решение от 17.08.2012г. по гражданскому делу 2-313/2012г.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 августа 2012 года                                                                                          п. Лиман

Лиманский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Чернышовой Ю.А.,

при секретаре судебного заседания Мугушеве П.В.,

с участием представителя заявителя - помощника прокурора Лиманского района Астраханской области Скляровой О.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Лиманского района Астраханской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Воскресеновский сельсовет» незаконным и об обязании провести паспортизацию автомобильных дорог,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Лиманского района Астраханской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «Воскресеновский сельсовет» незаконным и об обязании провести паспортизацию автомобильных дорог, расположенных в поселении муниципального образования, указав, что из информации, предоставленной главой муниципального образования «Воскресеновский сельсовет» от 20 июля 2012 г., следует, что администрацией муниципального образования «Воскресеновский сельсовет» произведена паспортизация автодороги на улице <адрес> с. Воскресеновка не произведена в связи с отсутствием в бюджете денежных средств. Между тем, действующим законодательством - требованиями Федерального закона от 8 ноября 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" предусмотрен государственный учет автомобильных дорог с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. По утверждению прокурора технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления органами местного самоуправления полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения. Бездействие администрации МО «Воскресеновский сельсовет» образует совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства, нарушает требования статьи 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», определяющий приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения и приоритете жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Воскресеновский сельсовет» по осуществлению паспортизации автомобильных дорог, расположенных в поселении муниципального образования. Обязать администрацию муниципального образования «Воскресеновский сельсовет» провести паспортизацию автомобильных дорог, расположенных в поселении муниципального образования, в соответствии с требованиями ведомственных строительных норм 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», в срок до 1 января 2013 года.

В судебном заседании помощник прокурора Лиманского района Склярова О.Я. уточнила заявленные требования, просила признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Воскресеновский сельсовет» по осуществлению паспортизации автомобильных дорог, расположенных по <адрес>, с. Воскресеновка Лиманского района, и обязать администрацию муниципального образования «Воскресеновский сельсовет» провести паспортизацию автомобильных дорог местного значения, расположенных по <адрес> с. Воскресеновка Лиманского района, в соответствии с требованиями ведомственных строительных норм 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования». Заявленные требования просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации муниципального образования «Воскресеновский сельсовет» глава администрации Вакуленко П.Ф. с заявлением прокурора Лиманского района Астраханской области согласна, пояснив, что к вопросам местного значения поселения действительно относится дорожная деятельность в отношении дорог местного значения в границах населенного пункта, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Технический паспорт на автомобильную дорогу местного значения по <адрес>, протяженность <данные изъяты>., изготовлен. Технические паспорта на дорогу по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м., по <адрес> с. Воскресеновка не оформлены в связи с отсутствием в бюджете денежных средств. При поступлении свободных денежных средств администрация будет планировать изготовление паспорта на указанные автомобильные дороги. Учитывая, что бюджет муниципального образования на 2012 год сформирован, проведение паспортизации дорог, возможно, будет выполнить только в 2013 году. Просила установить срок до 1 июня 2013 года.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Следовательно, охрана и защита жизни и здоровья в таких правоотношениях, как дорожное движение, являются первоочередной задачей в правовом регулировании и прямой обязанностью государства.

Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации).

В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона РФ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п. 9 ст. 5 указанного закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

В то же время п. 5 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Тогда как пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 N 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" в состав работ по содержанию входят паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений (подп. 4 п. 15).

Пунктом 1.1 ведомственных строительных норм 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных Минавтодором РСФСР 5 февраля 1982 года, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства.

Следует отметить, что с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. В связи с чем, паспортизацию дорог, находящихся в собственности органов местного самоуправления, должны проводить органы местного самоуправления.

Системное толкование законодательных норм, регулирующих правоотношения в области дорожного движения, в том числе п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положений Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ от 10 декабря 2005 года "О безопасности дорожного движения", указывает на необходимость проведения мероприятий по учету автомобильных дорог лицами, являющихся собственниками дорог.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из материалов дела следует и судом установлено, что на территории поселения муниципального образования «Воскресеновский сельсовет» имеются 2 автомобильные дороги общего пользования местного значения (л.д. ). На автомобильную дорогу по <адрес> протяженностью 648 м., изготовлен технический паспорт (л.д. ). На автодорогу по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м., по <адрес> с. Воскресеновка Лиманского района не изготовлены, что подтверждается документами, представленными местной администрацией и не оспаривается сторонами (л.д. ).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования «Воскресеновский сельсовет» с изм. от 25 ноября 2011 г. № 13 к вопросам местного значения муниципального образования «Воскресеновский сельсовет» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта МО и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д. ).

Постановлением администрации муниципального образования «Лиманский район» № 996 от 30 августа 2011 г. утверждена отраслевая целевая программа «Развитие дорожного хозяйства Лиманского района Астраханской области на 2012 -2016 годы», согласно которой определен перечень дорог местного значения муниципальных образований Лиманского района, в том числе и дорог муниципального образования «Воскресеновский сельсовет», в отношении которых должна быть проведена техническая паспортизация и инвентаризация муниципальных дорог (изготовление технических паспортов) для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимости.

Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, как проживающих на территории данного поселения, так и жителей иных населенных пунктов, пользующихся данной автомобильной дорогой.

Таким образом, суд считает, что содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения (за исключением автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, частных автомобильных дорог) относится к вопросам местного значения муниципального образования «Воскресеновский сельсовет».

Представителем администрации муниципального образования «Воскресеновский сельсовет» Вакуленко П.Ф. доказательств начала проведения работ по паспортизации спорных автомобильных дорог в суд не представлено.

В нарушении вышеуказанных норм администрацией муниципального образования «Воскресеновский сельсовет» не оформлены технические паспорта на автомобильные дороги, расположенные по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м., по <адрес> с. Воскресеновка Лиманского района Астраханской области.

Принимая во внимание изложенное, суд считает, что администрацией муниципального образования «Воскресеновский сельсовет» нарушается действующее законодательство в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, образуется совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства, а потому данные нарушения подлежат устранению.

При таких обстоятельствах, требование о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Воскресеновский сельсовет» по осуществлению паспортизации автомобильных дорог, расположенных по ул. Южная, протяженностью 352 м., по ул. Ленина с. Воскресеновка Лиманского района, и об обязании администрации муниципального образования «Воскресеновский сельсовет» провести паспортизацию указанных автомобильных дорог в соответствии с ВСН 1-83 подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при вынесении решения, обязывающего заинтересованного лица (ответчика) совершить какие-либо действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Вместе с тем, принимая во внимание пояснения главы администрации Вакуленко П.Ф. и материалы дела, суд считает, что указанный прокурором срок для проведения паспортизации - до 1 января 2013 года, является недостаточным. Данные срок установлен прокурором Лиманского района без учета бюджетного законодательства, особенностей порядка выполнения данного вида работ, количества автомобильных дорог подлежащих паспортизации. Администрация муниципального образования «Воскресеновский сельсовет» не имеет реальной возможности провести паспортизацию автодорог ввиду отсутствия денежных средств в бюджете, поэтому считает необходимым установить срок для устранения допущенных нарушений до 01 июня 2013 года.

Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ. В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с администрации муниципального образования «Воскресеновский сельсовет» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 200 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Лиманского района Астраханской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрация муниципального образования «Воскресеновский сельсовет» по осуществлению паспортизации автомобильных дорог, расположенных по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м., по <адрес>               с. Воскресеновка Лиманского района Астраханской области.

Обязать администрацию муниципального образования «Воскресеновский сельсовет» в срок до 1 июня 2013 года провести паспортизацию автомобильных дорог, расположенных по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м., по <адрес> с. Воскресеновка Лиманского района Астраханской области, в соответствии с ведомственными строительными нормами 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования».

Взыскать с администрации муниципального образования «Воскресеновский сельсовет» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его полного текста через районный суд, вынесший решение.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 21 августа 2012 года.

       

Судья: