решение по делу № 2-128/2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 апреля 2011 г. п. Лиман

Лиманский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Босхомджиевой Б.А.

при секретаре судебного заседания Горячевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Суханкиной Т.Ф. о признании действий жилищно-бытовой комиссии Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» Лиманского района Астраханской области незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Суханкина Т.Ф. обратилась в суд с заявлением о признании действий жилищно-бытовой комиссии Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» незаконными, указав, в обоснование своих требований, что заявитель является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, заявитель не имеет собственного жилья, имевшееся в собственности жилое помещение ею продано в феврале 2007 г., в связи с отсутствием водопровода, канализации ванной и туалета. В период с 23.08.2006 г. по 28.01.2011 г., заявитель была зарегистрирована в жилом помещении, расположенном в <адрес>, принадлежащем на праве собственности ФИО3 и ФИО4 Однако, фактически с 2004 г. заявитель постоянно проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности внучке ФИО5 В указанном жилом помещении заявитель состоит на регистрационном учете с 28.01.2011 г., там же находятся личные вещи и мебель Суханкиной Т.Ф., однако заявитель и ФИО5 совместного хозяйства не ведут, имеют раздельный бюджет. 05.03.2011 г. заявитель обратился с заявлением и необходимыми документами в Администрацию МО «Рабочий поселок Лиман» о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Из заключения акта проверки жилищно-бытовых условий по адресу: <адрес> заявитель является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако, в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении заявителю было отказано, чем нарушены права заявителя на получение мер социальной поддержки, установленных в ст. 15, 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Заявитель вынуждена проживать в чужом жилом помещении, общей площадью 59 кв.м., в котором проживают ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО6 В связи с чем, просит признать действия Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» в части отказа в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконными, обязать Администрацию МО «Рабочий поселок Лиман» поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В судебном заседании представитель заявителя Косматова Т.В. требования заявителя поддержала по основаниям, изложенным ею в заявлении, просила восстановить права вдовы участника Великой Отечественной войны.

Заинтересованное лицо - представитель Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» Файзулаева В. в судебном заседании с требованиями заявителя не согласилась, указав, что решение жилищно-бытовой комиссией Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении было принято по основаниям ч.1 ст. 53 ЖК РФ, намеренного ухудшения своих жилищных условий, согласно занимаемого жилья по месту жительства.

Суд, изучив доводы заявления, выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, материалы учетного дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Обращаясь в суд с вышеуказанными требованиями, заявитель ссылается на незаконность действий жилищно-бытовой комиссии при Администрации МО «Рабочий поселок Лиман», считая, что отказом в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении нарушены ее права на своевременное получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Согласно ч.3 ст. 52 ЖК РФ, ст.2 Закона Астраханской области от 30.12.2005 N 91/2005-ОЗ (ред. от 05.06.2006) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда" принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Таким образом, рассмотрение вопроса о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях входит в полномочия администрации МО «Рабочий поселок Лиман» Лиманского района Астраханской области.

В силу ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, принято решение о необходимости завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно ст. 21 Федерального закона №5-ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: … обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Суханкина Т.Ф., 1931 г. рождения, является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО8, и имеет право на льготы, установленные ст.21 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается удостоверением, справкой отдела министерства социального развития и труда Астраханской области по Лиманскому району, справкой Министерства обороны РФ военного комиссариата Лиманского района, что не оспаривалось в судебном заседании представителем администрации. Суханкина Т.Ф. с 28.01.2011 г. зарегистрирована в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности ФИО5, внучке заявителя. В собственности жилья Суханкина Т.Ф. не имеет, в связи с отсутствием условий для проживания, продала принадлежащее ей жилье в феврале 2007 г., с 23.08.2006 г. по 28.01.2011 г. была зарегистрирована в жилом доме, по адресу: <адрес>, принадлежащем ее сыну ФИО4, в повторный брак не вступала, что подтверждается домовыми книгами для регистрации граждан по квартире <адрес> (л.д.34), жилому дому в <адрес>.27 (л.д. 12), сообщением Лиманского отделения Астраханского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 22.02.2011 г., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области от 03.03.2011 г., свидетельством о браке.

Согласно ч.4 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из материалов дела следует, что 05.03.2011 г. заявитель обратился с заявлением и необходимыми документами в Администрацию МО «Рабочий поселок Лиман» о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, что подтверждается заявлением Суханкиной Т.Ф. и распиской председателя ЖБК администрации МО «Рабочий поселок Лиман» в получении документов о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении Суханкиной Т.Ф.

Решением (протоколом) администрации МО «Рабочий поселок Лиман» Лиманского района от 09.03.2011 г. Суханкиной Т.Ф. было отказано в принятии на учёт нуждающейся в жилом помещении, в соответствии с ч.1 ст. 53 ЖК РФ.

В статье 51 ЖК РФ названы основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда социального использования. Соответствующие правила распространяются как на малоимущих, так и на иных указанных в законе граждан ( ст. 49 ЖК). Но в отношении последних в федеральном законе или законе субъекта Федерации дополнительно могут быть установлены и иные основания признания их нуждающимися в жилых помещениях

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилом помещении признаются … не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Согласно ст. 31 ч.1 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся совместно с собственником проживающие в принадлежащем ему жилом помещении супруг, дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. При этом в силу ст. 31 ч.2 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членом его семьи.

Суд находит действия жилищно-бытовой комиссии Администрации МО «Рабочий поселок Лиман», выразившиеся в отказе постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в соответствии с ч.1 ст. 53 ЖК РФ законными, исходя из следующего.

