РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2010 года п. Лиман
Лиманский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Аранова И.О.
при секретаре судебного заседания Маслове В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корякиной М.А. к Государственному учреждению -Управление Пенсионного Фонда РФ в Лиманском районе Астраханской области о признании действий неправомерными и назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Корякиной М.А. обратилась в суд с иском о признании действий ГУ- Управление Пенсионного Фонда России в Лиманском районе неправомерными и назначении досрочной трудовой пенсии, указав, что она работала в должности старшей пионервожатой в ФИО10 в период с 15.08.1983 года по 14.09.1987 года; с 15.09.1987 года по настоящее время в должности учителя начальных классов в МОУ «ФИО10». В связи с тем, что педагогический стаж истицы, дающий право на досрочную пенсию за выслугу лет достиг 25 летнего стажа, 05.04.2010 года истица обратилась с заявлением в ГУ -УПФР в Лиманском районе о назначении досрочной трудовой пенсии. В назначении пенсии истице было отказано по той причине, что из ее специального стажа исключен период работы в должности старшей пионервожатой с 15.08.1983 года по 14.09.1987 года. Просит признать действия ГУ-УПФР в Лиманском районе в отказе назначении ей досрочной пенсии неправомерными, обязав ответчика включить в льготный трудовой стаж работы для назначения ей досрочной трудовой пенсии- вышеуказанный период работы в должности старшей пионервожатой и назначить досрочную трудовую пенсию, в связи с осуществлением истицей педагогической деятельности с момента обращения - с 05.04.2010 года.
В судебном заседании Корякина М.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Короткова О.А. исковые требования не признала.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12. 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона 1 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
Из материалов дела следует и судом установлено, что Корякина М.А. работала в должности старшей пионервожатой в ФИО10 в период с 15.08.1983 года по 14.09.1987 года; с 15.09.1987 года по настоящее время в должности учителя начальных классов в МОУ «ФИО10». Норма педагогической нагрузки на протяжении всего периода работы выполнялась в объеме не менее 1 ставки.
Указанные обстоятельства подтверждены объяснениями истицы, материалами дела, трудовой книжкой, справкой МОУ «ФИО10», уточняющей льготный характер работы, протоколом № 51 от 15.04.2010г. ГУ-УПФР по Лиманскому району.
Решением комиссии ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Лиманском районе Астраханской области от 15 апреля 2010 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью истице отказано, в связи с тем, что в специальный стаж, дающего право на досрочную пенсию, не включен период работы Корякиной М.А. в должности старшей пионервожатой.
Отказывая во включении в специальный стаж истицы вышеуказанного периода работы в должности старшей пионервожатой и назначении досрочной трудовой пенсии, ответчик ссылается на отсутствие правовых оснований для включения спорного периода в специальный стаж и назначения досрочной пенсии.
Указанные выводы ответчика являются необоснованными, исходя из следующего.
Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вышеуказанным лицам.
Вышеуказанными Списками и Правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в качестве пионервожатых. Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Вместе с тем, главой 6 Федерального Закона «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ предусмотрен порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. В связи с тем, что законодатель не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности «пионервожатая».
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.
Согласно п. 3 названного Постановления СМ РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Как установлено судом, в спорный период работы Корякиной М.А. действовал Перечень учреждений, организаций, должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет утвержденный Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, сельского хозяйства», в соответствии с п. 2 Положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Таким образом, Корякина М.А. имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
С учетом установленных судом обстоятельств и, исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данный период работы Корякиной М.А. в должности старшей пионервожатой подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения.
Судом установлено, что специальный стаж педагогической деятельности Корякиной М.А., с учетом периода работы в должности старшей пионервожатой превышает необходимый 25 летний стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности и составляет на момент обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении пенсии на 05.04.2010 года- 25 лет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ГУ- УПФ РФ в Лиманском районе незаконно было отказано истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, а потому исковые требования Корякиной М.А. о признания действий ГУ- Управления Пенсионного Фонда РФ в Лиманском районе неправомерными, включения в специальный стаж истицы периода работы в должности старшей пионервожатой и назначении досрочной трудовой пенсии подлежат удовлетворению, назначение пенсии необходимо произвести с момента обращения Корякиной М.А. с заявлением о назначении пенсии, т.е. с 05.04.2010 года.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Корякиной М.А. - удовлетворить.
Признать действия ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Лиманском районе Астраханской области в части отказа Корякиной М.А. в назначении досрочной трудовой пенсии неправомерными.
Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Лиманском районе Астраханской области включить Корякиной М.А. в льготный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии период работы Корякиной М.А. в должности старшей пионервожатой в ФИО10 с 15.08.1983г. по 14.09.1987г. и назначить Корякиной М.А. досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения, с 05.04.2010 года.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья