РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2011 г. п. Лиман
Лиманский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Босхомджиевой Б.А.
при секретаре судебного заседания Горячевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чернецовой Н.И. о признании действий комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд с заявлением о признании действий комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан незаконными. В обоснование своих требований заявитель указал, что является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. С 27.11.2009 г. и по настоящее время Чернецова Н.И. проживает в <адрес> на квартире у зятя ФИО3 и дочери ФИО4, принадлежащей им на праве собственности. Ранее Чернецова Н.И. проживала в жилом доме в <адрес>, которое является ветхим строением, жилищные условия которого не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В связи с тем, что после смерти мужа заявитель была не в состоянии содержать данное жилье, она была вынуждена продать дом и переехать жить к своей дочери. 29.10.2010 г. заявитель обратился с заявлением в Администрацию МО «Рабочий поселок Лиман» о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии при Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» от 09.11.2010 г. и постановлением Главы Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» от 10.11.2010 г. заявитель была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, по категории вдова умершего участника Великой Отечественной войны и включена в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем, согласно положениям Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" под № 19. Актом проверки жилищных условий Чернецовой Н.И. от 29.10.2010 г. установлено, что заявитель в собственности жилья не имеет, занимает жилое помещение у зятя с дочерью, жилой дом состоит из 4 комнат, жилой площадью 74,6 кв.м., общей площадью 122 кв.м., в домовладении значатся зарегистрированными: ФИО3, дочь ФИО4 и внучка ФИО6 Протоколом заседания комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области от 25.11.2010 г. заявителю отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Заявитель считает действия вышеуказанной комиссии незаконными, поскольку заявитель, в соответствии с положениями ст. 14, 21, 15, Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» как вдова умершего участника Великой Отечественной войны имеет право на первоочередное бесплатное предоставление жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Основанием для отказа послужило то, что заявитель обеспечена жильем, поскольку является членом семьи дочери. Заявитель не согласен с данным утверждением, так как помимо дочери собственником жилья является и зять. Кроме того, дом выставлен на продажу, в связи с намерением дочери переехать в <адрес> Планируется покупка жилья в городе меньшей площади, в связи с чем у заявителя не будет возможности проживать вместе с ними и по состоянию здоровья не может переехать в город. Тем самым отказ указанной комиссии нарушил права заявителя на своевременное получение мер социальной поддержки.
В связи с чем, заявитель просит признать действия вышеуказанной комиссии в отказе в предоставлении мер социальной поддержки незаконными, обязать комиссию по обеспечению жильем предоставить ей меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
В судебном заседании заявитель Чернецова Н.И. поддержала заявленные требования, указав, что с ноября 2009 г. в собственности жилья не имеет, продала ветхий дом в <адрес> в 2009 г. и проживает в доме, которое принадлежит дочери и зятя, проживает совместно с дочерью, зятем и внучкой. Также в указанное жилое помещение приезжают правнуки, внуки собственников жилого дома, которые проживают в городе <адрес>, более того, в настоящее время зять с дочерью намерены продать свой жилой дом, и приобрести жилье в <адрес>, а заявитель, из-за состоянии своего здоровья, не желает переезжать в город. Имеются объявления о продаже этого дома, которые она приложила к материалам дела. Просила признать действия вышеуказанной комиссии в отказе в предоставлении мер социальной поддержки незаконными, обязать комиссию по обеспечению жильем предоставить ей меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Представитель заинтересованного лица- Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» Кузнецов С.В. в судебном заседании указал об обоснованности требований Чернецовой Н.И., поскольку у заявителя отсутствует собственное жилье проживает в квартире зятя и дочери, принадлежащим им на праве собственности. Чернецова была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем по основаниям п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ.
Заинтересованные лица - представители комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, отдела министерства социального развития и труда <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явились. Имеется отзыв комиссии на требования заявителя.
Суд, выслушав стороны, изучив отзыв комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, просившей отказать в удовлетворении заявленных требований Чернецовой Н.И., исследовав материалы дела, материалы учетного дела № 19 заявителя, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Обращаясь в суд с вышеуказанными требованиями, заявитель ссылается на незаконность действий комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, считая, что нарушены ее права на своевременное получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Согласно отзыву комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан на заявленные требования Чернецовой Н.И. следует, что ст. 21 Федерального закона №5-ФЗ «О ветеранах», Указ Президента РФ от 07.05.2008 N 714 предусматривают в качестве обязательного требования для получения жилого помещения нуждаемость в жилых помещениях. Чернецова Н.И., в нарушение ст. 31 ЖК РФ, была признана нуждающейся в жилом помещении. Комиссия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в соответствии с Положением проводит проверку правомерности включения кандидатов в сводный список получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Комиссия на момент проверки учетного дела, пришла к выводу, что Чернецова Н.И., в соответствии со ст. 51 ЖК РФ не являлась нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем заявитель не была включена в сводный список получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Чернецова Н.И. 1928 года рождения является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, что подтверждается справкой отдела министерства социального развития и труда Астраханской области по Лиманскому району № 1348 и справкой отдела военного комиссариата Астраханской области по Лиманскому району (л.д. 38-40). Чернецова Н.И. с ноября 2009 г. зарегистрирована и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности дочери ФИО4, и зятю ФИО3 Заявитель проживает и в указанном жилом доме совместно с дочерью ФИО4, и зятем ФИО3 и внучкой. В собственности жилья заявитель не имеет, в повторный брак не вступала, что подтверждается свидетельством о браке, домовой книгой для регистрации граждан по жилому дому <адрес>, сообщением Лиманского отделения Астраханского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области. Заключение договора безвозмездного пользования помещением между ФИО3 и заявителем является формальностью.
29.10.2010 г. заявитель обратился с заявлением в Администрацию МО «Рабочий поселок Лиман» о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии при Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» от 09.11.2010 г. и постановлением Главы Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» от 10.11.2010 г. заявитель была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, по категории вдова умершего участника Великой Отечественной войны и включена в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем, согласно положениям Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" под № 19.
Протоколом заседания комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от 25.11.2010 г., созданной постановлением Правительства Астраханской области от 21.11.2006 г. № 395-П, заявителю отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Основанием для отказа послужило то, что Чернецова Н.И. обеспечена жильем.
Как установлено судом, заявитель с ноября 2009 г. проживает в жилом помещении в <адрес>, принадлежащем на праве собственности зятю и дочери ФИО3. В соответствии с извлечением из технического паспорта на жилой дом в <адрес>, общая площадь данного жилого дома составляет 122 кв.м.
В силу ч.3 ст.49 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 21 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: … обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ч. 1 статьи 32 Закона Астраханской области от 10.10.2006 N 75/2006-ОЗ (ред. от 10.11.2009) "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области" жилыми помещениями обеспечиваются граждане, имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с положениями ст. 23.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 данного Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) принято решение о необходимости завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным Указом постановлено обеспечить жильем ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на социальную поддержку согласно ФЗ N 5 от 12.01.1995 г. "О ветеранах".
Таким образом, комиссией пришла к правильному выводу о том, что меры социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений указанной категории граждан в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О ветеранах", с учетом вышеуказанных положений норм законодательств, могут быть предоставлены только лицам, нуждающимся в их получении.
В соответствии с положениями ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Таким образом, в статье 51 ЖК РФ названы основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда социального использования. Соответствующие правила распространяются как на малоимущих, так и на иных указанных в законе граждан ( ст. 49 ЖК РФ).
Согласно положениям ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как усматривается из материалов дела, Чернецова Н.И. после продажи дома в 2009 г. проживает совместно с собственниками жилого помещения, ФИО3 и ФИО4, которые являются зятем и дочерью. заявителя.
В соответствии с Положением о комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, утвержденным Постановлением Правительства Астраханской области от 21 ноября 2006 г. N 395-П, комиссия является постоянно действующим координационным органом по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением жилья за счет средств федерального бюджета гражданам, вставшим на учет до 1 января 2005 года, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Для реализации возложенных на нее задач комиссия осуществляет следующие функции: - рассматривает представляемый структурными подразделениями с правами юридического лица министерства социального развития и труда <адрес> в муниципальных районах <адрес> на основании сведений, переданных в установленном порядке органами местного самоуправления, сводный список кандидатов из числа отдельных категорий граждан на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в текущем году, определяет правомерность включения кандидатов в сводный список, составляет список получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем в текущем году с последующим представлением на утверждение в министерство социального развития и труда Астраханской области и министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области. ( п. 2.2)
Постановлением Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» № 17 от 28.03.2008 г. "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 14 кв. м общей площади на одного человека.
При этом, в силу п. 4 ст. 50 ЖК РФ под учетной нормой понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно домовой книги о лицах, зарегистрированных в указанном жилом помещении, справки Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» от 15.10.2010 г. и акту проверки жилищных условий заявителя комиссией при Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» от 29.10.2010 г., объяснениям заявителя установлено, что заявитель проживает в жилом доме, расположенном в <адрес>, принадлежащем зятю и дочери, жилой дом состоит из 4 комнат, жилой площадью 74,6 кв.м., общей площадью 122 кв.м., в указанном жилом доме, кроме заявителя, значатся зарегистрированными и проживают: ФИО3, дочь ФИО4 и внучка ФИО6
Суд, учитывая объяснения Чернецовой Н.И., учитывая такие обстоятельства как продажа жилого помещения в <адрес> в 2009 г., переезд в домовладение дочери на постоянное место жительство, вселение и регистрация в нем и постоянное проживание в ней с 2009 г. без каких-либо ограничений в жилищных правах, вышеуказанные материалы дела, а также учитывая положения ст. 31 ЖК РФ, приходит к выводу о том, что Чернецова Н.И. является членом семьи собственника жилого помещения, в котором она постоянно проживает. При этом, суд приходит к данному выводу не только на основании представленных указанных доказательств, которые не отрицались и истцом, но и в силу действующего законодательства ( ст. 31 ЖК РФ), которое не требует исследования дополнительных доказательств о ведении либо об отсутствии ведения матерью и дочерью общего хозяйства.
В связи с чем, исходя из количества зарегистрированных и проживающих в жилом доме граждан, а именно 4 лиц, включая заявителя, общую площадь жилого помещения 122 кв.м., на долю каждого проживающего приходится 30,5 кв.м. общей площади, что выше учетной нормы, установленной в Лиманском муниципальном поселении, составляющем, в соответствии с Постановлением Администрации МО «Рабочий поселок Лиман» № 17 от 28.03.2008 г. - 14 кв. м общей площади жилья на одного человека.
При таких обстоятельствах, действия комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, выразившиеся в принятии решения об отказе Чернецовой Н.И. в предоставлении мер социальной поддержки, не нарушают жилищные права заявителя и являются законными и обоснованными, в связи с чем заявленные требования заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Чернецовой Н.И. о признании действий комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, выразившиеся в принятии решения об отказе Чернецовой Н.И. в предоставлении мер социальной поддержки незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Босхомджиева Б.А.