РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 октября 2011 г. п. Лиман Лиманский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Босхомджиевой Б.А. при секретаре судебного заседания Горячевой М.А., при участии адвоката Кимаевой И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бурцева Н.Т. о признании действий комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан незаконными, УСТАНОВИЛ: Бурцев Н.Т. обратился в суд с заявлением о признании действий комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан незаконными, указав, что является участником Великой Отечественной войны, ему на праве собственности принадлежит жилое помещение и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Вышеуказанный жилой дом представляет собой каркасно-камышитовое строение, 1965 г.постройки, общая площадь дома -59,5 кв.м., жилая площадь -36.6 кв.м., на протяжении длительного времени жилое помещение непригодно для проживания, фундамент от времени и сырости деформирован, частично разрушен, за счет просадки дома имеются отдельные трещины, отслойка глиняного покрытия стен, из-за отсутствия гидроизоляции деформирован потолок, в комнате имеются прогнившие оконные рамы, нижняя часть стен пропитана влагой, канализация в доме отсутствует, во дворе имеется водоразборная колонка. В связи с чем, жилое помещение заявителя признано не соответствующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (экспертное заключение «Центр гигиены и эпидемиологии» № 96 от 12.09.2011 г.). В связи с преклонным возрастом заявителя, наличием инвалидности 2 группы, стенокардией и церебральным атеросклерозом, перенесенным инсультом, частичной парализацией левой руки и левой ноги, у заявителя отсутствуют физические и материальные возможности для того, чтобы привести вышеуказанное жилое помещение в надлежащий вид: обложить камышитовые стены кирпичом, создать необходимые санитарные условия, а потому с 2005 г. с заявителем в его доме проживают его родственники: сын ФИО4 внучка ФИО5, правнуки ФИО6, ФИО7 Данные родственники осуществляют за заявителем уход, так как Бурцев Н.Т. передвигается только в инвалидном кресле. Поскольку указанные граждане своего жилья не имеют, проживают длительное время по адресу: <адрес>, во избежание административного наказания, они были вынуждены в 2011 г. зарегистрироваться в жилом помещении заявителя. Регистрация указанных граждан произведена не с целью намеренно ухудшить свои жилищные условия, а продиктована необходимостью постоянного постороннего ухода за заявителем и требованиями законодательства. Жилищно-бытовой комиссией по постановке на учет малоимущих граждан при администрации МО «Зензелинский сельсовет» 05.05.2010 г. заявитель был постановлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории «Участник Великой Отечественной войны» и включен в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем на основании ФЗ № 5 от 12.01.1995 г. «О ветеранах». Протоколом заседания комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от 02.06.2011 г. заявителю отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Заявитель считает действия вышеуказанной комиссии незаконными, поскольку он, в соответствии с положениями ст. 15, 21 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на первоочередное бесплатное предоставление жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Последствия, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ, применяемые при намеренном ухудшении гражданами своих жилищных условий, в данной ситуации не применимы, так как такие намерения у заявителя отсутствовали, ввиду того, что имеющиеся жилищные условия, не соответствующие всем необходимым требованиям нельзя было ухудшить только в результате постановки на регистрационный учет родственников, длительное время проживавших с ним и осуществляющих ежедневный уход за больным человеком. Имеющиеся жилищные условия не позволяют проживать в таком помещении престарелому человеку, который кроме того является инвалидом 2 группы. В связи с чем, учитывая, что отказом комиссии по обеспечению жильем в предоставлении мер социальной поддержки заявителю, нарушены его права, просит признать действия комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в отказе заявителю в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем незаконными, обязать вышеуказанную комиссию предоставить ему меры социальной поддержки по обеспечению жильем. В судебном заседании представитель заявителя Черникова Т.И. требования заявителя поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила восстановить права участника Великой Отечественной войны, считает данный отказ комиссии неправомерным, поскольку никаких намеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий, заявитель не совершал. Родственники заявителя вселились в жилое помещение Бурцева И.Т. в 2005 г., в связи с необходимостью ухода за престарелым и страдающим рядом заболеваний дедушкой. В доме Бурцева Н.Т. отсутствует канализация, баня находится во дворе домовладения, заявитель не имеет возможности самостоятельно осуществлять свой уход, одному человеку не под силу ухаживать за заявителем, водить его в баню, а потому с Бурцевым Н.Т. в его домовладении с 2005 г. проживает она- представитель заявителя Черникова с двумя малолетними детьми, ее отец и сын заявителя - ФИО20 дочь и внучка заявителя, приехавшая ухаживать за ним с <адрес> всего 6 человек. Бурцев Н.Т. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, страдает заболеваниями стенокардией и церебральным атеросклерозом, перенесенным инсультом, частичной парализацией левой руки и левой ноги, передвигается в инвалидной коляске. Жилое помещение заявителя не пригодно для проживания. Представитель заинтересованного лица- Администрации МО «Зензелинский сельсовет» Шовгурова Г.Н. в судебном заседании поддержала требования заявителя, указав, что заявитель является участником ВОВ, у него отсутствуют нормальные условия для проживания, в его жилом помещении, кроме заявителя проживают с 2005 г. сын, внучка с двумя детьми, дочь с внучкой, приехавшие с <адрес> ухаживать за престарелым отцом Бурцевым Н.Т., заявитель был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, в соответствии с ФЗ «О ветеранах». Заинтересованные лица - представители комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, правительства Астраханской области в судебное заседание не явились. О дне слушания дела извещены надлежаще. Представитель заинтересованного лица - ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» Очир-Горяева Н.А. в судебном заседании поддержала доводы возражения, возражала против удовлетворения требований Бурцева Н.Т. Суд, выслушав стороны, изучив отзыв ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района», просившего отказать в удовлетворении заявленных требований заявителя, заслушав свидетелей ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, исследовав материалы дела, выслушав адвоката Кимаеву И.М., приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с Положением о комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, утвержденным Постановлением Правительства Астраханской области от 21 ноября 2006 г. N 395-П, комиссия является постоянно действующим координационным органом по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением жилья за счет средств федерального бюджета гражданам, вставшим на учет до 1 января 2005 года, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Для реализации возложенных на нее задач комиссия осуществляет следующие функции: - рассматривает представляемый структурными подразделениями с правами юридического лица министерства социального развития и труда Астраханской области в муниципальных районах Астраханской области на основании сведений, переданных в установленном порядке органами местного самоуправления, сводный список кандидатов из числа отдельных категорий граждан на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в текущем году, определяет правомерность включения кандидатов в сводный список, составляет список получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем в текущем году с последующим представлением на утверждение в министерство социального развития и труда Астраханской области и министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области (п. 2.2). Мера социальной поддержки предоставляется в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на территории Астраханской области. Формирование списка получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется структурными подразделениями с правами юридического лица исполнительного органа государственной власти Астраханской области, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере социального развития. Указанные списки формируются в порядке существующей очередности ежегодно по состоянию на 1 мая согласно сведениям, представленным органами местного самоуправления с приложением соответствующих документов, в том числе, выписки из решения органа местного самоуправления (жилищной комиссии) о принятии гражданина на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в котором указаны дата и основание принятия на учет, состав семьи, номер очередности (п.п.4 ч.2 ст.33 Закона Астраханской области). Из материалов дела следует и судом установлено, что Бурцев Н.Т. является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается военным билетом НД № 1350391, удостоверением, выданным Астраханским областным военкоматом 05.12.1980 г. дающим право на льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах" и Бурцев Н.Т. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию бессрочно, имеет в собственности жилой дом, общей площадью -59,5 кв.м., жилой площадью -36,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирован и проживает. В указанном жилом доме, кроме заявителя, значатся проживающими и зарегистрированными с 25.02.2011 г. и 09.04.2011 г. его родственники: сын ФИО4, внучка ФИО5, правнуки ФИО6, ФИО7 В мае 2011 г. Бурцев Н.Т. обратился с заявлением на имя главы администрации Зензелинского сельсовета о постановке заявителя на учет как участника Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Согласно протоколу № 3 от 05.05.2011 г. заседания жилищно-бытовой комиссии по постановке на учет малоимущих граждан при администрации МО «Зензелинский сельсовет» от 05.05.2010 г. Бурцев Н.Т. был постановлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории «Участник Великой Отечественной войны» и включен в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем на основании ФЗ № 5 от 12.01.1995 г. «О ветеранах». Решением комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от 02.06.2011г., созданной постановлением Правительства Астраханской области от 21.11.2006г. № 395-П, Бурцеву Н.Т. отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем на основании ст. 53 Жилищного Кодекса РФ. Обращаясь в суд с вышеуказанными требованиями, заявитель ссылается на незаконность действий комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, считая, что нарушены его права на своевременное получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, заявителем указано, что проживает в собственном жилом помещении, признанным не соответствующим санитарным нормам и правилам, регистрация указанных граждан произведена не с целью намеренно ухудшить свои жилищные условия, а продиктована необходимостью постоянного постороннего ухода за заявителем и требованиями законодательства. Родственники заявителя проживают с ним с 2005 г., однако зарегистрированы в его жилом помещении с 2011 г. В силу ч.3 ст.49 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (пункт 3). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от <...> N 30) необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Вместе с тем, согласно предписаниям по исполнению Указа, при предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения компетентным органом должна быть проведена проверка обстоятельств нуждаемости лица в улучшении жилищных условий и наличия у него соответствующего права. Согласно ч. 1 статьи 32 Закона Астраханской области от 10.10.2006 N 75/2006-ОЗ (ред. от 10.11.2009) "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области" жилыми помещениями обеспечиваются граждане, имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Из приведенных положений закона следует, что право на обеспечение жильем имеют участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях. Отказывая Бурцеву Н.Т. во включении его список получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем, комиссия сослалась на намеренное ухудшение заявителем своих жилищных условий. В соответствии с положениями п.3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. В соответствии со ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела. Как указывалось выше, Бурцев Н.Т. проживает в собственном жилом помещении, согласно техническому паспорту на жилой дом, расположенный в <адрес> общая площадь дома составляет 59,5 кв.м., жилая площадь-36,6 кв.м. Из объяснений представителя заявителя Черниковой Т.И., следует, что родственники Бурцева Н.Т. в количестве 4 человек проживают в жилом помещении заявителя с 2005 г., кроме того без регистрации с 04.04.2010 г. проживают дочь ФИО13 и внучка заявителя ФИО14, приехавшие из <адрес>. В обоснование указанных доводов и доказательства отсутствия у заявителя умысла на наличие намеренного ухудшения жилищных условий приведены свидетельские показания, рапорт участкового, справка Администрации МО «Зензелинский сельсовет», и ряд других документов, свидетельствующих о составе семьи заявителя, а также выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества от 22.03.2011 г., справкой Лиманского отделения Астраханского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» в соответствии с которыми за вышеуказанными гражданами право собственности на жилые помещения, на жилые дома и квартиры не зарегистрировано. Вместе с тем, представленные представителем заявителя документы: экспертное заключение о проверке соответствия объекта санитарно-эпидемиологическим требованиям от 02.09.2011 г., акт обследования жилищно-бытовых условий заявителя от 04.05.2011 г., от 13.09.2011 г., постановление администрации МО «Зензелинский сельсовет» от 05.05.2011 г., справка Администрации МО «Зензелинский сельсовет» от 27.04.2011 г., выписки из ЕГРП и сделок с ним от 22.04.2011 г., содержащие сведения о составе семьи Бурцева Н.Т. в количестве 5 человек, и сведения об адресе пребывания датированы - 04.05.2011 г., 05.05.2011 г., 02.09.2011, 13.09.2011 г., уже после регистрации указанных граждан ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО4 в домовладении заявителя и потому не служат доказательствами проживания указанных граждан в домовладении заявителя с 2005 г. Объяснениями представителя заявителя также установлено, что до ее вселения с детьми в жилое помещение заявителя, и вселения в него сына заявителя -ФИО4, указанные граждане проживали в жилых домах, принадлежащим их супругам, ФИО5 с детьми проживала в <адрес>, ФИО4 по адресу: <адрес>. Не могут быть приняты во внимание в качестве доказательств проживания родственников Бурцева Н.Т. в составе 4 человек с 2005 г. в жилом помещении, принадлежащем заявителю и объяснения представителя заинтересованного лица администрации в лице Шовгуровой Г.Н., согласно которым ей как работнику администрации, посещающему Бурцева Н.Т. на праздники, известно, что с дедушкой проживали его сын, внучка и ее дети с 2005 г., поскольку Шовгурова посещает дом заявителя лишь на праздники, а нахождение близких родственников заявителя в его доме на праздники в период посещения работников администрации возможно. Кроме того, вышеуказанные показания представителя заявителя о ее проживании с детьми и отцом Бурцевым Н.Т. с 2005 г. находятся в противоречии с показаниями свидетеля в части периода проживания сына заявителя -ФИО4 в вышеуказанном жилом помещении. Так, из объяснений свидетеля следует, что она с матерью проживает в домовладении Бурцева Н.Т. около 2 лет, ФИО5 с детьми проживает в жилом помещении заявителя с 2005 г., сын заявителя ФИО4 с 2009 г. Суд не может принять в качестве доказательства проживания вышеуказанных граждан с 2005 г. в домовладении заявителя и объяснения свидетеля ФИО13, поскольку указанный свидетель является родной дочерью Бурцева Н.Т., проживает в его жилом помещении, осуществляет за ним уход и является в силу этого заинтересованным в исходе дела лицом. Таким образом, доводы представителя заявителя о проживании родственников заявителя в жилом помещении заявителя длительное время с 2005 г. и рапорт участкового УУП ОВД Лиманского района Дронова, объяснения свидетеля ФИО11 и ФИО12 не подтверждены другими доказательствами и опровергаются домовой книгой для регистрации граждан, проживающих в жилом доме № <адрес> Так, согласно данным домовой книги для регистрации граждан, проживающих в доме № <адрес> справки Администрации МО «Зензелинский сельсовет» Лиманского района следует, что ФИО5 с двумя малолетними детьми, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, сын заявителя ФИО2 зарегистрированы в собственником вышеуказанном жилом помещении 25.02.2011 г., 09.04.2011 г. Согласно материалам дела, Бурцев Н.Т. обратился с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в мае 2011 г., решением жилищно-бытовой комиссии при местной администрации был постановлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий 05.05.2011 г. Таким образом, судом установлено, что регистрация собственником жилого помещения родственников в количестве 4 человек произведена непосредственно перед обращением заявителя с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Постановлением Администрации МО «Зензелинский сельсовет» № 17 от 28.03.2008 г. "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 14 кв. м общей площади на одного человека. При этом, в силу п. 4 ст. 50 ЖК РФ под учетной нормой понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. После регистрации 25.02.2011 г. 09.04.2011 г. родственников заявителя в жилом помещении заявителя, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи стала менее учетной нормы- 11,9 кв.м. Таким образом, в судебном заседании установлено, что регистрация граждан -родственников заявителя в составе 4 человек в жилом помещении Бурцева Н.Т. ухудшила жилищные условия заявителя и явилась основанием для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий. В связи с чем, комиссия в рамках предоставленных ей полномочий определяя правомерность включения кандидатов в сводный список, получателей мер социальной поддержки, а именно нуждаемость кандидата в улучшении жилищных условий, учитывая наличие у Бурцева Н.Т. в собственности жилого помещения, регистрацию Бурцевым Н.Т. -ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО4 в своем жилом помещении родственников в составе 4 человек ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, непосредственно перед его обращением с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и обращением за оказанием мер социальной поддержки по обеспечению жильем, правомерно, ссылаясь на ст. 53 Жилищного Кодекса РФ, отказала заявителю по включении его в список получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Оспаривая незаконность действий комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, представитель заявителя также указал, что жилой дом, в котором проживает Бурцев Н.Т., не соответствует санитарным нормам и не пригоден для проживания престарелого и человека, страдающего рядом заболеваний, в результате чего ст. 53 ЖК РФ не применима в данной ситуации. Согласно представленному представителем заявителя экспертному заключению № 96 от 12.09.2011 г. дом заявителя Бурцева Н.Т. в <адрес>. 10 представляет собой каркасно-камышитовое строение, 1965 г.постройки, общая площадь дома -59,5 кв.м., жилая площадь -36.6 кв.м., на протяжении длительного времени жилое помещение непригодно для проживания, фундамент от времени и сырости деформирован, частично разрушен, за счет просадки дома имеются отдельные трещины, отслойка глиняного покрытия стен, из-за отсутствия гидроизоляции деформирован потолок, в комнате имеются прогнившие оконные рамы, нижняя часть стен пропитана влагой, канализация в доме отсутствует, только во дворе имеется водоразборная колонка. в связи с чем вышеуказанный жилой дом признан не соответствующим требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно- эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», МУ 2235-81 от 24.02.1981 г. «Методические указания по осуществлению государственного санитарного надзора за устройством и содержанием жилых зданий». Согласно п. 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Вместе с тем, вышеуказанное экспертное заключение не свидетельствует о непригодности жилого помещения заявителя для проживания. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ). Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение). Следует отметить, что согласно пункту 12 указанного Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. Таким образом, если решением вышеназванной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат. Судом установлено, что Бурцев Н.Т. либо его представитель не обращались с заявлением об оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям и даче заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, в материалах дела отсутствует заключение межведомственной комиссии о непригодности жилья для проживания граждан, в постановлении администрации о признании заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий не отражено о Бурцеве Н.Т., как проживающем в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В связи с чем, доводы представителя заявителя, что Бурцев Н.Т. является нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании экспертного заключения «Центр гигиены и эпидемиологии» № 96 от 12.09.2011 г., признавшего жилое помещение заявителя не соответствующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам необоснованны. Согласно выписки из медицинской карты амбулаторного больного Бурцева Н.Т., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения от 12.09.2011 г. заявитель страдает стенокардией и церебральным атеросклерозом, перенесенным инсультом, частичной парализацией левой руки и левой ноги, является инвалидом 2 группы по общему заболеванию. Вместе с тем, к лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, заявитель и его родственники, проживающие в его жилом помещении, не относятся. При таких обстоятельствах, действия комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, выразившиеся в принятии решения об отказе Бурцеву Н.Т. в предоставлении мер социальной поддержки по основаниям ст. 53 ЖК РФ, не нарушают жилищные права заявителя и являются законными и обоснованными, в связи с чем заявленные требования заявителя удовлетворению не подлежат, оснований для признания решении комиссии незаконным не имеется. Руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В заявленных требованиях Бурцева Н.Т. о признании действий комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области незаконными отказать. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья Босхомджиева Б.А.