решение по делу № 2-88/2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2011 г. п. Лиман

Лиманский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Босхомджиевой Б.А.

при секретаре судебного заседания Горячевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой Л.А. к Государственному учреждению -Управление Пенсионного Фонда России в Лиманском районе Астраханской области о признании действий ГУ- Управления Пенсионного Фонда России в Лиманском районе незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Михайлова Л.А. обратилась в суд с иском о признании действий ГУ- Управления Пенсионного Фонда России в Лиманском районе незаконными, указав, что 17.05.2009 г. она обратилась в ГУ- УПФР в Лиманском районе с заявлением о назначении пенсии по старости. При назначении пенсии в трудовой стаж не включен период работы истца в крестьянском хозяйстве «ФИО3» с 01.01.1998 г. по 31.12.2001 г. Согласно ответу ГУ- УПФР в Лиманском районе от 25.11.2010 г. указанный период не включен в трудовой стаж истца, в связи с тем, что крестьянское хозяйство «ФИО3» было зарегистрировано в Пенсионном Фонде с 10.02.1995 г. по 20.03.2004 г. и за наемных работников в период с 1998 по 2001 г. страховые взносы не уплачивало. Истец просит признать незаконными действия ГУ- УПФ РФ в Лиманском районе об отказе включения в трудовой стаж периода работы в крестьянском хозяйстве «ФИО3» с 01.01.1998 г. по 31.12.2001 г., обязать ГУ- УПФ РФ в Лиманском районе включить период работы в крестьянском хозяйстве «ФИО3» с 01.01.1998 г. по 31.12.2001 г. в трудовой стаж, произвести перерасчет пенсии с 17.05.2009 г.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, указав, что она работала в КФХ «ФИО3», получала зарплату, 17.05.2009 г. ей была назначена пенсия по старости, как ей стало известно, при назначении пенсии в ее трудовой стаж не был включен период ее работы в КФХ «ФИО3» по причине неуплаты работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. То обстоятельство, что в период ее работы в крестьянском хозяйстве «ФИО3» с 01.01.1998 г. по 31.12.2001 г. работодатель не уплачивал страховые взносы, не должно лишать ее права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит и на реализацию ее права в полном объеме получать трудовую пенсию с учетом ее стажа работы в период с 01.01.1998 г. по 31.12.2001 г. в качестве работника крестьянского хозяйства «ФИО3», которое в настоящее время не существует. Страховая часть назначенной Михайловой пенсии занижена по вине работодателя, в связи с чем просила признать действия ответчика об отказе включения в трудовой стаж периода работы в крестьянском хозяйстве «ФИО3» с 01.01.1998 г. по 31.12.2001 г. незаконными, обязать ГУ- УПФ РФ в Лиманском районе включить период ее работы в крестьянском хозяйстве «ФИО3» с 01.01.1998 г. по 31.12.2001 г. в трудовой стаж, произвести перерасчет пенсии с 17.05.2009 г.

В судебном заседании представитель ответчика Короткова О.А. с исковыми требованиями истца не согласилась, указав, что крестьянское хозяйство «ФИО3» было зарегистрировано в Пенсионном Фонде с 10.02.1995 г. по 20.03.2004 г. и за наемных работников в период с 1998 по 2001 г. страховые взносы не уплачивало, в связи с чем действия ГУ- УПФ РФ в Лиманском районе об отказе включения в трудовой стаж периода работы истца в крестьянском хозяйстве «ФИО3» с 01.01.1998 г. по 31.12.2001 г. являются законными и обоснованными, просила в иске отказать.

Третье лицо - Глава КФХ «Мязин М.Н.» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, представил отзыв на заявление истца.

Суд, выслушав истца, изучив доводы возражения ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, ст. 2 ФЗ "О трудовых пенсиях" и ст. 13 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" каждому гражданину гарантировано право на социальное обеспечение, включая право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии с положениями ст.25 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (утратила силу в связи с принятием ФЗ от 11.06.2003г.) глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договора об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию. Учет трудовой деятельности членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, ведется крестьянским хозяйством самостоятельно.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что Михайлова Л.А., состояла в трудовых отношениях с крестьянским хозяйством «ФИО3», работала в указанном хозяйстве с 01.01.1998 г. по 31.12.2001 г. в должности бухгалтера, получала ежемесячно заработную плату. Решением Управления Пенсионного Фонда РФ в Лиманском районе с 17.05.2009 года Михайловой Л.А. была назначена пенсия по старости, при этом в страховой стаж не был включен период работы крестьянском хозяйстве «ФИО3» с 01.01.1998 г. по 31.12.2001 г., в связи тем, что в этот период работодателем не производились отчисления страховых взносов.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации крестьянского хозяйства, крестьянское хозяйство «ФИО3» было зарегистрировано в Администрации Лиманского района Астраханской области на основании решения от 16.12.1991 г., постановления от 09.04.1998 г.. В соответствии с ответом ГУ-УПФР по Лиманскому району крестьянское хозяйство «ФИО3» значилось зарегистрированным в Пенсионном фонде с 10.02.1995 г. по 20.03.2004 г. и за наемных работников в период с 1998 по 2001 г. страховые взносы не уплачивало, провести документальную проверку по бухгалтерским документам вышеуказанного хозяйства не представляется возможным, по причине снятия крестьянского хозяйства с учета в 2004 году и не сдачи в архив документов.

Как следует из объяснений истца, письменного отзыва третьего лица бывшего Главы КХ «ФИО3» Мязина М.Н., Михайлова Л.А. работала в КФХ «ФИО3», получала заработную плату за труд в указанном хозяйстве ежемесячно, уплата в этот период страховых взносов работодателем не производилась.

Согласно пункту 1 статьи 10 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Вместе с тем, указанная норма пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ признана Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она позволяет не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

В вышеуказанном постановлении указано, что исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав- в зависимости от того, исполнил страхователь(работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд РФ или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть3) Конституции РФ.

Принимая такое постановление, Конституционный Суд РФ учитывал отсутствие вины работника в неисполнении работодателем, который начислял страховые взносы, обязанности по их уплате в Пенсионный фонд РФ (пункт 4.3).

В Определении Конституционного Суда РФ от 4.12.2007г. № 950-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Лахденпохского районного суда Республики Карелия о проверке конституционности положения пунктов 1 и 6 статьи 25 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» указано, что утратившим силу с 1.01.2002г. Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» предусматривалось, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом РФ за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (статья 8); в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию(статья 89). Из этого следует, что уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу граждан, работающих по трудовому договору(как и в настоящее время на основании ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»), должен был производить работодатель, т.е. право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивалось (и обеспечивается в настоящее время) уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Гарантируя права застрахованных лиц (работников) законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ РФ в редакции Закона РФ от 25.09.1992г.№3543-1).

В соответствии с положениями статьи 237 КЗоТ РФ, действующего до 01.02.2002 г. взносы на государственное социальное страхование уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего заработка. Неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования. Размеры страховых взносов и порядок их уплаты устанавливаются законом.

Таким образом, судом установлено, что крестьянское хозяйство «ФИО3» было создано и существовало, значилось зарегистрированным в Пенсионном фонде с 10.02.1995 г. по 20.03.2004 г. и за наемных работников в период с 1998 по 2001 г. страховые взносы не уплачивало, Михайлова Л.И. являлась работником данного хозяйства, получала заработную плату, что подтверждено и отзывом бывшего главы КФХ «ФИО3» Мязиным М.Н., в связи с чем, в соответствии с вышеуказанными положениями законов и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 10 июля 2007 года N 9-П, определении от 4.12.2007г. № 950-О-О, истец имеет право на учет спорного периода ее работы при исчислении страхового стажа, дающего право на трудовую пенсию, несмотря на то, что в этот период за него не уплачивались страховые взносы.

Материалами дела, пенсионным делом Михайловой Л.И. установлено, что истец впервые обратился с заявлением о назначении и пересчете ему пенсии по старости 08.05.2009 г. Пенсия при отсутствии вины истца, была назначена Михайловой Л.И. 17.05.2009 г. без включения стажа ее работы за период с 01.01.1998 г. по 31.12.2001 г. и соответственно не установлен размер трудовой пенсии по старости с учетом сумм начисленных за этот период, но не перечисленных работодателем в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов, в связи с чем истец недополучал пенсию.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении N 9-П от 10 июля 2007 года, неуплата страхователем в установленный срок либо уплата не в полном размере страховых взносов в Пенсионный фонд РФ не должна препятствовать реализации права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

В силу части первой статьи 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" постановления Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу с момента провозглашения. Конституционный Суд Российской Федерации специально не оговаривал порядок вступления в силу и срок исполнения Постановления от 10 июля 2007 года N 9-П, поэтому оно должно применяться с момента его провозглашения, то есть с 10 июля 2007 года.

Как следует из положений ч.3 статьи 17 лицу (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 17.1 и 17.2 настоящего Федерального закона и обратившихся за ее установлением), осуществлявшему работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, независимо от их продолжительности в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета (корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с настоящим пунктом по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности.

Поскольку судом установлено, что вышеуказанный периоды работы истца в крестьянском хозяйстве «ФИО3» подлежит включению в страховой стаж, то при таких обстоятельствах, учитывая вышеуказанную правовую позицию Конституционного Суда РФ, а именно право истца на своевременное и в полном объеме получение трудовой пенсии, требования истца об обязании ответчика в произведении перерасчета с учетом включенных периодов работы в страховой стаж подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия ГУ -Управления Пенсионного Фонда РФ в Лиманском районе Астраханской области об отказе во включении в страховой стаж истца периода ее работы в крестьянском хозяйстве «ФИО3» с 01.01.1998 г. по 31.12.2001 г. являются незаконными, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.98, 100 ГПК РФ в пользу истца с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины и по оплате услуг представителя. Согласно квитанции истцом уплачена госпошлина в размере 200 рублей, согласно представленным квитанциям № 0026706, истец оплатил адвокату Мязину А.А. за составление искового заявления 2000 руб. Суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу Михайловой Л.А. расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей, и по оплате услуг представителя, в разумных пределах 1000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Михайловой Л.А. удовлетворить.

Признать действия ГУ -Управления Пенсионного Фонда РФ в Лиманском районе Астраханской области об отказе во включении в страховой стаж Михайловой Л.А. периода ее работы в крестьянском хозяйстве «ФИО3» с 01.01.1998 г. по 31.12.2001 г. незаконными.

Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Лиманском районе Астраханской области включить в страховой стаж период работы Михайловой Л.А. в крестьянском хозяйстве «ФИО3» с 01.01.1998 г. по 31.12.2001 г., произвести перерасчет пенсии с момента назначения пенсии с 17.05.2009 г.

Взыскать с ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в Лиманском районе Астраханской области в пользу Михайловой Л.А. расходы по госпошлине в сумме 200 рублей и по оплате услуг представителя в сумме 1000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: