РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 февраля 2011 г. п. Лиман
Лиманский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Босхомджиевой Б.А.
при секретаре судебного заседания Горячевой М.А.,
с участием адвоката Кимаевой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Налашовой Б.Б. о признании действий комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Налашова Б.Б. обратилась в суд с заявлением о признании действий комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области незаконными. В обоснование своих требований заявитель указал, что является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. У заявителя имелось в собственности жилье - землянка, 1960 г. постройки, находящееся в <адрес> а, которое было непригодным для проживания, фундамент от времени и сырости был разрушен, деревянные балки полов и оконные рамы сгнили, полы просели, обои отошли от стен, в помещении повышенная влажность на углах стен- плесень, санузел и канализация отсутствуют. Находясь в преклонном возрасте и имея инвалидность 1 группы, заявитель не имеет физические и материальные возможности для осуществления капитального ремонта, в связи с чем 02.09.2010 г. Налашова Б.Б. оформила договор дарения данного жилого дома внуку Маштыкову С.В. Заявитель подарила дом внуку не с целью намеренного ухудшения своих жилищных условий, а в связи с тем, что дальнейшее ее проживание, в силу старости и состояния здоровья, в жилищных условиях, которые не соответствовали требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, было невозможно. Согласно экспертному заключению от 21.10.2010 г. дом заявителя в <адрес> а был признан не соответствующим требованиям санитарных правил и нормативов. 25.10.2010 г. заявитель обратился с заявлением и необходимыми документами в Администрацию МО «Рабочий поселок Лиман» о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии при Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» от 09.11.2010 г. и постановлением Главы Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» от 10.11.2010 г. Налашова была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдова умершего участника Великой Отечественной войны и включена в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем, согласно положениям Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" под № 18. Из акта проверки жилищных условий Налашовой Б.Б. от 22.10.2010 г. следует, что в домовладении значатся зарегистрированными внук ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Протоколом заседания комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области от 25.11.2010 г. заявителю отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Основанием для отказа послужило то, что заявитель совершила намеренные действия, в результате которых она могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Заявитель считает действия данной комиссии незаконными, поскольку заявитель, в соответствии с вышеуказанным Законом, как вдова умершего участника Великой Отечественной войны имеет право на первоочередное бесплатное предоставление жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Последствия, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ, применяемые при намеренном ухудшении гражданами своих жилищных условий, не могут быть к ней применены, поскольку такие намерения у заявителя отсутствовали, ввиду того, что имеющиеся жилищные условия не позволяли ей больному и старому человеку проживать в таком помещении. В настоящее время Налашова вынуждена проживать с семьей Маштыковой Г.С., в состав которой входят 5 человек, в квартире расположенной в <адрес>, площадь которой составляет 83,5 кв.м. В связи с чем, Налашова Б.Б. просит признать действия вышеуказанной комиссии в отказе в предоставлении мер социальной поддержки незаконными, обязать комиссию по обеспечению жильем предоставить ей меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
В судебном заседании представитель заявителя Маштыкова Г.С. требования заявителя поддержала по основаниям, изложенным им в заявлении, указав, что Налашова Б.Б., несмотря на то, что домовладение в <адрес> а было подарено внуку ФИО5., она продолжает проживать в данном домовладении. Дарение жилого дома внуку было совершено в связи с тем, что Налашова, по причине имеющихся у нее заболеваний и престарелого возраста не имеет физической возможности для осуществления капитального ремонта, без которого произойдет полное разрушение жилого дома. В период обострения заболевания, Налашова временно вынуждена была проживать по месту жительства своей дочери, которая является медицинским работником. Просила восстановить права Налашовой Б.Б., являющейся вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, удовлетворив заявление.
Заинтересованные лица - представитель комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, Правительства Астраханской области в судебное заседания не явились, представив возражения, в которых просили в требованиях заявителя отказать.
Представитель заинтересованного лица- Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» Баранова Р.В. в судебном заседании указала об обоснованности требований Налашовой Б.Б., указав, что заявитель и без отчуждения жилого дома имела бы право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и получение, в связи с этим мер социальной поддержки по тем основаниям, что жилье Налашовой было признано не соответствующим санитарным правилам и нормативам, а также и по тем основаниям, что в жилом помещении, где проживала Налашова проживали еще 4 человека, а учитывая, что площадь дома составляла 57 кв.м., поэтому на долю заявителя приходится 11,4 кв.м., т.е. заявитель обеспечена жильем ниже учетной нормы, установленной в районе 14 кв.м. Налашова Б.Б. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Заявителем было отчуждено непригодное для проживания жилое помещение, в связи с чем к ней не применима ст. 53 ЖК РФ. Считает, что нарушенные права Налашовой Б.Б. должны быть восстановлены.
Представитель отдела министерства социального развития и труда Астраханской области по Лиманскому району Студенникова Н.В. не возражала против требований заявителя, указав, что полностью согласна с доводами, изложенными представителем Администрации МО «Рабочий поселок Лиман».
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы учетного дела № гражданки Налашовой Б.Б., выслушав адвоката Кимаеву И.М., просившей удовлетворить заявленные требования заявителя, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 21 Федерального закона №5-ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: … обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ч. 1 статьи 32 Закона Астраханской области от 10.10.2006 N 75/2006-ОЗ (ред. от 10.11.2009) "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области" жилыми помещениями обеспечиваются граждане, имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, принято решение о необходимости завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Обращаясь в суд с вышеуказанными требованиями, заявитель ссылается на незаконность действий комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, считая, что нарушены ее права на своевременное получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Налашова Б.Б., 1921 года рождения является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО7 следовательно, имеет право на льготы, установленные ст.21 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается справкой отдела министерства социального развития и труда Астраханской области по Лиманскому району № 1 от 26.01.2010 г. и справкой начальника отдела военного комиссариата Астраханской области по Лиманскому району (л.д. 38-40) Налашова Б.Б. зарегистрирована и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> <адрес>, принадлежащем на праве собственности внуку ФИО5 (л.д. 47) В соответствии со справкой серии МСЭ-2004 № 2033060 Налашова Б.Б., 1921 г. рождения является инвалидом 1 группы. В собственности жилья заявитель не имеет, в повторный брак не вступала, что подтверждается свидетельством о браке, домовой книгой для регистрации граждан по дому <адрес> (л.д. 17-20), сообщением Лиманского отделения Астраханского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (л.д.48).
25.10.2010 г. Налашова Б.Б. обратилась с заявлением и необходимыми документами в Администрацию МО «Рабочий поселок Лиман» о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. К указанным документам в числе других Налашовой Б.Б. было приложено и экспертное заключение, о чем свидетельствует расписка (л.д. 55) В соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии при Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» от 09.11.2010 г. (л.д. 17) и постановлением Главы Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» от 10.11.2010 г. (л.д. 18). Налашова была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдова умершего участника Великой Отечественной войны и включена в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем, согласно положениям Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", под № 18.
Протоколом заседания комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области от 25.11.2010 г. (л.д. 12) заявителю отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Основанием для отказа послужило то, что заявитель совершила намеренные действия, в результате которых она могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Как установлено судом у Налашовой Б.Б. имелся в собственности жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> а, который заявитель 02.09.2010 г. подарила внуку ФИО5 о чем свидетельствует договор дарения жилого дома от 02.09.2010 г. Указанные действия заявителя расценены комиссией как намеренные действия, в результате которых она могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В статье 51 ЖК РФ названы основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда социального использования. Соответствующие правила распространяются как на малоимущих, так и на иных указанных в законе граждан ( ст. 49 ЖК). Но в отношении последних в федеральном законе или законе субъекта Федерации дополнительно могут быть установлены и иные основания признания их нуждающимися в жилых помещениях
Из извлечения технического паспорта на жилой дом в <адрес> а следует, что общая площадь дома составляет 57 кв.м. Из домовой книги о лицах, зарегистрированных в указанном жилом помещении, справки Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» (л.д. 56) и акта проверки жилищных условий заявителя комиссией при Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» от 22.10.2010 г. (л.д. 49) установлено, что в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают, кроме заявителя еще 4 человека: внук ФИО1, ФИО1, правнуки ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Как следует из вышеуказанных документов указанные граждане зарегистрированы 21.09.2010 г.
Согласно экспертному заключению № 257 от 21.10.2010 г. (л.д. 22) дом заявителя Налашовой Б.Б., расположенный в <адрес> а представляет собой каркасно-камышитовое, обмазанное глиной и облицованное кирпичом строение, 1960 г. постройки, общая площадь составляет 57 кв.м., жилая- 46,8 кв.м. фундамент дома разрушен (осыпается) от времени и сырости, балки полов деревянные сгнившие, полы просевшие во внутренней части дома, вследствие чего стены просели и имеются множественные лопины по всему дому, крыша протекает в нескольких местах, обои отходят от стен из-за осадки полов, оконные рамы прогнили и негодные, высота жилого помещения- 2,4 м., сырость, после дождя плесень покрывает углы комнат результаты относительной влажности в результате замеров- 81 %, что выше допустимого показателя, отопление газовое, водоснабжение централизованное, санузел и канализация отсутствует, в связи с чем вышеуказанный жилой дом признан не соответствующим требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.121002-00 «Санитарно- эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», МУ 2295-81 от 24.02.1981 г. «Методические указания по осуществлению государственного санитарного надзора за устройством и содержанием жилых зданий».
Согласно справке Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» от 18.02.2010 г. и объяснениям представителя Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» заместителя Главы Барановой Р.В., следует, что улицы <адрес> расположены в зоне близкого залегания грунтовых вод, вследствие чего в домах указанных улиц повышенная влажность, сырость, в связи с чем, согласно экспертному заключению жилой дом заявителя признан непригодным по причинам указанным в заключении.
Как следует из акта межведомственной комиссии при администрации МО «Рабочий поселок Лиман» от 11 февраля 2011 г. (л.д. 103) в результате обследования жилого дома, где проживает заявитель, комиссией установлено, что по техническому состоянию основных несущих конструкций указанный дом не может быть признан непригодным для проживания, на основании экспертного заключения № 257 от 21.10.2010 г. филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области по Лиманскому району жилой дом не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно заключению межведомственной комиссией при администрации МО «Рабочий поселок Лиман» от 11 февраля 2011 г. (л.д. 102), жилой дом в <адрес> а признан непригодным для постоянного проживания людей по несоответствию требованиям санитарно-эпидемиологических, жилой дом требует капитального ремонта.
Согласно договору дарения жилого дома в <адрес> а стоимость жилого дома (л.д. 41), согласно справке № 143, от 02.09.2010 г., выданной Лиманским отделением Астраханского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» составила 44807 рублей. Согласно указанному договору дарения жилого дома в <адрес> а (л.д. 41) и свидетельству о государственной регистрации права от 09.09.2010 г. (л.д. 43) собственником жилого дома является Маштыков С.В. Из домовой книги по жилому дому в <адрес> а следует, что проживающие в указанном жилом помещении граждане внук заявителя ФИО1, ФИО1, ФИО1, 2005 г. рождения и ФИО1, 2006 г. рождения, зарегистрированы новым собственником ФИО5 21.09.2010 г.
Таким образом, материалами дела установлено, что Налашова Б.Б. проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений санитарным требованиям, кроме того, общая площадь жилого дома в <адрес> а составляет 57 кв.м., и в указанном выше жилом помещении, учитывая проживание и наличие в нем регистрации 5 человек, включая заявителя, на долю каждого проживающего приходится 11,4 кв. м общей площади, что ниже учетной нормы в Лиманском муниципальном поселении - 14 кв. м общей площади жилья на одного человека (Постановление Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» № 17 от 28.03.2008 г.)
Вышеуказанное обстоятельство - проживание заявителя в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, в силу ст. 51 п. 3 Жилищного Кодекса РФ, является основанием для признания заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий. Следовательно, заявитель является нуждающейся в улучшении жилищных условий и соответственно имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
В соответствии с положениями п.3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Из положений статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
ЖК РФ не приводит перечня таких действий, т.е. данный вопрос решается в каждом случае индивидуально с учетом имеющейся информации, подтвержденной документально.
Материалами дела установлено, что Налашова Б.Б. на момент рассмотрения комиссией вопроса об оказании мер социальной поддержки была признана в соответствующем порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий 09.11.2010 г., указанное постановление жилищно-бытовой комиссии при Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» от 09.11.2010 г. и постановление Главы Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» от 10.11.2010 г. не отменено.
П
о смыслу положений статьи 53 ЖК РФ жилищные условия ухудшаются "с намерением приобретения права состоять на учете".
Согласно объяснениям представителя заявителя Маштыковой Г.С. следует, что причиной отчуждения -дарения Налашовой Б.Б., принадлежащего ей жилья в п. Лиман в сентябре 2010 г. явилось то, что заявитель, будучи в преклонном возрасте- 89 лет и по состоянию здоровья, являясь инвалидом 1 группы, имея ряд заболеваний, не имея средств, не в состоянии была самостоятельно произвести капитальный ремонт дома. Подарив дом внуку она рассчитывала на то, что он, став собственником, будет производить капитальный ремонт дома, а проживающие с ней другие внуки будут осуществлять за ней уход. Проживая в жилом доме, не отвечающем установленным требованиям для проживания, она знала, что имеет право на получение мер социальной поддержки. В связи с чем заявитель считает, что она не ухудшала свои жилищные условий, с намерением встать на учет, они и без продажи дома были ухудшены.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О по смыслу ст. 53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Обязанность доказывания обстоятельств, что действия Налашовой Б.Б. по отчуждению жилого помещения совершены с намерением приобретения права состоять на учете, лежит на заинтересованном лице.
Вместе с тем, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, заинтересованным лицом- каких-либо доказательств тому, что Налашова Б.Б., отчуждая непригодное для проживания жилое помещение в <адрес> а, 1960 г постройки, совершила умышленные действия с целью искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия государственных органа в обеспечении ее другим жильём, не представлено, а судом таких доказательств не добыто.
Суд считает, что Налашова Б.Б. вследствие отчуждения не пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего ей на праве собственности, не совершила каких-либо действий, в результате которых она могла быть признана нуждающейся в жилых помещениях, поскольку судом установлено, что заявитель, будучи еще собственником указанного дома проживала в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, и в настоящее время продолжает проживать в данном домовладении, в связи с чем, независимо от отчуждения ею жилого дома, в силу ст. 51 п. 3 Жилищного Кодекса РФ, данное обстоятельство являлось основанием для признания заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставления ей мер социальной поддержки.
Вышеуказанной нормой Федерального закона "О ветеранах" определено, что члены семей умерших участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечением жильем один раз, в связи с чем Налашова Б.Б., относящаяся к указанной категории, не вступившая в повторный брак, проживающая в домовладении, не отвечающем установленным для жилых помещенийсанитарным требованиям, требующем капитального ремонта, а также проживающая в жилом помещении в составе семьи внука ФИО1 в количестве 4 человек, где на долю заявителя приходится 11,4 кв.м., т.е. ниже учетной нормы, согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на меры социальной поддержки, в том числе предусмотренные ст. 15, 21 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 6 мая 2010 года N 79-ФЗ) право нуждающихся в улучшении жилищных условий на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от имущественного положения участника войны.
Доводы комиссии о преднамеренном ухудшении заявителем своих жилищных условий, доводы представителя заинтересованного лица- комиссии по обеспечению жильем, изложенные в возражении об отсутствии оснований для предоставления заявителю мер социальной поддержки, ввиду ухудшения жилищных условий являются необоснованными.
Отказ комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области нарушил жилищные права заявителя на своевременное получение мер социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности и необоснованности действий комиссии, выразившиеся в принятии решения об отказе Налашовой Б.Б. в предоставлении мер социальной поддержки, в связи с чем заявленные требования заявителя подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявленные требования Налашовой Б.Б. удовлетворить.
Признать действия комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области выразившиеся в принятии решения об отказе Налашовой Б.Б. предоставлении мер социальной поддержки незаконными.
Обязать комиссию по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области предоставить Налашовой Б.Б. меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Босхомджиева Б.А.