Стебаевского сельсовета оотДД.ММ.ГГГГ следует, что в администрации Положения о порядке предоставления и проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего, его супруги,(супруга) и несовершеннолетних детей не имеется.

Как отмечено в Национальном плане противодействия коррупции (Утвержден Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. N Пр-1568), рост коррупционных деяний является следствием избыточного администрирования со стороны государства, наносит существенный ущерб развитию национальной экономики, политических и правовых институтов и подрывает доверие населения к органам публичной власти.

В связи с чем, разработка правовых средств и механизмов противодействия коррупции является одной из наиболее значимых и актуальных проблем развития общества и государства.

Иное означало бы самоустранение органов государственной власти субъектов Российской Федерации от проведения единой государственной политики в области государственной коррупции; отказ от взаимодействия с институтами гражданского общества в области противодействия коррупции, и, как следствие, снижение эффективности установленных федеральным законодательством антикоррупционных мер.

Кроме того, в силу положений Конституции Российской Федерации указы Президента Российской Федерации имеют прямое действие, верховенство над законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела администрацией сельского поселения Стебаевского сельсовета Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке предоставления и проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего администрации сельского поселения Стебаевского сельсовета, его супруги(супруга) и несовершеннолетних детей

Коль скоро в судебном заседании установлено, что ответчиком не приняты меры по нормативному правовому регулированию антикоррупционной деятельности на территории сельского поселения, однако, издали нормативный правовой акт после предъявления иска в суд, прокурор от заявленных исковых требования не отказался, то у суда имеются основания для удовлетворения исковых требований прокурора, обязать администрацию сельского поселения Стебаевского сельсовета Липецкого муниципального района Липецкой области в месячный срок разработать нормативный правовой акт, регулирующий порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, а также лиц, замещающих муниципальные должности.

При этом суд считает, что исполнение решения суда о возложении обязанности на администрацию сельского поселения Стебаевского сельсовета Липецкого муниципального района Липецкой области в месячный срок разработать нормативный правовой акт, не должно приводиться.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию сельского поселения Стебаевского сельсовета Липецкого муниципального района Липецкой области разработать нормативный правовой акт, регулирующий порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, а также лиц, замещающих муниципальные должности.

Решение суда о возложении обязанности на администрацию сельского поселения Стебаевского сельсовета Липецкого муниципального района Липецкой области разработать нормативный правовой акт, - во исполнение не приводить.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд Липецкой области в течение месяца.

Судья