РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2011 г. п. Лиман
Лиманский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Босхомджиевой Б.А.
при секретаре судебного заседания Горячевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Смирновой М.С. о признании действий жилищно-бытовой комиссии Администрации МО «Яндыковский сельсовет» Лиманского района Астраханской области незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Смирнова М.С. обратилась в суд с заявлением о признании действий жилищно-бытовой комиссии Администрации МО «Яндыковский сельсовет» незаконными, указав, в обоснование своих требований, что заявитель является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, заявитель не имеет собственного жилья, зарегистрирована и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности ФИО1 14.12.2010 г. заявитель обратился с заявлением и необходимыми документами в Администрацию МО «Яндыковский сельсовет» о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Вместе с тем, в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении заявителю было отказано, чем нарушены права заявителя на получение мер социальной поддержки, установленных в ст. 15, 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". В связи с чем, просит признать действия Администрации МО «Яндыковский сельсовет» в части отказа в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконными, обязать Администрацию МО «Яндыковский сельсовет» поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В судебном заседании представитель заявителя требования Смирновой М.С. поддержал по основаниям, изложенным им в заявлении, просил восстановить права вдовы участника Великой Отечественной войны, удовлетворив заявление.
Заинтересованное лицо - представитель Администрации МО «Яндыковский сельсовет» Глебова Т.А. в судебном заседании 21.01.2011 г. с требованиями заявителя не согласилась, указав, что решение жилищно-бытовой комиссией Администрации МО «Яндыковский сельсовет» об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении было принято по основаниям п.3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст. 52 ЖК РФ, ст.2 Закона Астраханской области от 30.12.2005 N 91/2005-ОЗ (ред. от 05.06.2006) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда" принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Таким образом, рассмотрение вопроса о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях входит в полномочия администрации МО «Яндыковский сельсовет» Лиманского района Астраханской области.
В силу ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, принято решение о необходимости завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно ст. 21 Федерального закона №5-ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: … обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Смирнова М.С., 1929 года рождения, является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны Смирнова В.М., следовательно, имеет право на льготы, установленные ст.21 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается удостоверением серии ВВ № 1228506, выданным 26.03.2010 г. (л.д. 11) и справкой отдела министерства социального развития и труда Астраханской области по Лиманскому району (л.д. 13), справкой Министерства обороны РФ военного комиссариата Лиманского района (л.д. 21) и не оспаривалось в судебном заседании представителем администрации. Смирнова М.С. зарегистрирована и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности Смирновой Т.П. В собственности жилья Смирнова М.С. не имеет, в повторный брак не вступала, что подтверждается домовой книгой для регистрации граждан по дому № 230 <адрес> (л.д. 17-20), сообщением Лиманского отделения Астраханского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № 1490 от 14.12.2010 г. (л.д. 14), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области от 14.12.2010 г (л.д. 15), свидетельством о браке. На учет до декабря 2010 г., как нуждающаяся в жилом помещении заявитель не вставал.
Согласно ч.4 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что 14.12.2010 г. заявитель обратился с заявлением (л.д. 9) и необходимыми документами в Администрацию МО «Яндыковский сельсовет» о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Представителем заинтересованного лица Администрации не отрицалось, что заявителем был предоставлен полный перечень документов, указанных в ст. 52 ЖК РФ, что подтверждается заявлением Смирновой и распиской председателя ЖБК администрации МО «Яндыковский сельсовет» в получении документов о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении Смирновой от 14.12.2010 г., (л.д. 9).
Решением (протоколом) администрации МО «Яндыковский сельсовет» Лиманского района от 16.12.2010 г.(л.д. 16) Смирновой М.С. было отказано в принятии на учёт нуждающейся в жилом помещении, в соответствии с п.3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ.
В статье 51 ЖК РФ названы основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда социального использования. Соответствующие правила распространяются как на малоимущих, так и на иных указанных в законе граждан ( ст. 49 ЖК). Но в отношении последних в федеральном законе или законе субъекта Федерации дополнительно могут быть установлены и иные основания признания их нуждающимися в жилых помещениях
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилом помещении признаются … не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ст. 31 ч.1 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся совместно с собственником проживающие в принадлежащем ему жилом помещении супруг, дети и родители данного собственника. При этом в силу ст. 31 ч.2 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членом его семьи.
Суд находит доводы заявителя обоснованными, действия жилищно-бытовой комиссии Администрации МО «Яндыковский сельсовет», выразившиеся в отказе постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в соответствии с п.3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ незаконными, исходя из следующего.
В соответствии с положениями п.3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Из положений статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из материалов дела следует, что Смирнова М.С. имела на праве собственности 1/2 долю квартиры, расположенной в <адрес>, которую заявитель продала в 2008 году. (л.д. 14)
Согласно объяснениям представителя заявителя Смирнова следует, что причиной отчуждения Смирновой М.С. принадлежащего ей жилья в <адрес> в 2008 г. явилось то, что Смирнова М.С., будучи в преклонном возрасте- 80 лет и по состоянию здоровья не в состоянии была самостоятельно осуществлять за собой уход, нуждалась в посторонней помощи, а в <адрес> родных и близких, живущих в указанном селе не было. Сыновья заявителя проживали в других населенных пунктах, на расстоянии 40-50 км. в <адрес> и <адрес>, что доставляло затруднения из-за дальности расстояния добираться до <адрес>, где находился дом заявителя, в связи с чем в 2005 году заявитель вынуждена была переехать в дом сына в <адрес>, оставленное ею жилье в <адрес> пришло в запустение, и продано в 2008 г. по низкой сельской цене. При этом никакой цели получить другое жильё от государства она не преследовала. В настоящее время заявитель проживает одна в домовладении, находящемся в <адрес>, принадлежащем снохе ФИО1 за проживание собственнику, кроме услуг, не платит, членом их семей не является. Из удобств в данном жилом доме ничего не имеется, кроме природного газа. В силу преклонного возраста Смирновой М.С. требуется уход. По названным причинам она считает, что имеет право быть признанной нуждающейся в постановке на очередь лиц, нуждающихся в жилом помещении и получении жилья, как вдова умершего участника войны.
Установлено, что действовавшее на 2008 г. (на момент отчуждения жилого помещения) законодательство предусматривало возможность обеспечения жильём членов семей участников Великой Отечественной войны, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении до 01 января 2005 года. Изменения в законодательство были внесены 21 декабря 2009 года, в соответствии с Законом N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", вступившим в законную силу 4 января 2010 года. В связи с принятием указанного Закона статья 21 указанного Закона претерпела существенные изменения. Ключевым нововведением стало предоставление некоторым категориям ветеранов права на получение жилья за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. К числу таких ветеранов законодателем отнесены ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Постановка же заявителя на общую очередь не гарантировала ей получения в будущем жилого помещения, поскольку Администрация обеспечивала жильём только льготные категории граждан, к которым заявитель на 2008 г. не относился.
Обязанность доказывания обстоятельств, что действия Смирновой М.С.- по отчуждению жилого помещения в <адрес> совершены с намерением приобретения права состоять на учете, лежит на заинтересованном лице. Вместе с тем, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, заинтересованным лицом- Администрацией МО «Яндыковский сельсовет» каких-либо доказательств тому, что Смирнова М.С., отчуждая в 2008 г. указанное жилье в <адрес>, совершила умышленные действия с целью искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия органа местного самоуправления - администрации сельсовета в обеспечении ее другим жильём, не представлено, а судом таких доказательств не добыто.
Вышеуказанной нормой Федерального закона "О ветеранах" определено, что члены семей умерших участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечением жильем один раз, в связи с чем Смирнова М.С., относящаяся к указанной категории, проживающая в домовладении, принадлежащем по праву собственности ФИО1., не являющаяся нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, и не имеющая собственного жилья (части жилого помещения), не являющаяся членом семьи собственника жилого помещения, в котором зарегистрирована и проживает, имеет право на обеспечение жильем, соответственно и на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Доводы решения жилищно-бытовой комиссии о преднамеренном ухудшении заявителем своих жилищных условий, доводы представителя Администрации МО «Яндыковский сельсовет» об отсутствии оснований для признания Смирновой М.С. нуждающейся в жилом помещении являются необоснованными.
Отказ жилищной комиссии органа местного самоуправления нарушил жилищные права заявителя на своевременную постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности и необоснованности действий Администрации МО «Яндыковский сельсовет» (жилищно-бытовой комиссии, выразившиеся в принятии решения об отказе вдове умершего участника Великой Отечественной войны Смирновой М.С. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем заявленные требования заявителя подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявленные требования Смирновой Марии Сергеевны удовлетворить.
Признать действия Администрации МО «Яндыковский сельсовет» (жилищно-бытовой комиссии) Лиманского района Астраханской области, выразившиеся в принятии решения об отказе Смирновой М.С. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконными.
Обязать Администрацию МО «Яндыковский сельсовет» (жилищно-бытовую комиссию) Лиманского района Астраханской области поставить вдову умершего участника Великой Отечественной войны Смирнову М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Босхомджиева Б.А.