РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 2-320/2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2011 г.                                                                                                          п. Лиман

Лиманский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Босхомджиевой Б.А.,

при секретаре судебного заседания Горячевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Завтур Р.Г. о признании действия Управления Федеральной миграционной службы России по Астраханской области незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указав, что заявитель родился ДД.ММ.ГГГГ в СССР - Украинской ССР в <адрес>. С 2000 г. заявитель постоянно проживает на территории РФ, до 25.06.2002 г. проживал в <адрес>. 28.06.2002 г. с матерью ФИО3 и бабушкой ФИО4 заявитель переехал на постоянное место жительство в <адрес>, где и проживает по настоящее время. В 2002 г. мать заявителя обратилась в ПВС Лиманского РОВД с заявлением о выдаче паспорта гражданина РФ по рождению, однако в выдаче паспорта заявителю было отказано. Причиной отказа явился факт рождения заявителя на территории Украинской ССР, входящей в состав СССР. Заявитель не имеет гражданства и паспорта. На протяжении 9 лет мать заявителя и заявитель обращаются в соответствующие органы, что не дало положительных результатов. Ответом УФМС России по Астраханской области от 08.04.2011 г. заявителю отказано в признании его гражданином РФ по рождению. По основаниям ст. 12 ФЗ от 31 мая 2002 г. "О гражданстве РФ", ч.2 ст. 13 Закона РФ от 28 ноября 1991 года "О гражданстве РФ", учитывая Постановление Конституционного суда РФ от 16 мая 1996 № 12-П заявитель просит признать незаконным отказ УФМС России по Астраханской области в признании за Завтур Р.Г. гражданства РФ по рождению. Обязать УФМС России по Астраханской области признать за Завтур Р.Г. принадлежность к гражданству РФ по рождению.

Заявитель Завтур Р.Г. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям указанным в заявлении, указав, что его мать ФИО3 родилась на территории РСФСР- г. Томске, 02.03.2011 г. брак его родителей ФИО3 и ФИО5 расторгнут в 2001 г., место рождения и местожительство отца заявителю неизвестно, возможно проживает на Украине, на дату рождения заявителя- ДД.ММ.ГГГГ в СССР - Украинской ССР в <адрес>, отец заявителя на момент его рождения являлся гражданином СССР, его мать ФИО3 -гражданка РФ по рождению. С 2000 г. заявитель с матерью ФИО3 постоянно проживает на территории РФ. Письмом Управления ФМС по Астраханской области от 22.07.2011 г. указано, что мать заявителя гражданкой РФ по рождению не является и одновременно гражданство с ней заявитель не приобретал, учитывая указанные обстоятельства а также и то, что на 06.02.1992 г. заявитель не проживал на территории РФ, ему было отказано в признании за ним гражданства РФ по рождению.

Представитель заявителя Мочалова О.В. поддержала требования Завтур Р.Г., указав о незаконности действий Управления Федеральной миграционной службы России по Астраханской области, просила заявленные требования удовлетворить.

Представитель заинтересованных лиц - Управления Федеральной миграционной службы России по Астраханской области, Управления Федеральной миграционной службы России по Астраханской области в Лиманском районе Очиров С.В. в судебном заседании с заявленными требованиями заявителя не согласился, поддержал доводы возражения, просил в заявленных требованиях отказать.

Суд, изучив доводы заявления, возражения, выслушав стороны, свидетеля ФИО3, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года N 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (п. 1 Положения).

Для получения паспорта гражданин представляет заявление, свидетельство о рождении, две фотографии; при необходимости для получения паспорта представляются документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (п. 11 Положения). Согласно пункту 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие или отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка наличия соответствующих обстоятельств.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.

Из материалов дела усматривается, что Завтур Р.Г. родился ДД.ММ.ГГГГ на территории бывшего СССР- Украинской ССР в <адрес>. Родителями заявителя являются ФИО5 и ФИО3 До 2000 г. заявитель со своей семьей проживал на Украине. С 2000 г. заявитель постоянно проживает на территории РФ, до 25.06.2002 г. проживал в <адрес>. 28.06.2002 г. с матерью ФИО3 и бабушкой ФИО4 заявитель переехал на постоянное место жительство в <адрес>, где и проживает по настоящее время. Мать заявителя ФИО3 является гражданкой РФ по рождению, имеет паспорт гражданина РФ. Решением Октябрьского районного суда города <адрес> от 13.03.2011 г. брак между ФИО3 и ФИО5 расторгнут. Местожительство, принадлежность к гражданству отца заявителя Завтур Р.Г. неизвестно. ФИО3 до совершеннолетия сына Завтур Р.Г. длительное время добивалась получения паспорта гражданина РФ, обращалась в ОУФМС России по Астраханской области в Лиманском районе.

Решением Лиманского районного суда Астраханской области от 24.12.2009 г. установлен факт проживания Завтур Р.Г. на территории РФ на июнь 2002 г.

Согласно письму Управления федеральной миграционной службы по <адрес> области от 01.07.2011 г. Завтур Р.Г. в приобретении, выходе из российского гражданства в установленном порядке не значится. Согласно ответу территориального органа Федеральной миграционной службы от 22.07.2011 г. сведения о гражданской принадлежности отца заявителя ФИО5 отсутствуют.

16.08.2010 г. Завтур Р.Г. выдано разрешение на временное проживание лица без гражданства в РФ.

18.05.2011 г. Завтур Р.Г. обратился в ОУФМС по Лиманскому району Астраханской области, Управление Федеральной миграционной службы России по Астраханской области с заявлением о признании за ним гражданства РФ по рождению, выдаче ему паспорта гражданина РФ на основании ст. 12 Федерального закона от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Письмом территориального органа Федеральной миграционной службы от 22.07.2011 г. заявителю было сообщено об отсутствии оснований для приобретения им гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Считая вышеуказанное решение Отдела Управления федеральной миграционной службы по Астраханской области незаконным и необоснованным, Завтур Р.Г. обратился в суд с заявлением о его оспаривании, указывая на то, что родился в ДД.ММ.ГГГГ в Украинской ССР, в 2000 г. переехал на постоянное место жительства в РФ, его мать ФИО3 является гражданкой РФ по рождению.

В соответствии с пунктом "а" статьи 5 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона. В соответствии с частью седьмой статьи 4 того же Федерального закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

В силу ч. 1 ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день его рождения: один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства (п. "в"); оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляют ребенку свое гражданство (п. "г").

При этом ребенок, согласно статье 3 названного Федерального закона, - это лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда, выраженной в Определении от 21 апреля 2005 года N 118-0 "По жалобе гражданки Даминовой С.Р. на нарушение ее конституционных прав пунктом "а" части первой статьи 12 ФЗ "О гражданстве РФ", По буквальному смыслу пункта "а" части первой статьи 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" во взаимосвязи с его статьей 3, положение данного пункта распространяется только на лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, однако оно подлежит применению в системной связи с другими законоположениями, касающимися определения наличия у лица гражданства Российской Федерации, и с учетом следующей правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющем свою силу Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П.

В соответствии со ст. 13 ч.2 Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28.11.1991 N 1948-1 лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения.

Согласно ст. 4 названного Закона проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П, согласно части второй статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года "О гражданстве Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации. Из названного положения вытекает, что такие лица состоят в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу статьи 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению. Следовательно, выражение "считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации" означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, - и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают его в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации на момент вступления в силу названного Закона, так как в его статье 4 установлено, что проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает российского гражданства.

Развивая приведенную правовую позицию применительно к новому правовому регулированию приобретения гражданства Российской Федерации, установленному Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 21 апреля 2005 года N 118-О и от 24 мая 2005 года N 235-О указал, что признание гражданства Российской Федерации по рождению родителей, постоянно проживавших на территории Российской Федерации и бывших гражданами СССР, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 года N 12-П является в силу принципа "право крови", действовавшего согласно законодательству и в период существования СССР, основанием признания гражданства Российской Федерации по рождению и их ребенка - независимо от места его рождения на территории бывшего СССР, если только он не утратил это гражданство по собственному свободному волеизъявлению.

Из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, которые сохраняют свою силу и являются общеобязательными, следует, что лица, бывшие гражданами СССР и приобретшие право на признание их гражданами Российской Федерации по рождению в силу статьи 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", как и их дети, для которых такое право вытекает из принципа "права крови", не могут утратить это право иначе как путем собственного свободного волеизъявления. При этом, поскольку в соответствии с частью второй статьи 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" лица, родившиеся позднее 30 декабря 1922 года и утратившие гражданство бывшего СССР, были признаны состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, в том числе в тех случаях, если хотя бы один из их родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации, такие лица также считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжают, в том числе в системе нового правового регулирования, установленного Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации", сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления.

Согласно ст. 13 Закона РФ "О гражданстве РФ" и п.1 раздела II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. N 386 (в редакции от 27 декабря 1993 года), признание принадлежности к гражданству Российской Федерации не требует ни каких-либо действий со стороны граждан, ни вынесения по этому вопросу какого бы то ни было решения государственными органами. При признании бывших граждан СССР гражданами Российской Федерации на основании статьи 13 Закона РФ "О гражданстве РФ" они считаются состоящими в российском гражданстве с момента первоначального приобретения ими гражданства Союза.

Государство гарантирует всем равенство в правах и свободах, в том числе независимо от места жительства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации). Следовательно, установление для лиц, состоявших в российском гражданстве по рождению, каких-либо различий в праве на гражданство в зависимости от места жительства не соответствует Конституции Российской Федерации. Все состоявшие в гражданстве Российской Федерации по рождению, независимо от времени их возвращения в Российскую Федерацию, должны пользоваться равными правами, включая равное право на гражданство.

Учитывая, что заявитель Завтур Р.Г., родился ДД.ММ.ГГГГ на территории бывшего СССР- Украинской ССР, его мать ФИО3 является гражданкой РФ по рождению, поскольку родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. <адрес>, РСФСР, заявитель не изъявлял своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации, не является гражданином другого государства и прибыл в 2000 г. в возрасте 12 лет на постоянное жительство в пределы Российской Федерации, где и проживает по настоящее время, также учитывая вышеприведенные нормы, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 21 апреля 2005 года N 118-О, от 24 мая 2005 года N 235-О, Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 года N 12-П, суд приходит к выводу, что действия УФМС России по Астраханской области в отказе признании за Завтур Р.Г. принадлежности к гражданству по рождению, являются незаконными и необоснованными, нарушающими права и свободы заявителя.

Доводы возражения УФМС России по Астраханской области, что мать заявителя ФИО3 приобрела гражданство в результате восстановления в Российском гражданстве, необоснованны, поскольку, исходя из положений постановления Конституционного Суда РФ от 16.05.1996 г. следует, что вопреки правоприменительной практике мать заявителя ФИО3 была восстановлена в Российском гражданстве, а не признана гражданином РФ по рождению в соответствии со ст. 12 -15 Закона «О гражданстве РФ», поскольку она родилась в РСФСР, от гражданства РФ не отказывалась, иное гражданство не принимала, заявление о выходе из гражданства РФ не писала. Данное обстоятельство не может являться основанием для ограничения прав заявителя.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования Завтур Р.Г. о незаконности действий УФМС России по Астраханской области об отказе в признании за ним гражданства РФ по рождению обоснованны, в связи с чем подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

      

Заявленные требования Завтур Р.Г. удовлетворить.

Признать действия УФМС России по Астраханской области в отказе признании за Завтур Р.Г. гражданства Российской Федерации по рождению являются незаконными, необоснованными, нарушающими права и свободы заявителя.

Обязать УФМС России по Астраханской области признать принадлежность Завтур Р.Г. к гражданству Российской Федерации по рождению.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.     

Судья:                                                                  Босхомджиева Б.А.