решение от 15 августа 2011 года по гражданскому делу № 2-312/2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2011 г.                                                                                                           п. Лиман

Лиманский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Чернышовой Ю.А.,

при секретаре судебного заседания Степанюк Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Яблочкина С.С. о признании действий администрации МО «Лиманский район», администрации МО «Новогеоргиевский сельсовет», ГКУ «Центр социальной зашиты населения Лиманского района» незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Яблочкин С.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц, указав, что он является ветераном боевых действий и имеет право на льготы. Поскольку у заявителя отсутствует собственное жилье, то в соответствии со ст. 16 п.1 п.п.3 ФЗ «О ветеранах» ему гарантирована мера социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. Заявитель с 08.07.2004 г. администрацией МО «Лиманский район» включен в общую очередь, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Заявитель ежегодно проходил в администрации МО «Лиманский район», а с 2006 г. в администрации МО «Новогеоргиевсикй сельсовет» перерегистрацию с представлением необходимых документов. В настоящее время заявителю стало известно, что он не включен в льготную очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в сводный список лиц, претендующих на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, за счет средств федерального бюджета, который в марте 2006 г. был направлен в Администрацию Астраханской области. Однако, по неизвестным причинам заявитель не был включен ни в льготную очередь, ни в сводный список, тем самым ему созданы препятствия и нарушены его конституционные права, а также права, предусмотренные законом «О ветеранах». Заявитель просит признать действия администрации МО «Лиманский район», администрации МО «Новогеоргиевский сельсовет» и ГКУ Астраханской области «Центр социальной зашиты населения Лиманского района» неправомерными, обязать администрацию МО «Лиманский район», администрацию МО «Новогеоргиевский сельсовет» и ГКУ Астраханской области «Центр социальной зашиты населения Лиманского района» включить Яблочкина С.С. в льготную очередь как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий на получение жилья, с момента обращения, с 08.07.2004 г.

Впоследствии Яблочкин С.С. уточнил заявленные требования, просил признать действия администрации МО «Лиманский район», администрации МО «Новогеоргиевский сельсовет» и ГКУ Астраханской области «Центр социальной зашиты населения Лиманского района» неправомерными, обязать администрацию МО «Лиманский район», администрацию МО «Новогеоргиевский сельсовет» и ГКУ Астраханской области «Центр социальной зашиты населения Лиманского района» включить Яблочкина С.С. в льготную очередь как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий на получение жилья, с момента обращения, с 08.07.2004 г., и включить Яблочкина С.С. в сводный список лиц, претендующих на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, за счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании заявитель Яблочкин С.С. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным им в заявлении.

Заинтересованное лицо - представитель Администрации МО «Лиманский район» Бакаева М.А. не возражала против заявленных требований, указав, что на основании ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ЖК РФ, Закона Астраханской области от 30.12.2005 N 91/2005-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда" с 01.01.2006 г. произошло разграничение полномочий органов местного самоуправления поселений и районов. Вопросы жилищного обустройства граждан отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений. В соответствии с распоряжением Главы Лиманского района -Р от 23.03.2006 г., на основании акта приема -передачи учетных дел граждан, состоявших на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации МО «Лиманский район» от 23.03.2006 г. учетное дело очередника Яблочкина С.С. передано в администрацию МО «Новогеоргиевский сельсовет». Яблочкин С.С. состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Администрации МО «Лиманский район» с 08 июля 2004 г., проходил ежегодную перерегистрацию и ошибочно не включен администрацией района в льготную очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в вышеуказанный сводный список. В настоящее время жилищно-бытовая комиссия района расформирована, устранение данной ошибки возможно лишь посредством обязания администрации поселения перевести Яблочкина С.С. из общей очереди в льготную очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включить Яблочкина С.С. в сводный список лиц, претендующих на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, за счет средств федерального бюджета.

Заинтересованное лицо - представитель администрации МО «Новогеоргиевский сельсовет» Толмачева Л.В. не возражал против заявленных требований, указав, что сводный список лиц, претендующих на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, за счет средств федерального бюджета формировался в 2006 г. жилищно-бытовой комиссией при администрации МО «Лиманский район». В связи с разграничением полномочий органов местного самоуправления поселений и районов, учетное дело очередника Яблочкина С.С. поступило в администрацию МО «Новогеоргиевский сельсовет» в марте 2006 г. Вины администрации МО «Новогеоргиевский сельсовет» в невключении Яблочкина С.С. в льготную очередь и в сводный список лиц, претендующих на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, за счет средств федерального бюджета, не имеется. Поскольку Яблочкина С.С. обратился с заявлением о постановке на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01.01.2005 г. и является ветераном боевых действий, он должен быть включен в льготную очередь и в сводный список. Администрация МО «Новогеоргиевский сельсовет» может устранить ошибки администрации района и перевести Яблочкина С.С. из общей очереди в льготную очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включить в сводный список заявителя.

Заинтересованное лицо - представитель ГКУ Астраханской области «Центр социальной зашиты населения Лиманского района» Студенникова Н.В. не возражала против заявленных требований, указав, что на основании ст. 16 ФЗ «О ветеранах» Яблочкин С.С. обладает правом на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, поскольку Яблочкин С.С. в период с 26.12.2000 г по 16.01.2001 г. участвовал в составе ОГВ (с) в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ, является участником боевых действий, не имеет собственного жилья, встал на учет до 1 января 2005 года. Жилищно-бытовая комиссия района в 2004 г. нарушила данное право Яблочкина С.С., поставив его на учет на получение жилья в общую очередь, а не в льготную очередь, тем самым и не включила в сводный список лиц, претендующих на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, за счет средств федерального бюджета, который в марте 2006 г. был направлен в Администрацию Астраханской области. Однако Яблочкин С.С. состоит на учете в базе граждан льготный категории Лиманского района по льготным основаниям с декабря 2004 г. как ветеран боевых действий. В настоящее время жилищно-бытовая комиссия района расформирована, устранение данной ошибки возможно лишь посредством обязания администрации поселения перевести Яблочкина С.С. из общей очереди в льготную очередь, лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включить Яблочкина С.С. в сводный список лиц, претендующих на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, за счет средств федерального бюджета.

Суд, выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, учетное дело, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Обращаясь в суд с вышеуказанными требованиями, заявитель ссылается на незаконность действий администрации МО «Лиманский район», администрации МО «Новогеоргиевский сельсовет», ГКУ Астраханской области «Центр социальной зашиты населения Лиманского района», выразившимися в невключении Яблочкина С.С. в льготную очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в сводный список лиц, претендующих на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, за счет средств федерального бюджета, просит обязать администрацию МО «Лиманский район», администрацию МО «Новогеоргиевский сельсовет», ГКУ Астраханской области «Центр социальной зашиты населения Лиманского района», включить » включить в льготную очередь как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий на получение жилья, с момента обращения, с 08.07.2004 г., и включить в сводный список лиц, претендующих на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу п.1 ч.1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" мерой социальной поддержки ветеранов боевых действий, в том числе, является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2настоящего Федерального закона.

По смыслу приведенной нормы ветераны боевых действий обладают правами на получение жилья на льготных условиях.

В соответствии с ч.3 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Из материалов дела усматривается, что Яблочкин С.С. с 08.07.2004 г. состоит на учете, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, в общей очереди, ежегодно проходил перерегистрацию, с представлением необходимых документов, с заявлением о снятии его с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий не обращался, с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий администрацией МО «Лиманский район» и администрацией МО «Новогеоргиевский сельсовет» Яблочкин С.С. не исключался, жильем до настоящего времени не обеспечен. До 01.01.2006 г. - даты разграничения полномочий органов местного самоуправления поселений и районов Яблочкин С.С. состоял на учете в администрации МО «Лиманский район». В списке лиц, претендующих на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, за счет средств федерального бюджета, в соответствии с ФЗ «О ветеранах», направленном в министерство социального развития и труда Астраханской области в марте 2006 г., заявитель отсутствует. В настоящее время учетное дело Яблочкина С.С. находится в администрации МО «Новогеоргиевский сельсовет», заявитель состоит в списке граждан в общей очереди, вставших на учет до 01 января 2005 года. Согласно военному билету (л.д. 5-11) Яблочкин С.С. участвовал в период с 26.12.2000 г. по 16.01.2001 г. в составе ОГВ (с) в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ. Данный факт подтверждается справками командира войсковой части <данные изъяты> от 26.03.2002 г. (л.д. ). Вместе с тем, статус Яблочкина С.С., как ветерана боевых действий, подтверждается списком кандидатов на получение удостоверений ветерана боевых действий № от 31.08.2004 г., удостоверением ветерана боевых действий от 22.03.2010 г., удостоверением о праве на льготы от 15.05.2002 г. (л.д. ).

Согласно данным ГКУ «Центр социальной зашиты населения Лиманского района» Яблочкин С.С., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, состоит на учете в базе граждан льготной категории Лиманского района по льготным основаниям.

Таким образом, судом установлено, что Яблочкин С.С. имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем как нуждающийся в улучшении жилищных условий, вставший на учет до 01 января 2005 года.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, сторонами не оспаривались, заявленные требования заявителя признаны заинтересованными лицами, каких-либо данных об исключении Яблочкина С.С. с учета, нуждающихся в получении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, в материалах дела не имеется, а потому заявитель имел основания на включение в льготную очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, на день подачи заявления, т.е. 08.07.2004 г., и на включение в сводный список на момент формирования вышеуказанного сводного списка и в настоящее время имеет все основания на включение его в льготную очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий и в сводный список лиц, претендующих на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, за счет средств федерального бюджета.

Поскольку составление списка является обязанностью органа местного самоуправления, списки граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, за счет средств федерального бюджета представлены в Министерство социального развития и труда Астраханской области по Лиманскому району администрацией МО «Лиманский район», то заявленные требования к ГКУ «Центр социальной зашиты населения Лиманского района» необоснованны.

Судом также установлено, что на основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Жилищного Кодекса РФ, Закона Астраханской области от 30.12.2005 N 91/2005-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда", 01.01.2006 г. произошло разграничение полномочий органов местного самоуправления поселений и районов. Вопросы жилищного обустройства граждан отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений. В соответствии с распоряжением Главы Лиманского района № 71-Р от 23.03.2006 г., на основании акта приема - передачи учетных дел граждан, состоявших на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации МО «Лиманский район» от 23.03.2006 г. учетное дело Яблочкина С.С. передано в администрацию МО «Новогеоргиевский сельсовет». В настоящее время жилищно-бытовая комиссия при администрации района расформирована, и вопросы жилищного обустройства граждан, проживающих на территории поселения администрации МО «Новогеоргиевский сельсовет» входит в полномочия жилищно-бытовой комиссии при администрации МО «Новогеоргиевский сельсовет».

Таким образом, с учетом вышеуказанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что не включение заявителя в льготную очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий и в сводный список, устанавливающего для заявителя право на получение мер социальной поддержки, нарушены права заявителя, созданы препятствия в осуществлении прав действиями ответчиков, в связи, с чем заявленные требования заявителя о признании действий администрации МО «Лиманский район» неправомерными и обязании администрации МО «Новогеоргиевский сельсовет» включить заявителя в льготную очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента обращения, с 08.07.2004 г. и в сводный список лиц, претендующих на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, за счет средств федерального бюджета направленного в министерство социального развития и труда Астраханской области в марте 2006 г., подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявленные требования Яблочкина С.С. удовлетворить.

Признать действия администрации МО «Лиманский район» незаконными.

Обязать администрацию МО «Новогеоргиевский сельсовет» Лиманского района включить Яблочкина С.С. в льготную очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента обращения, с 08.07.2004 г., и в сводный список лиц, претендующих на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, за счет средств федерального бюджета, направленного в министерство социального развития и труда Астраханской области в марте 2006 г.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.                                                                                                                                                                                                                                  

Судья:                                                                                  Ю.А. Чернышова