РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 января 2012 года п. Лиман Лиманский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Чернышовой Ю.А., при секретаре судебного заседания Лыцевой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борзова В.А. к администрации МО «Олинский сельсовет» о восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Борзов В.А. обратился в суд с иском к администрации МО «Олинский сельсовет» о восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, указав, что он является ветераном боевых действий и имеет право на льготы. Поскольку у Борзова В.А. отсутствует собственное жилье, то в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» ему гарантирована мера социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. Жилищная комиссия Лиманского района с 1 января 2004 года поставила истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включила в льготную очередь как участника чеченских событий. На основании распоряжения Главы Лиманского района № от 23 марта 2006 г. администрацией МО «Бударинский сельсовет» были приняты дела граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Лиманского района, и был утвержден список очередников на 11 мая 2006 года. 28 января 2008 года жилищной комиссией при администрации МО «Бударинский сельсовет» сформирован список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец значился под номером 5, дата постановки на учет - 1 января 2004 года. В марте 2010 г., в связи с изменением семейного положения, истец переехал в <адрес>. На заседании жилищной комиссии МО «Бударинский сельсовет» от 25 октября 2010 г. истец был исключен из очередности по администрации МО «Бударинский сельсовет», и ему было выдано учетное дело. Борзов В.А. обратился с заявлением в администрацию МО «Олинский сельсовет» о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий с учетом первоначальной даты постановки на учет, т.е. с 1 января 2004 года. Однако муниципальное образование «Олинский сельсовет» отказало истцу в постановке на учет с 1 января 2004 года, указав, что постановка на учет осуществляется только с момента подачи документов в администрацию МО «Олинский сельсовет». Борзов В.А. является постоянном жителем Лиманского района, состоит в сводном списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, пользуется льготами, предусмотренными Федеральным законом «О ветеранах», жилищные условия истца не изменились. Считает, что данный отказ ответчика лишает его права на своевременное получение мер социальной поддержки. В связи, чем просит восстановить его в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в категории «ветеран боевых действий» с учетом даты постановки на учет - с 1 января 2004 г. Обязать администрацию МО «Олинский сельсовет» поставить Борзова В.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в категорию «ветеран боевых действий» с 1 января 2004 года. В судебном заседании истец Борзов В.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель администрации МО «Олинский сельсовет» Печенкин Н.В., действующий по доверенности, исковые требования Борзова В.А. не признал, пояснил, что Борзов В.А. был снят с регистрационного учета по месту жительства в <адрес>. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ, Борзов В.А. может быть поставлен на учет только с даты обращения в администрацию МО «Олинский сельсовет», поскольку будут нарушены права других очередников. Представитель администрации МО «Лиманский район» Шарапова К.В., действующая на основании доверенности, исковые требования Борзова В.А. не признала, указав, что отказ администрации МО «Олинский сельсовет» в постановке Борзова В.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1 января 2004 года, является обоснованным. Борзов В.А. обратился в администрацию МО «Олинский сельсовет» с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2011 году. 1 января 2004 года поставлен на учет жилищно-бытовой комиссией Лиманского района, в администрацию МО «Олинский сельсовет» с данным заявлением до 2005 года не обращался. Снявшись с регистрационного учета по МО «Бударинский сельсовет» Борзов В.А. утратил факт нуждаемости в улучшении жилищных условий. Представитель ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» Очир-Горяева Н.А., действующая по доверенности, не возражала против заявленных требований, указав, что на основании ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» Борзов В.А. обладает правом на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, поскольку является участником боевых действий, встал на учет до 1 января 2005 года, не имеет собственного жилья. Истец включен в сводный список лиц, претендующих на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, состоит на учете в базе граждан льготный категории Лиманского района по льготным основаниям с января 2004 г., как ветеран боевых действий. Борзов В.А. является постоянным жителем Лиманского района, по семейным обстоятельствам переехал из <адрес>. Отказ администрации МО «Олинский сельсовет» в постановке Борзова В.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1 января 2004 года является необоснованным, поскольку нарушает его право на получение мер социальной поддержки. Представитель администрации МО «Бударинский сельсовет» Штепа В.П., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в её отсутствие, не возражала против исковых требований Борзова В.А. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, учетное дело, приходит к следующему. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В силу п.1 ч.1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" мерой социальной поддержки ветеранов боевых действий, в том числе, является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. По смыслу приведенной нормы ветераны боевых действий обладают правами на получение жилья на льготных условиях. Законом Астраханской области от 10.10.2006 г. № 75/2006-ОЗ (ред. от 19.07.2011 г.) «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» урегулированы отношения, связанные с предоставлением безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Гражданам, указанным в ч. 1 ст. 32 данного закона, мера социальной поддержки предоставляется на приобретение (строительство) жилья на территории Астраханской области в виде социальной выплаты. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в случаи их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещение по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилым кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.2009 года № 1549-О-П по делу «По жалобе гражданина Скороходова Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет. В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ, ст. 2 Закона Астраханской области от 30.12.2005 N 91/2005-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда" принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Из материалов дела усматривается и судом установлено, что Борзов В.А. является ветераном боевых действий. В период с 25 мая 2001 г. по 27 сентября 2002 г. выполнял служебно-боевые задачи на территории Северокавказского региона Российской Федерации. С 1 января 2004 года жилищно-бытовой комиссией Лиманского района Борзов В.А. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включен в льготную очередь. До 1 января 2006 г., т.е. даты разграничения полномочий органов местного самоуправления поселений и районов, Борзов В.А. состоял на учете в администрации МО «Лиманский район». На основании распоряжения № от 23 марта 2006 г. и акта приема-передачи 11 мая 2006 года дела граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО «Лиманский район», переданы в администрацию МО «Бударинский сельсовет» (л.д. №). 28 января 2008 г. жилищно-бытовой комиссией при администрации МО «Бударинский сельсовет» сформирован список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Борзов В.А. значится в данном списке с даты постановки на учет - с 1 января 2004 года (л.д. №). Ежегодно он проходил перерегистрацию с представлением необходимых документов. 18 июля 2009 г. Борзов В.А. заключил брак с ФИО1, в связи с чем, 10 марта 2010 г. снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес>, и зарегистрирован по адресу: <адрес>. Решением жилищно-бытовой комиссии администрации МО «Бударинский сельсовет» от 25 марта 2010 года истец исключен из очередности по администрации МО «Бударинский сельсовет», ему выдан пакет документов на предоставления жилья в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» (л.д. №). 21 ноября 2011 года Борзов В.А. обратился в администрацию МО «Олинский сельсовет» с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1 января 2004 года. Согласно ответу № от 21 ноября 2011 года администрация МО «Олинский сельсовет» отказала истцу в постановке на учет с 1 января 2004 года, разъяснив, что вопрос о постановке на учет может быть решен только с момента подачи документов в администрацию. На основании сведений о ветеранах, инвалидах и семьях, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г. по муниципальному образованию «Лиманский район», по состоянию на 27 декабря 2011 года Борзов В.А. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в категории «ветеран боевых действий» с 26 ноября 2003 года. Каких-либо данных об исключении истца из сводного списка нуждающихся в получении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, в материалах дела не имеется, сторонами не представлено. Судом установлено, что Борзов В.А. жильем до настоящего времени не обеспечен, зарегистрирован и проживает со своей семье в жилом доме, принадлежащем ФИО2, по адресу: <адрес>, что подтверждает факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий. Постоянно проживает на территории Лиманского района Астраханской области, не выезжал на место жительства в другой район. Статус Борзова В.А., как ветерана боевых действий, подтверждается удостоверением ветерана боевых действий от 24.12.2004 г. (л.д. №), копией военного билета. Согласно данным ГКУ «Центр социальной защиты населения Лиманского района» Борзов В.А., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, состоит на учете в базе граждан льготной категории Лиманского района по льготным основаниям. Истец пользуется льготами, предусмотренными Федеральным законом «О ветеранах». В судебном заседании представитель администрации МО «Бударинский сельсовет» Штепа В.П. пояснила, что исключив Борзова В.А. из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по администрации МО «Бударинский сельсовет», учетное дело Борзова В.А. подлежало передачи по акту приема-передачи в администрацию МО «Олинский сельсовет», не должно было выдаваться Борзову В.А. В связи со сменой места жительства истец не утратил права на получение мер социальной поддержки. Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, сторонами не оспаривались. Доводы представителя ответчика Печенкина Н.В. и представителя администрации МО «Лиманский район» Шараповой К.В. о том, что датой постановки на учет Борзова В.А. считается дата обращения с данным заявлением в администрацию МО «Олинский сельсовет», поскольку истец не обращался с данным заявлением в администрацию МО «Олинский сельсовет» до 1 января 2005 года и исключен из очередности по администрации МО «Бударинский сельсовет» в связи с переменой места жительства, являются необоснованными. Жилищное законодательство по состоянию до 1 января 2005 года предусматривало норму о том, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов (ст. 31 ЖК РСФСР). Борзов В.А. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий жилищно-бытовой комиссией Лиманского района 1 января 2004 года. Из сводного списка он не исключался, не выезжал на другое место жительства из Лиманского района, жилым помещением истец не обеспечен, право на получением мер социальной поддержки им не утрачено. Доводы представителя ответчика Печенкина Н.В. о том, что, постановка Борзова В.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в льготную очередь с 1 января 2004 года нарушит права других очередников: жителей с<данные изъяты>, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются несостоятельными. В судебном заседании установлено, что граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в категории «ветеран боевых действий» до 1 января 2005 года по муниципальному образованию «Олинский сельсовет», не имеется. Таким образом, с учетом вышеуказанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что администрацией МО «Олинский сельсовет» нарушены права истца, действиями ответчика созданы препятствия в осуществление его прав. В связи, с чем заявленные требования об обязании администрации МО «Олинский сельсовет» поставить Борзова В.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в категории «ветеран боевых действий» с даты постановки на учет - с 1 января 2004 года, подлежат удовлетворению. Не подлежит удовлетворению требование истца о восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий в категории «ветеран боевых действий» с 1 января 2004 года, поскольку согласно сводному списку лиц, претендующих на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета по муниципальному образованию «Лиманский район», Борзов В.А. состоит на учете нуждающихся на улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Борзова В.А. удовлетворить частично. Обязать администрацию МО «Олинский сельсовет» поставить Борзова В.А., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в категорию «ветеран боевых действий» с 1 января 2004 года. В удовлетворении остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 13 января 2012 года. Судья: Ю.А. Чернышова