В соответствии с положениями п.3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Из положений статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно объяснениям представителя заявителя Косматовой Т.П. следует, что причиной отчуждения заявителем в 2007 г. жилого дома, принадлежащего ей на праве собственности явилось отсутствие условий проживания в нем, заявитель в 2006 г. переехала на постоянное проживание в домовладение, расположенное в <адрес>, принадлежащее ее сыну ФИО4, зарегистрировалась и проживала в нем одной семьей с сыном ФИО4 и его супругой (представителем заявителя), однако впоследствии, в связи с тем, что у заявителя не сложились отношения со снохой -ФИО10, Суханкина переселилась на постоянное место жительство в жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности внучке ФИО5, где кроме внучки проживают ее супруг и дети. Общая площадь указанной квартиры составляет 59 кв.м. 28.01.2011 г. Суханкина Т.Ф. снялась с учета по жилому помещению в <адрес> и зарегистрировалась в квартире по адресу: <адрес>, и в настоящее время зарегистрирована и продолжает проживать в данной квартире, проживает с внучкой одной семьей, внучка ФИО5 ухаживает за бабушкой ФИО8, поскольку она в силу возраста и состояния здоровья не может самостоятельно осуществлять за собой уход, она является членом семьи ФИО5, вселена в данную квартиру внучкой в качестве члена своей семьи, половину пенсии заявитель отдает ФИО5, у них очень хорошие семейные отношения, представитель заявителя Косматова Т.П. также оказывает помощь. ФИО5 и заявителю. С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, она обратилась 05.03.2011 г.

Согласно домовой книги для регистрации граждан, проживающих в доме в <адрес>. 27, домовой книги для регистрации граждан, проживающих в доме в <адрес> (л.д. 34) и акту проверки жилищных условий заявителя от 02.03.2011 г. (л.д. 41) комиссией при Администрации МО «Рабочий поселок Лиман», объяснениям представителя заявителя и свидетелей, согласно показаниям которых Суханкина Т.Ф. проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем ее внучке ФИО5, следует, что заявитель зарегистрирована с 28.01.2011 г. и проживает в квартире, расположенной <адрес>, принадлежащем на праве собственности внучке ФИО5, общей площадью 59 кв.м., в указанном жилом доме, кроме заявителя, значатся зарегистрированными и проживает семья внучки заявителя ФИО5, в составе 5 человек, включая заявителя.

Таким образом, объяснениями представителя заявителя, свидетелей, материалами судом установлено, что Суханкина Т.Ф. до февраля 2007 г. проживала в жилом помещении, расположенном в <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности, в феврале 2007 г. указанное домовладение заявителем была отчуждено. В 2006 году заявитель была зарегистрирована в жилом доме, расположенном по адресу: в <адрес>, принадлежащем ее сыну ФИО4 и его супруге ФИО9, вселилась в качестве члена их семьи, на каждого проживающего, исходя из данных технического паспорта на жилой дом по адресу: в <адрес>, (л.д. 20) и количества проживающих- 3 чел., приходилось 27,63 кв. м общей площади, что выше учетной нормы, установленной в Лиманском муниципальном поселении, составляющем, в соответствии с Постановлением Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» № 17 от 28.03.2008 г. - 14 кв. м общей площади жилья на одного человека. Несмотря на то, что основным постоянным местом жительством заявителя являлось жилое помещение в <адрес>, где она имела регистрацию до 28.01.2011 г. заявитель переехала в жилое помещение, принадлежащей внучке ФИО5, где и проживала без регистрации.

28.01.2011 г. Суханкина Т.Ф. была поставлена на регистрационный учет по жилому помещению, площадью 59 кв. м, принадлежащей ее внучке ФИО5 по адресу: <адрес>. Причину перерегистрации заявителя в данную квартиру представитель заявителя не объяснила.

05.03.2011 г. Суханкина Т.Ф. обратилась с заявлением в Администрацию МО «Рабочий поселок Лиман» о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, заявила о своем проживании по адресу: <адрес>.

Доводы представителя заявителя о причине не проживания заявителя по месту регистрации в жилом доме, принадлежащем ее сыну -наличие неприязненных отношений между заявителем и супругой сына заявителя Косматовой Т.П., опровергаются действиями представителя заявителя Косматовой Т.П., по представлению интересов Суханкиной Т.Ф., и ее объяснениями об осуществлении ухода за заявителем, оказании ей помощи.

Кроме того, из объяснений представителя заявителя следует, что заявитель проживает в квартире, расположенной <адрес>, принадлежащем на праве собственности внучке ФИО5, с ведома и разрешения собственника квартиры - ФИО5, которая по отношению к ней является родной внучкой, является членом ее семьи. При этом заявитель является членом семьи собственника жилья ФИО5, вселена ею в качестве члена своей семьи, ими ведется общее хозяйство, что и не отрицалось и представителем заявителя.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что заявитель намеренно ухудшила свои жилищные условия, в связи с чем действия жилищно-бытовой комиссии Администрации МО «Рабочий поселок Лиман», выразившиеся в принятии решения об отказе Суханкиной Т.Ф. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не нарушают права заявителя и являются законными и обоснованными, в связи с чем заявленные требования заявителя удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Суханкиной Т.Ф. о признании действий жилищно-бытовой комиссии при Администрации МО «Рабочий поселок Лиман», Лиманского района Астраханской области, выразившиеся в принятии решения об отказе Суханкиной Т.Ф. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Босхомджиева Б.А.