решение от 02.08.2011 г. по гражданскому делу № 2 - 270/2011г.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 августа 2011 года                                                                                                      п. Лиман

Лиманский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Чернышовой Ю.А.,

при секретаре судебного заседания Мугушеве П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравченко В.П. к Государственному учреждению - Управления Пенсионного Фонда России в Лиманском районе Астраханской области о признании действий ГУ - Управления Пенсионного Фонда России в Лиманском районе незаконными, о включении в общий трудовой стаж периода работы в качестве главы крестьянского хозяйства,

УСТАНОВИЛ:

Кравченко В.П. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ г. работал в качестве главы крестьянского хозяйства «<данные изъяты>» <адрес>. В связи с достижением пенсионного возраста, обратился в Управление Пенсионного фонда России по Лиманскому району с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости. С 19.03.2004 г. Кравченко В.П. была назначена трудовая пенсия по старости. При назначении трудовой пенсии не был включен период работы Кравченко В.П. в качестве главы крестьянского хозяйства «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ г., в связи с тем, что в этот период времени крестьянским хозяйством не производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Истец просит признать незаконными действия ГУ - Управление Пенсионного фонда России по Лиманскому району об отказе включения в трудовой стаж времени работы в качестве главы крестьянского хозяйства «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ г., обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда России по Лиманскому району включить вышеуказанное время работы в общий трудовой стаж и произвести перерасчет пенсии.

В судебном заседании Кравченко В.П. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда России в Лиманском районе Короткова О.А. с исковыми требованиями истца не согласилась, просила в удовлетворении требований истца отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 25 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ) глава и другие члены хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию.

В соответствии с п. 3.6 Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР" (утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190) время работы в фермерском (крестьянском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию.

В судебном заседании установлено, что на основание Решения Президиума Лиманского районного Совета народных депутатов от 27.03.1991 г. Кравченко В.П. являлся главой крестьянского хозяйства «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. ). 19.03.2004 г. Кравченко В.П. была назначена трудовая пенсия по старости, при этом в общий трудовой стаж не включен период работы в качестве главы крестьянского хозяйства «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ г., в связи с тем, что в этот период крестьянским хозяйством «<данные изъяты>» не производились отчисления страховых взносов (л.д. ).

В силу п. 9 Постановление Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом, поэтому плательщиками взносов в Пенсионный фонд являются главы и члены КФХ.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой" указано, что своевременная и полная уплата страхователями страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - необходимое условие реализации в обязательном пенсионном страховании названных принципов, прежде всего устойчивости и автономности его финансовой системы, а также принципа солидарности, в том числе в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного пенсионного страхования. Исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд РФ или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции РФ.

В Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 950-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Лахденпохского районного суда Республики Карелия о проверки конституционности положения пунктов 1 и 6 статьи 25 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» указано, что утратившим силу с 1 января 2002 года Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривалось, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (статья 8); в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (статья 89). Из этого следует, что уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору (как и в настоящее время на основании Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), должен был производить работодатель, т.е. право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивалось (и обеспечивается в настоящее время) уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Судом установлено, чтос ДД.ММ.ГГГГ г. крестьянское хозяйство «<данные изъяты>» в лице главы (работодателя) Кравченко В.П. страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не перечисляло, тогда как в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством обязано было это делать. Страховые взносы крестьянским хозяйством «<данные изъяты>» не начислялись в связи с тем, что хозяйство работало с убытками.

Таким образом, суд приходит к выводу, поскольку Кравченко В.П. предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию в указанный период не выполнил, то отказ ГУ- Управления Пенсионного Фонда России в Лиманском районе о включении в общий трудовой стаж периода работы в качестве главы крестьянского хозяйства «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ г. является законным, заявленные требования Кравченко В.П. о включении в общий трудовой стаж периода работы в качестве главы крестьянского хозяйства «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ г. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Кравченко В.П. к Государственному учреждению - Управления Пенсионного Фонда России в Лиманском районе Астраханской области о признании действий ГУ - Управления Пенсионного Фонда России в Лиманском районе незаконными, о включении в общий трудовой стаж периода работы в качестве главы крестьянского хозяйства отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.                                                                                                                                                                                           

Судья:                                                                                              Ю.А. Чернышова