РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 ноября 2010 года п. Лиман
Лиманский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Босхомджиевой Б.А.
при секретаре судебного заседания Горячевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тёщина В.И. о признании действий комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Тёщин В.И. обратился в суд с заявлением о признании действий комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области незаконными. Требования заявителя мотивированы тем, что он является инвалидом Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., в настоящее время проживает в домовладении своей дочери Михайловой Т.В. в, ,,,,,,,,,,, являющимся ветхим камышитовым строением, 1890 г. постройки, введенным в эксплуатацию в 1910 г., В связи с тем, что заявитель своего жилья не имеет, не является нанимателем по договору социального найма, проживает в домовладении дочери, жилищные условия которого не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, 12.02.2010 г. он обратился в Администрацию МО «Рабочий поселок Лиман» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В соответствии с заключением комиссии при администрации МО «Рабочий поселок Лиман» от 10.03.2010 г. заявитель не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку имеется намеренное ухудшение жилищных условий. Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии при Администрации от 17.03.2010 г. заявителю было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Впоследствии жилищно-бытовой комиссии при Администрации от 29.06.2010 г. заявитель был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет с 12.02.2010 г. и включен в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем как граждане иной категории, определенные ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах».
Однако, согласно протоколу № 62 от 19.08.2010 г. заседания комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан заявителю было отказано в предоставлении мер социальной поддержки. С данным решением комиссии заявитель не согласен, поскольку проживает в домовладении дочери, являющимся ветхим камышитовым строением, 1890 г. постройки, горячая и холодная вода в доме отсутствует, нет туалета и ванной, в связи с чем заявителю, находящемуся в преклонном возрасте, являющемуся инвалидом 2 группы, имеющему возрастные заболевания, состоящему на Д учете в МУЗ «Лиманская ЦРБ» дальнейшее проживание в подобных условиях затруднительно. В 2006 г. заявитель и его супруга совершили отчуждение жилого дома по договору дарения дочери, при этом никаких намерений ухудшить свои условия он не имел. Отчуждение жилого дома обусловлено тем, что заявитель не знал требований действующего законодательства, старался обезопасить себя от действий мошенников и других посторонних людей, которые могли воспользоваться его беспомощностью и обманным путем лишить жилья.
Заявитель, являясь инвалидом Великой Отечественной войны, пережив страдания немецкого плена, имея многочисленные награды и медали, незаконными действиями комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области лишен права на получение мер социальной поддержки для улучшения своих жилищных условий со стороны государства. В связи с чем, заявитель просит признать действия комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области незаконными.
В судебном заседании представитель заявителя Михайлова Т.В. требования заявителя поддержала по основаниям, изложенным им в заявлении, указав, что заявитель отчуждая в 2006 г., принадлежащий ему на праве собственности жилой дом, не преследовал цели намеренного ухудшения своих жилищных условий, отчуждение жилого дома обусловлено тем, что заявитель, находясь в преклонном возрасте, не знал требований действующего законодательства, старался обезопасить себя от действий мошенников и других посторонних людей, которые могли воспользоваться его беспомощностью и обманным путем лишить жилья. Заявитель не имеет в собственности жилья, проживает в жилом доме, не отвечающем санитарным требованиям. Просила восстановить права заявителя инвалида Великой Отечественной войны, признать действия комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области незаконными.
Заинтересованное лицо - представитель Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» Баранова Р.В. не возражала против требований заявителя.
Представители заинтересованных лиц - комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, просившей о рассмотрении дела в отсутствии представителя, Правительства Астраханской области, Министерства социального развития и труда Астраханской области в судебное заседание не явились. О дне слушания дела извещены надлежаще.
Суд, выслушав стороны, изучив отзыв комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Тёщин В.И. является инвалидом Великой Отечественной войны, в настоящее время в собственности жилья заявитель не имеет, состоит на регистрационном учете и проживает в домовладении дочери Михайловой Т.В. по адресу: в. ........... 12.02.2010 г. он обратился в Администрацию МО «Рабочий поселок Лиман» с заявлением о постановке на учет, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В постановке на учет по улучшению жилищных условий Администрацией МО «Рабочий поселок Лиман» заявителю было отказано, ввиду намеренного ухудшения жилищных условий со своей стороны. Впоследствии жилищно-бытовой комиссии при Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» от 29.06.2010 г. заявитель был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлен на учет с 12.02. 2010 г. и включен в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем как граждане иной категории, определенные ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах». 15.07.2010 г. заявитель обратился в отдел министерства социального развития и труда по Астраханской области в Лиманском районе с заявлением о включении его в состав кандидатов на получение мер социальной поддержки в 2010 г. по обеспечению жильем, в соответствии с ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах».
Согласно протоколу № 62 от 19.08.2010 г. заседания комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области заявителю было отказано в предоставлении мер социальной поддержки.
Как следует из вышеуказанного протокола заседания комиссии, основанием отказа заявителю в предоставлении мер социальной поддержки явилось обеспеченность Тещина В.И. площадью, тем самым утверждается отсутствие нуждаемости Тещина В.И. в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что Тёщин В.И. состоит на регистрационном учете и проживает в жилом доме, общей площадью 51.1. кв.м., расположенном по адресу: в. ....... принадлежащем на праве собственности дочере Михайловой Т.В. Согласно экспертному заключению филиала ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области в Икрянинском и Лиманском районах от 13.09.2010 г. жилой дом, в котором проживает Тещин В.И., не соответствует требованиям санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.21002-00. Согласно акту проверки жилищных условий заявителя № 21 от 29.06.2010 г. (л.д. 43), протоколу жилищно-бытовой комиссии при Администрации № 6 от 29.06.2010 г. (л.д. 26) заявитель, как не имеющий собственного жилья, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлен на учет с 12.02. 2010 г., и включен в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем как граждане иной категории, определенные ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах».
Заявитель утверждает, что не ухудшал жилищных условий, а по состоянию здоровья, возраста, беспомощности был вынужден совершить отчуждение дома дочери в 2006 г., дом, где он проживает, не отвечает санитарным требованиям, в нем отсутствуют условия – водопровод не функционирует, в доме отсутствует ванная и туалет.
Отказывая заявителю в предоставлении мер социальной поддержки, определенных ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах», комиссия не учла его льготы, предоставленные ему Федеральным законом "О ветеранах", поскольку он как участник и инвалид Великой Отечественной войны имеет право на первоочередное бесплатное предоставление жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов (ч.1 п.4 ст. 14 ФЗ "О ветеранах"), п. 4 ст. 11 ФЗ "О ветеранах" признает недействительными любые законы и иные нормативные акты, которые ограничивают права и льготы, предусмотренные для ветеранов данным Федеральным законом.
В силу ч.1 п.4 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ) инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Согласно ч. 1 статьи 32 Закона Астраханской области от 10.10.2006 N 75/2006-ОЗ (ред. от 10.11.2009) "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области" жилыми помещениями обеспечиваются граждане, имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
С учетом данных положений законов, суд приходит к выводу, что Тёщин В.И. являясь участником и инвалидом Великой Отечественной войны, не имеющий собственного жилья, проживающий в неблагоустроенном доме, не отвечающем санитарным требованиям, согласно Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на меры социальной поддержки, в том числе предусмотренное подпунктом п. 4 ч.1 ст. 14 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 6 мая 2010 года N 79-ФЗ) право нуждающихся в улучшении жилищных условий на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от имущественного положения участника и инвалида войны.
Отказ комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области нарушает жилищные права заявителя на своевременное получение мер социальной поддержки.
Поскольку судом установлено нарушение прав и свобод заявителя, создание препятствий в осуществлении прав, суд приходит к выводу о незаконности и необоснованности действий комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, заявленные требования заявителя подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявленные требования Тёщина В.И. удовлетворить.
Признать действия комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области в отказе Тёщину В.И. в предоставлении мер социальной поддержки, определенных Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" незаконными.
Обязать комиссию по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области предоставить Тёщину В.И. меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Босхомджиева Б.А.