РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 августа 2012 года п. Лиман Лиманский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Чернышовой Ю.А., при секретаре судебного заседания Степанюк Л.П., с участием представителя заявителя - помощника прокурора Лиманского района Астраханской области Скляровой О.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Лиманского района Астраханской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Михайловский сельсовет» незаконным и об обязании разместить в сети «Интернет» информацию о деятельности органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Прокурор Лиманского района Астраханской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «Михайловский сельсовет» незаконным и об обязании разместить в сети «Интернет» информацию о деятельности органа местного самоуправления, указав, что прокуратурой Лиманского района в июле 2012 г. проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Михайловский сельсовет» законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. В рамках реализации Федерального закона РФ от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» Управлением по взаимодействию с органами местного самоуправления Астраханской области разработан портал органов местного самоуправления Астраханской области (www.mo.astrobol.ru), находящийся на портале органов государственной власти Астраханской области. Государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 ст. 13 Федерального закона РФ от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети «Интернет» иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона. В ходе проверки установлено, что в нарушении ч. 3 ст. 3 Федерального закона РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 13 Федерального закона РФ от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ главой администрации муниципального образования «Михайловский сельсовет» Меретиным А.А. меры по размещению информации, предусмотренной ст. 13 Федерального закона РФ от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ, не приняты (размещены общих сведений о муниципальном образовании и действующих органах местного самоуправления, информация о нормативных правовых актах муниципального образования, о действующих органах правопорядка, здравоохранения и образования в муниципальном образовании, предприятиях, объектах строительства, потребительской сфере, муниципальной собственности, системе ЖКХ муниципалитета). Отсутствие необходимой информации на официальном сайте администрации муниципального образования «Михайловский сельсовет» в сети «Интернет» влечет за собой нарушение основным принципов, предусмотренных законодательством: открытости и доступности, а также создает коррупционные предпосылки. Просит признать бездействие администрации муниципального образования «Михайловский сельсовет» незаконным и обязать администрацию муниципального образования «Михайловский сельсовет» разместить в сети «Интернет» информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурора Лиманского района Склярова О.Я. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме. Представитель администрации муниципального образования «Михайловский сельсовет» глава администрации Меретин А.А. возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что объем информации, размещенной на сайте администрации, и порядок её размещения контролируется Управлением по взаимодействию с органами местного самоуправления Астраханской области, замечаний не было. Необходимая информация на сайте имеется. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В соответствии с положениями п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. На основании ст. 7 указанного Федерального закона, основным направлением деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является, в том числе обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления. Согласно п.1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», вступившим в законную силу с 01.01.2010 года, основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В соответствии с подп. 2. п. 2 ст. 6 данного закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующим способом - размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет". Положениями ч.1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. В силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Из материалов дела следует и судом установлено, что в июле 2012 года прокуратурой Лиманского района Астраханской области проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Михайловский сельсовет» требований Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". В ходе проверки установлено, что главой администрации муниципального образования «Михайловский сельсовет» Меретиным А.А. меры по размещению информации, предусмотренной ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ, не приняты. Официальный сайт муниципального образования «Михайловский сельсовет» создан в 2010 г. На сайте размещены только общие сведений о муниципальном образовании и действующих органах местного самоуправления, информации о нормативных правовых актах муниципального образования, о действующих органах правопорядка, здравоохранения и образования в муниципальном образовании, предприятиях, объектах строительства, потребительской сфере, муниципальной собственности, системе ЖКХ муниципалитета (л.д. №). Действующее законодательство устанавливает обязанность соответствующих органов власти размещать информацию о своей деятельности, в том числе и в сети "Интернет". Перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, предусмотрен статьей 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (в редакции от 11.07.2011 г.). Таким образом, полная информация о деятельности администрации муниципального образования «Михайловский сельсовет», предусмотренная статьей 13 указанного Федерального закона, в сети Интернет не размещена. Доводы главы администрации муниципального образования «Михайловский сельсовет» Меретина А.А. о том, что вся информация о деятельности муниципального образования размещена на сайте являются не обоснованными. Доказательств, подтверждающих о размещении указанной информации на сайте муниципального образования, а также публикацию полной информации о деятельности администрации данного поселения, в соответствии с требованиями указанных выше законов, в местной газете, либо доведение ее до граждан иным способом, главой администрации муниципального образования «Михайловский сельсовет» Меретиным А.А. суду не представлено. Неисполнение администрацией муниципального образования «Михайловский сельсовет» обязанности по доведению до граждан информации о своей деятельности с помощью сети Интернет, либо иным способом, является нарушением законодательства о противодействии коррупции, препятствует осуществлению прав граждан на получение доступа к такой информации, а также доступа к муниципальной службе, прав граждан на равные условия ее прохождения. Поскольку иные способы предоставления гражданам сведений о деятельности муниципального образования «Михайловский сельсовет», помимо их размещения в сети Интернет, не могут в полной мере обеспечить гражданам реализацию своего права на доступ к такой информации, суд приходит к выводу, что наиболее оптимальным способом доведения до граждан информации о деятельности муниципального образования «Михайловский сельсовет», является размещение указанных сведений в сети Интернет на своем сайте. При таких обстоятельствах, суд считает, что заявленные требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при вынесении решения, обязывающего заинтересованное лицо (ответчика) совершить какие-либо действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. На основании изложенного, с учетом характера дела, а также действий, которые следуют совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд устанавливает срок исполнения решения суда в части обязании администрации муниципального образования «Михайловский сельсовет» разместить информацию о своей деятельности в сети Интернет в соответствии с требования ст. 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" в течение одной недели со дня вступления решения в законную силу. Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ. В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с администрации муниципального образования «Михайловский сельсовет» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 200 руб. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Лиманского района Астраханской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрация муниципального образования «Михайловский сельсовет», выразившееся в непринятии мер по размещению информации о деятельности органа местного самоуправления в сети Интернет. Обязать администрацию муниципального образования «Михайловский сельсовет» разместить в сети «Интернет» информацию о деятельности муниципального образования «Михайловский сельсовет» в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" в течение одной недели со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с администрации муниципального образования «Михайловский сельсовет» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 руб. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его полного текста через районный суд, вынесший решение. Решение в окончательной форме изготовлено 23 августа 2012 года. Судья: