РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 августа 2012 года п. Лиман Лиманский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Чернышовой Ю.А., при секретаре судебного заседания Мугушеве П.В., с участием представителя заявителя - помощника прокурора Лиманского района Астраханской области Скляровой О.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Лиманского района Астраханской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» незаконным и об обязании провести паспортизацию автомобильных дорог, УСТАНОВИЛ: Прокурор Лиманского района Астраханской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» незаконным и об обязании провести паспортизацию автомобильных дорог, расположенных в поселении муниципального образования, указав, что из информации, предоставленной главой муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» от 26 июля 2012 г., следует, что администрацией муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» произведена паспортизация автомобильной дороги <адрес>», паспортизация остальных автомобильных дорог в населенном пункте не произведена, в связи с отсутствием в бюджете денежных средств. Между тем, действующим законодательством - требованиями Федерального закона от 8 ноября 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" предусмотрен государственный учет автомобильных дорог с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. По утверждению прокурора технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления органами местного самоуправления полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения. Бездействие администрации МО «Новогеоргиевский сельсовет» образует совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства, нарушает требования статьи 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», определяющий приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения и приоритете жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» по осуществлению паспортизации автомобильных дорог, расположенных в поселении муниципального образования. Обязать администрацию муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» провести паспортизацию автомобильных дорог, расположенных в поселении муниципального образования, в соответствии с требованиями ведомственных строительных норм 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», в срок до 1 января 2013 года. В судебном заседании помощник прокурора Лиманского района Склярова О.Я. уточнила заявленные требования, просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» по осуществлению паспортизации автомобильных дорог, расположенных по <адрес> с. Новогеоргиевск. Обязать администрацию муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» провести паспортизацию автомобильных дорог, расположенных по <адрес> с. Новогеоргиевск, в соответствии с требованиями ведомственных строительных норм 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования». Представитель администрации муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» глава администрации Гречухин Н.А. с заявлением прокурора Лиманского района Астраханской области согласен, пояснив, что к вопросам местного значения поселения действительно относится дорожная деятельность в отношении дорог местного значения в границах населенного пункта, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Технические паспорта на указанные автомобильные дороги местного значения не оформлены в связи с отсутствием в бюджете денежных средств. При поступлении свободных денежных средств администрация будет планировать изготовление паспортов на автомобильные дороги. Однако учитывая значительные затраты проведения данного вида работ, работы по паспортизации дорог местного значения будут проводиться поэтапно. Учитывая, что бюджет муниципального образования на 2012 год сформирован, проведение паспортизации дорог, возможно, будет выполнить только в 2013 году. Просил установить срок до 1 июня 2013 года. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Следовательно, охрана и защита жизни и здоровья в таких правоотношениях, как дорожное движение, являются первоочередной задачей в правовом регулировании и прямой обязанностью государства. Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации). В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона РФ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с п. 9 ст. 5 указанного закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. В то же время п. 5 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Тогда как пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 N 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" в состав работ по содержанию входят паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений (подп. 4 п. 15). Пунктом 1.1 ведомственных строительных норм 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных Минавтодором РСФСР 5 февраля 1982 года, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности. Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. Следует отметить, что с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. В связи с чем, паспортизацию дорог, находящихся в собственности органов местного самоуправления, должны проводить органы местного самоуправления. Системное толкование законодательных норм, регулирующих правоотношения в области дорожного движения, в том числе п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положений Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ от 10 декабря 2005 года "О безопасности дорожного движения", указывает на необходимость проведения мероприятий по учету автомобильных дорог лицами, являющихся собственниками дорог. Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Из материалов дела следует и судом установлено, что на территории поселения муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» имеются автомобильные дороги общего пользования местного значения (л.д. №). На часть автомобильных дорог технические паспорта изготовлены, проводятся межевые работы. На дороги, расположенные в <адрес> с. Новогеоргиевск, отсутствуют технические паспорта, что подтверждается документами, представленными местной администрацией, и не оспаривается сторонами. Согласно положениям Устава муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» к вопросам местного значения муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановлением администрации муниципального образования <данные изъяты> № № от ДД.ММ.ГГГГ г. утверждена отраслевая целевая программа «Развитие дорожного хозяйства Лиманского района Астраханской области на 2012 -2016 годы», согласно которой определен перечень дорог местного значения муниципальных образований Лиманского района, в том числе и дорог муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет», в отношении которых должна быть проведена техническая паспортизация и инвентаризация муниципальных дорог (изготовление технических паспортов) для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимости. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, как проживающих на территории данного поселения, так и жителей иных населенных пунктов, пользующихся данной автомобильной дорогой. Таким образом, суд считает, что содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения (за исключением автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, частных автомобильных дорог) относится к вопросам местного значения муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет». Представителем администрации муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» доказательств начала проведения работ по паспортизации спорных автомобильных дорог в суд не представлено. В нарушении вышеуказанных норм администрацией муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» не оформлены технические паспорта на автомобильные дороги, расположенные в поселениях муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет», а именно по <адрес> с. Новогеоргиевск. Принимая во внимание изложенное, суд считает, что администрацией муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» нарушается действующее законодательство в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, образуется совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства, а потому данные нарушения подлежат устранению. При таких обстоятельствах, требование о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» по осуществлению паспортизации автомобильных дорог, расположенных по <адрес> с. Новогеоргиевск, и об обязании администрации муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» провести паспортизацию автомобильных дорог, расположенных в поселениях муниципального образования, в соответствии с ВСН 1-83 подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при вынесении решения, обязывающего заинтересованного лица (ответчика) совершить какие-либо действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Вместе с тем, суд считает, что указанный прокурором срок для проведения паспортизации - до 1 января 2013 года, является недостаточным. Данный срок установлен прокурором Лиманского района без учета бюджетного законодательства, особенностей порядка выполнения данного вида работ, количества автомобильных дорог подлежащих паспортизации. Из пояснений представителя главы администрации Гречухина Н.А. следует, что бюджет муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» на 2012 год был сформирован в 2011 году, бюджет является дефицитным, включить в него дополнительные расходы на 2012 года на паспортизацию дорог без дополнительного финансирования невозможно. Таким образом, суд, принимая во внимание пояснения Гречухина Н.А. и материалы дела, считает возможным установить срок выполнения работ по паспортизации автомобильных дорог в границах поселения муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» до 1 июня 2013 года. Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ. В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с администрации муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 200 руб. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Лиманского района Астраханской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрация муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» по осуществлению паспортизации автомобильных дорог, расположенных по <адрес> с. Новогеоргиевск. Обязать администрацию муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» в срок до 1 июня 2013 года провести паспортизацию автомобильных дорог, расположенных по <адрес> с. Новогеоргиевск, в соответствии с ведомственными строительными нормами 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования». Взыскать с администрации муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 руб. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его полного текста через районный суд, вынесший решение. Решение в окончательной форме изготовлено 21 августа 2012 года. Судья: