решение от 19 сентября 2011 года по гражданскому делу № 2 - 359/2011г.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Лиман                                                                                                    19 сентября 2011 года

Лиманский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Чернышовой Ю.А.,

при секретаре судебного заседания     Лыцевой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» об оспаривании представления прокурора Лиманского района Астраханской области,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указав, что прокурором Лиманского района Астраханской области в адрес генерального директора ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» ФИО2 вынесено представление по факту незаконного, необоснованного прекращения водоснабжения населения Лиманского района Астраханской области. Заявитель не согласен с вынесенным представлением, считает, что требования, изложенные в представлении, нарушают права и свободы генерального директора ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» при осуществлении возложенных на него должностных обязанностей, возлагают незаконные обязанности, понуждают к исполнению нормативных актов утративших законную силу. Существом проводимой проверки явилось прекращение Лиманскими групповыми водопроводами - структурными подразделениями ОАО «Астраханские водопроводы» подачи водоснабжения потребителям, указанным потребителям, расположенным на территории района. В качестве причины поставки водоснабжения прокурор указал на незаконность действий ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» по ведению режима ограничения потребления электроэнергии должнику - ОАО «Астраханские водопроводы», в связи с наличием у ОАО «Астраханские водопроводы» дебиторской задолженности по договору энергоснабжения от 21.07.2009 г. в размере более 20 млн. руб. Между тем прокурором не приняты во внимание виновные бездействия должника - ОАО «Астраханский водопроводы», который, не имея проблем со сбором денежных средств со своих потребителей за предоставленные услуги, как указывается в представлении: большая часть населения и муниципальных учреждений добросовестно оплачивали и оплачивают услуги по водоснабжению, при этом не производит своевременную оплату за потребительскую электроэнергию, ставя тем самым под угрозу надежное водоснабжение всего Лиманского района. В нарушении п. 31 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. № 861, ОАО «Астраханские водопроводы» до настоящего времени не установили ни аварийную, ни технологическую бронь, соответственно не предпринимает никаких зависящих от него действий направленных на обеспечение исполнения договорных условий со своими потребителями. Прокурор указывает на нарушение Обществом и на необходимость соблюдения в будущем нормативных актов утративших силу, а именно Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1099 от 26.09.1994 г.- утратили силу на основании постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года, Положение о порядке снижения платежей населения за некачественное предоставление жилищных и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Главы администрации Астраханской области № 386 от 27.07.2001 года, утратило силу на основании Постановления Губернатора Астраханской области № 8 от 16.01.2006 года, Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на торговых рынках», утратил силу на основании Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ. В представлении прокурор указывает на нарушение Обществом требований пункта 177 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 года. Однако, Обществом установленный порядок ввода ограничения потребления электроэнергии соблюден в полном объеме, о чем свидетельствуют письма № от 13.05.2011 г., № от 27.05.2010 г., от 18.05.2001 г., уведомление от 12.05.2011 г., от 27.05.2011 г. В связи, с чем заявитель просит признать представление прокурора Лиманского района Астраханской области от 03.02.2011 года об устранении нарушений законодательства в части ограничения энергоснабжения объектов ОАО «Астраханские водопроводы» незаконным, восстановить срок на обжалование действий прокурора Лиманского района в связи с пропуском срока по уважительной причине в связи с поздним получением копии определения Лиманского районного суда от 24.08.2011 года и 30.08.2011 года.

Представитель заявителя Григорьева Н.В., действующая на основании доверенности от 22.02.2011 года, в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям указанным в заявлении, просила признать представление прокурора Лиманского района Астраханской области № от 03.02.2011 года незаконным, восстановить срок на обжалование действий прокурора Лиманского района в связи с пропуском срока по уважительной причине.

Представитель заинтересованного лица - помощник прокурора Лиманского района Склярова О.Я. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, имеется заявление о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя прокуратуры Лиманского район, не возражает против удовлетворения заявления ОАО «Астраханская энергосбытовая компания».

Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Пунктом третьим Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.

В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Лиманского района проведена проверка по факту незаконного, необоснованного прекращения водоснабжения населения Лиманского района Астраханской области, по результатам которой установлено, что ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» допущены нарушения ст. ст. 2, 7 Конституции Российской Федерации, п. 1.4 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1099 от 26.09.1994 года, п. 2 Положения о порядке снижения платежей населения за некачественное предоставление жилищных и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Главы администрации Астраханской области № 386 от 27.07.2001 года, ст. 10 ГК РФ, ст. 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках», п. 177 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г. В адрес ОАО «Астраханская энергосбытовая компания»     прокурором Лиманского района Астраханской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства в части ограничения энергоснабжения объектов ОАО «Астраханские водопроводы» в Лиманском районе.

Как следует из вышеуказанного представления прокурора, основанием для вынесения представления в адрес генерального директора ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» явилось прекращение поставки водоснабжения потребителям, расположенным на территории Лиманского района. Причиной указанных действий предприятия «Лиманские групповые водопроводы» послужило наличие значительной непогашенной задолженности перед поставщиком электроэнергии - ОАО «Астраханская энергосбытовая компания», которое в свою очередь, прекратило отпуск электроэнергии последнему. По состоянию на 30 мая 2011 года задолженность ОАО «Астраханские водопроводы» перед ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» по оплате за поставленные энергоресурсы составила 20 825 921 рубль 71 коп., что, по мнению прокурора, нарушает ст. ст. 2, 7 Конституции Российской Федерации, п. 1.4 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1099 от 26.09.1994 года, п. 2 Положения о порядке снижения платежей населения за некачественное предоставление жилищных и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Главы администрации Астраханской области № 386 от 27.07.2001 года, ст. 10 ГК РФ, ст. 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках», п. 177 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.

В соответствии с п. 161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергии потребителей, потребителю может быть введен режим ограниения потребления электроэнергии. Пункт 160 Правил предполагает сокращение объемов потребления или временное прекращение подачи электрической энергии потребителям до уровня аварийной (технологической) брони и до полного ограничения согласно графику, предусмотренному актом согласования аварийной и технологической брони, а при отсутствии установленной аварийной (технологической) брони - до полного ограничения в случае наступления предусмотренных настоящим разделом обстоятельств.

Судом установлено, что между ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» и ОАО «Астраханский водопроводы» заключен договор энергоснабжения № 10553 от 21.07.2009 г., согласно п. 1.1 договора гарантирующий поставщик обязан осуществлять продажу электрической энергии (мощность), а также самостоятельно или путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией Абонента, а Абонент обязан принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в срок, на условиях определенных настоящим Договором по действующим на момент расчета ценам. ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» обеспечивает поставку абонентам электрической энергии. В нарушении установленных договором обязательств ОАО «Астраханский водопроводы» не производит оплату принимаемой электроэнергии в установленные договором сроки, и имеют просроченную дебиторскую задолженность более 20 млн. рублей.

Пунктом 168 Правил указано, что перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении N 6. В отношении таких потребителей (отдельных объектов) в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189настоящего документа, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).

Согласно п. 31 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. № 861, потребитель электрической энергии, согласно требованиям нормативных правовых актов, включен в перечень потребителей (отдельных объектов) ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, составляется акт согласования аварийной и технологической брони. Акт согласования аварийной и технологической брони составляется потребителем электрической энергии и направляется сетевой организации (гарантирующему поставщику, энергосбытовой организации). Потребитель, нарушивший требование настоящего пункта в части обязанности составления акта согласования аварийной и технологической брони, несет ответственность перед сетевой организацией (гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией) в порядке, предусмотренном договором оказания услуг по передаче электрической энергии (договором энергоснабжения).

Как установлено, было судом, ОАО «Астраханские водопроводы» является потребителем, ограничения режима потребления которого ниже уровня брони не допускается. Однако ОАО «Астраханские водопроводы» не установило ни аварийную, ни технологическую бронь, не предприняло никаких действий направленных на обеспечение исполнения договорных условий со своими потребителями.

В соответствии с пунктом 177 Правил ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств, а также в случае прекращения исполнения обязательств сторон по договору в отношении потребителей, указанных в пункте 168настоящего документа, применяется в следующем порядке: инициатор введения ограничения направляет потребителю уведомление о возможном ограничении режима потребления до уровня технологической брони в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате электрической энергии (соответствующих услуг) в определенный в уведомлении срок. В указанный срок такой потребитель обязан погасить (оплатить) имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления. В случае непогашения (неоплаты) указанной задолженности потребителя до истечения установленного в уведомлении срока может быть введено частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, а через 5 дней с даты такого ограничения режима потребления - до уровня аварийной брони.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» порядок ввода ограничения установленный п. 177 Правил был соблюден в полном объеме. Общество направляло потребителю уведомления о возможном ограничении режима потребления, что подтверждается письмом от 13.05.2011 года, от 27.05.2011 года, уведомлением от 12.05.2011 года, от 27.05.2011 года. ОАО «Астраханские водопроводы» не предприняло никаких мер к урегулированию имеющейся задолженности. Согласно письму директора ОАО «Астраханские водопроводы» ФИО1 от 18.05.2011 года указано, что в случае не урегулирования вопроса, Общество не возражает в ограничении поставки электроэнергии в соответствии с уведомлением от 12.05.2011 г. ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» с 01.06.2011 года до 03.06.2011 года было осуществлено частичное ограничение режима потребления электроэнергии по согласованным с потребителем объектов энергопотребления.

Кроме того, судом установлено, что прокурор Лиманского района Астраханской области в своем представлении указывает на нарушение ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1099 от 26.09.1994 года, Положения о порядке снижения платежей населения за некачественное предоставление жилищных и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Главы администрации Астраханской области № 386 от 27.07.2001 года, ст. 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках», требует устранить допущенные нарушения, привлечь к строгой дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения. Однако указанные нормативные акты на момент вынесения представления прокурором Лиманского района утратили законную силу.

Согласно п. 2 ст. 256 ГПК РФ пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» получила определение Лиманского районного суда от 24.08.2011 года об оставлении заявления без движения 30 августа 2011 года, а срок для исправления недостатков был определен до 29 августа 2011 года, в связи, с чем обратилось в суд только 08 сентября 2011 года.

Таким образом, суд считает, что ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» не пропустила срок на обжалование действий прокуратуры Лиманского района Астраханской области.

Исходя из вышеизложенного, указанные в представлении прокурора Лиманского района Астраханской области требования об устранении нарушений действующего законодательства в части ограничения энергоснабжения объектов ОАО «Астраханские водопроводы» являются незаконными, необоснованными, нарушающими права и свободы ОАО «Астраханская энергосбытовая компания». При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления заявителя.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

      

Заявленные требования ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» удовлетворить.

Признать представление прокурора Лиманского района Астраханской области от 03.02.2011 года об устранении нарушений действующего законодательства в части ограничения энергоснабжения объектов ОАО «Астраханские водопроводы» незаконным.       

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения.     

           Судья:                                                                  Ю.А. Чернышова