Дело №2-218/2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 09 марта 2011 года г. Липецк Липецкий районный суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Епихина А.А., при секретаре Прушинской М.А., с участием прокурора Лукьянчиковой Я.А. директора ООО «АСТ Компания Л» Артамонова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к ООО «АСТ Компания Л» о возложении обязанности провести инвентаризацию выбросов вредных, загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установил: Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ООО «АСТ Компания Л» о возложении обязанности провести инвентаризацию выбросов вредных, загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В иске указал, что в рамках проводимой проверки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что ООО «ACT Компании Л» осуществляет свою деятельность в <адрес> и эксплуатирует источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе зерносклады для временного хранения зерна (<данные изъяты>), открытую стоянка для автотранспорта и специальной техники, сварочный аппарат, автотранспортные средства, протравитель семян, сортировки зерна (<данные изъяты>), мастерскую для осуществления сварочных работ и т.д. При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п. 2 Раздела 1.1 "Общие положения"). Работы по инвентаризации подразделяются на следующие основные этапы: - изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться (образоваться) в ходе технологических процессов. При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами; - подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация; - кодификация и определение координат источников загрязнения атмосферного воздуха. Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается код-идентификатор (как правило, номер, №), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого источника загрязнения атмосферы в пределах промплощадки предприятия. - анализ результатов периодической (ежегодной) проверки технического - выбор методов определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; - определение количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики источников загрязнения атмосферы и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси; - составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия, (п. 3 Раздела 1.1 "Общие положения"). Согласно п. 1 Раздела 1.2 "Методы определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - к основным источникам с организованным выбросом относятся дымовые и вентиляционные трубы; вентиляционные шахты; аэрационные фонари; дефлекторы. К неорганизованным источникам относятся, в т. ч. открытое хранение топлива, сырья, материалов и отходов, в том числе пруды-отстойники и накопители, нефтеловушки, шламо- и хвостохранилища, золоотвалы, отвалы горных пород, открытые поверхности испарения и т.п.; погрузочно-разгрузочные работы, в том числе маршруты перемещения сыпучих материалов; оборудование и технологические процессы, расположенные в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными установками, а также расположенные на открытом воздухе (например, передвижные сварочные посты, пилорамы и т.д.). В рамках работ по учету, нормированию и контролю выбросов стационарных источников к неорганизованным источникам также относятся транспортные средства, хранящиеся или эксплуатируемые на производственной территории (автотранспорт, тепловозы, дорожная и строительная техника, речные и морские суда в акватории порта и т.п.); резервуарные парки, сливно-наливные железно- и автодорожные эстакады и терминалы речных и морских портов (п. 2 Раздела 1.2 "Методы определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу"). В рамках проведенной проверки установлено, что при наличии источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу ООО «ACT Компании Л» в нарушение требований федерального законодательства не провело инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не рассмотрело вопрос о необходимости получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ. По результатам проверки Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ и назначено административное наказание директору ООО «ACT Компании Л» по ст. 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 500 руб. До настоящего времени инвентаризация источников выбросов вредных, загрязняющих веществ не проведена. Таким образом, ООО «ACT Компании Л» осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением требований экологического законодательства. В связи с этим, неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Липецкого района Липецкой области, т.к. отсутствие инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не позволяет определить степень влияния учреждения на атмосферу, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Возложение обязанности на ООО «ACT Компании Л» исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области охраны атмосферного воздуха может быть обеспечено судебным решением. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. В судебном заседании прокурор Лукьянчикова С.В. просила удовлетворить иск Липецкого межрайонного природоохранного прокурора, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Представитель Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и удовлетворить иск Липецкого межрайонного природоохранного прокурора. Директор ООО «АСТ Компания Л» Артамонов С.В. не возражал против удовлетворения иска прокурора, пояснив, что в настоящее время ООО проводятся мероприятия, направленные на инвентаризацию выбросов вредных, загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить иск Липецкого межрайонного природоохранного прокурора. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с преамбулой Федерального закона от 04.05.1999 г. №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" - атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. В силу ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Исходя из Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 г. №14-01-333, инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу (п. 1 Раздела 1.1 "Общие положения"). Удовлетворяя иск Липецкого межрайонного природоохранного прокурора, суд соглашается с доводами прокурора, изложенными в иске, и учитывает тот факт, что директор ООО «АСТ Компания Л» фактически признал исковые требования прокурора. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд решил: Обязать ООО «АСТ Компания Л» до 01 июля 2011 года провести в ООО «АСТ Компания Л» инвентаризацию выбросов вредных, загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней через Липецкий районный суд. Судья: Полный текст решения изготовлен 14.03.2011 г.
состояния пылеулавливающих и газоочистных установок с целью определения
эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа;