РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 августа 2012 г. п. Лиман Лиманский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Чернышовой Ю.А., при секретаре судебного заседания Горячевой М.А., с участием представителя заявителя - помощника прокурора Лиманского района Астраханской области Пересекина Д.К., представителя заинтересованного лица - главы администрации муниципального образования «Промысловский сельсовет» Порохнина И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Лиманского района Астраханской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Промысловский сельсовет» Лиманского района Астраханской области незаконным и об обязании ликвидации несанкционированных свалок, УСТАНОВИЛ: Прокурор Лиманского района Астраханской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации МО «Промысловский сельсовет» незаконным и об обязании ликвидации несанкционированных свалок, указав, что прокуратурой Лиманского района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории муниципального образования «Промысловский сельсовет». Согласно акту проверки от 02.08.2012 г. на территории муниципального образования «Промысловский сельсовет» 02.08.2012 г. выявлено несанкционированное скопление твердых бытовых отходов на земле. Так, по адресу: <адрес> выявлено размещение твердо-бытовых отходов на площади около 40 кв.м. в виде скопления целлофановых пакетов и упаковок, пластмассы, стеклянных бутылок, бумаги и картона, бой стекла, срезанные ветки деревьев и т.д.; <адрес> выявлено несанкционированное скопление твердо-бытовых отходов на грунте площадью 40 м. на 30 м. в виде скопления строительного мусора, резиновых автомобильных шин и покрышек, деревянных досок, кузов от автомашины ВАЗ; по адресу: <адрес> - несанкционированное размещение твердо-бытовых отходов на площади около 70 м. на 80 м. в виде скопления целлофановых пакетов и упаковок, пластмассы, стеклянных бутылок, бумаги и картона, бой стекла, металлических изделий, срезанные ветки деревьев и т.д.; по адресу: <адрес> сзади магазина «<данные изъяты>» выявлено несанкционированное размещение твердо-бытовых отходов на площади около 20 м. на 30 м. в виде скопления целлофановых пакетов и упаковок, пластмассы, стеклянных бутылок, бумаги и картона, бой стекла, срезанные ветки деревьев и т.д., а также выявлена выкопанная в грунте яма размерами 2 м. на 1,5 м., глубиной 1 м., в которой со следами обугливания находятся твердые бытовые отходы в виде целлофановых пакетов, пластмассы, бумаги и картона, веток деревьев и т.д. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей привело к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих в муниципальном образовании на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие. В связи с чем, заявитель просит признать бездействие администрации муниципального образования «Промысловский сельсовет», выразившееся в ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также несанкционированном размещении отходов на территории муниципального образования «Промысловский сельсовет», незаконным, обязать администрацию муниципального образования «Промысловский сельсовет» в срок до 1 октября 2012 г. ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные по адресу: <адрес> - в виде скопления целлофановых пакетов и упаковок, пластмассы, стеклянных бутылок, бумаги и картона, бой стекла, срезанные ветки деревьев; по адресу: <адрес> - в виде скопления строительного мусора, резиновых автомобильных шин и покрышек, деревянных досок, кузов от автомашины ВАЗ; по адресу: <адрес> - в виде скопления целлофановых пакетов и упаковок, пластмассы, стеклянных бутылок, бумаги и картона, бой стекла, металлических изделий, срезанные ветки деревьев; по адресу: <адрес> сзади магазина «<данные изъяты>» - в виде скопления целлофановых пакетов и упаковок, пластмассы, стеклянных бутылок, бумаги и картона, бой стекла, срезанные ветки деревьев, выкопанная в грунте яма размерами 2 м. на 1,5 м., глубиной 1 м., путем очистки территории от размещенных бытовых отходов. В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурора Лиманского района Пересекин Д.К. поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить. Представитель администрации муниципального образования «Промысловский сельсовет» Порохнин И.П. не возражал против удовлетворения заявленных требований. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу. При рассмотрении дела судом установлено, что в результате проверки прокуратуры Лиманского района исполнения администрацией муниципального образования «Промысловский сельсовет» природоохранного, санитарного законодательства, затрагивающего интересы РФ в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования «Промысловский сельсовет» Лиманского района Астраханской области выявлено несанкционированное скопление твердых бытовых отходов по адресу: <адрес> - несанкционированное скопления целлофановых пакетов и упаковок, пластмассы, стеклянных бутылок, бумаги и картона, бой стекла, срезанные ветки деревьев и т.д.; по адресу: <адрес> - несанкционированное скопление твердо-бытовых отходов на грунте площадью 40 м. на 30 м. в виде скопления строительного мусора, резиновых автомобильных шин и покрышек, деревянных досок, кузов от автомашины ВАЗ; по адресу: <адрес> - несанкционированное размещение твердо-бытовых отходов на площади около 70 м. на 80 м. в виде скопления целлофановых пакетов и упаковок, пластмассы, стеклянных бутылок, бумаги и картона, бой стекла, металлических изделий, срезанные ветки деревьев и т.д.; по адресу: <адрес> сзади магазина «<данные изъяты>» выявлено несанкционированное размещение твердо-бытовых отходов на площади около 20 м. на 30 м. в виде скопления целлофановых пакетов и упаковок, пластмассы, стеклянных бутылок, бумаги и картона, бой стекла, срезанные ветки деревьев и т.д., а также выявлена выкопанная в грунте яма размерами 2 м. на 1,5 м., глубиной 1 м., в которой со следами обугливания находятся твердые бытовые отходы в виде целлофановых пакетов, пластмассы, бумаги и картона, веток деревьев. Данное обстоятельство подтверждается актом осмотра территории с. Промысловка Лиманского района от 02.08.2012 г., составленным помощником прокурора Лиманского района Скляровой О.Я., с участием ФИО1., в присутствии главы администрации вышеуказанного муниципального образования, приложенным к нему фотоснимком места размещения отходов, и не оспаривается представителем администрации муниципального образования «Промысловский сельсовет». Указанная свалка находится в пределах границ муниципального образования «Промысловский сельсовет» Лиманского района Астраханской области. Определение суда от 27 августа 2012 г. производство по данному делу в части обязания администрации муниципального образования «Промысловский сельсовет» в срок до 1 октября 2012 г. ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные по адресу: <адрес> - в виде скопления целлофановых пакетов и упаковок, пластмассы, стеклянных бутылок, бумаги и картона, бой стекла, срезанные ветки деревьев; по адресу: <адрес> - в виде скопления целлофановых пакетов и упаковок, пластмассы, стеклянных бутылок, бумаги и картона, бой стекла, металлических изделий, срезанные ветки деревьев; по адресу: <адрес> сзади магазина «<данные изъяты>» - в виде скопления целлофановых пакетов и упаковок, пластмассы, стеклянных бутылок, бумаги и картона, бой стекла, срезанные ветки деревьев, выкопанной в грунте ямы размерами 2 м. на 1,5 м., глубиной 1 м., глубиной 1 м., в которой со следами обугливания находятся твердые бытовые отходы в виде целлофановых пакетов, пластмассы, бумаги и картона, веток деревьев прекращено в связи с отказом заявителя от данных требований. На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данное право также закреплено в п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается. Согласно примечанию к п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. В соответствии с п. п. 9, 14 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района. В целях решения указанных вопросов администрация муниципального района в соответствии со ст. 17 названного Закона наделена соответствующими полномочиями. Решение муниципальным образованием вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является неотъемлемой частью обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения муниципального образования, неисполнение данной обязанности по решению данных вопросов местного значения создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду. Согласно Уставу муниципального образования «Промысловский сельсовет» (п. 19 и п. 20 ч. 1 ст. 8) к вопросам местного значения муниципального образования «Промысловский сельсовет» относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления не реализуются полномочия, предусмотренные п. 18 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 10 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» по организации сбора и вывоза отходов. Бездействием органа местного самоуправления нарушаются права граждан, проживающих на территории муниципального образования их право на благоприятную окружающую среду, ухудшается состояние земельных участков, создается неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда и проживания граждан на территории муниципального образования. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при вынесении решения, обязывающего заинтересованное лицо (ответчика) совершить какие-либо действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Запрашиваемый прокурором срок устранения несанкционированной свалки твердых бытовых отходов - до 1 октября 2012 г. является разумным и наиболее отвечающим интересам сторон. При таких обстоятельствах, суд считает, что заявленные требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме. Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ. В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с администрации муниципального образования «Промысловский сельсовет» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 200 руб. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявленные требования прокурора Лиманского района Астраханской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Промысловский сельсовет», выразившееся в ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также несанкционированном размещении отходов на территории муниципального образования «Промысловский сельсовет». Обязать администрацию муниципального образования «Промысловский сельсовет» в срок до 1 октября 2012 г. ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную по адресу: <адрес> - в виде скопления твердых бытовых отходов на грунте площадью 40 м. на 30 м. в виде скопления строительного мусора, резиновых автомобильных шин и покрышек, деревянных досок, кузов от автомашины ВАЗ, путем очистки территории от размещенных бытовых отходов. Взыскать с администрации муниципального образования «Промысловский сельсовет» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 руб. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его полного текста через районный суд, вынесший решение. Решение в окончательной форме изготовлено 29 августа 2012 г. Судья: