Дело №2-435 (2010 г)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Лихославльский районный суд <адрес>
В составе председательствующего судьи Чуниной Н.А.,
При секретаре Федоровой О.Н.
С участием истца Доброходова В.А.,
Представителя ответчика -Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Ткачевой Е.Е.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Доброходова Вячеслава Анатольевича
к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>
О признании права на включение в педагогический стаж периода работы в Лихославльском РК ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначение трудовой пенсии досрочно с ДД.ММ.ГГГГ,
У с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ Доброходов В.А. обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании на удовлетворении своего требования настаивает.
Пояснил следующее : в соответствии с п.1 ст.27 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ» лица 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста. В июле 2010 года он, истец Доброходов В.А., обратился вЛихославльское управление пенсионного фонда о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, т.к. более 25 лет осуществлял педагогическую деятельность. ДД.ММ.ГГГГ заявление было рассмотрено на комиссии, и в назначении пенсии было отказано, в связи с тем, что мне не был зачтен в педагогический стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть время работы на выборных должностях второго и первого секретаря Лихославльского РК ВЛКСМ.
Он, истец Доброходов В.А. не согласен с решением комиссии Лихославльского управления пенсионного фонда, и считает, что оно противоречит правовой позиции Конституционного суда РФ изложенной в постановлении №-П от ДД.ММ.ГГГГ и в ряде определений.
Так ст.6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч. 1, 18; 19, и 55 ч. 1 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» в соответствии с п.а) части 1 которого, в стаж для назначении пенсии за выслугу лет засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Соглашаясь на работу на выборных должностях в Лихославльском РК ВЛКСМ, он, то есть истец Доброходов В.А., не мог предвидеть, что в дальнейшем эта работа не войдет в педагогический стаж. Право на включение этого периода в педагогический стаж было приобретено им до изменения пенсионного законодательства, поэтому, оно должно сохраняться за ним независимо от времени его реализации, т.е. назначения пенсии по старости. На период обращения в пенсионный фонд педагогический стаж составлял более 25 лет и он имел право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Просит включить в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периода работы в Лихославльском РК ВЛКСМ в должности второго секретаря с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности первого секретаря с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и признать за ним право на назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ т.е. с месяца следующего за месяцем обращения в Управление Пенсионного фонда, а также, просит обязать Управление Пенсионного фонда по <адрес> назначить ему трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Доброходов В.А.от изменения исковых требований в части даты, с которой просит назначить пенсию, то есть с момента обращения в Пенсионный фонд, - отказался, и просит удовлетворить требования с даты ДД.ММ.ГГГГ..
Представитель ответчика -Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Лихославльском районе Тверской, по доверенности Ткачева Е. Е. иска не признала. И пояснила :
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ (далее Закон №173-ФЗ) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Данная норма не является самостоятельной, а действует в системной связи с пунктом 2 статьи 27 Закона №173-ФЗ, согласно которой законодатель делегировал право Правительству РФ утверждать списки и правила.
Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № (педагоги), не предусматривает выборных должностей второго и первого секретаря РК ВЛКСМ в числе должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
В Правилах, утвержденных вышеуказанным Постановлением, также отсутствуют какие-либо условия о возможности включения в стаж, дающий право на пенсию, периодов выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах.
Ранее действовавшие нормативные правовые акты, регулирующие сферу пенсионных правоотношений педагогических работников, - Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, на которое ссылается истец, а также Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ. №, и Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №, не упоминают выборных и других должностей на ответственной работе в партийных и комсомольских органах.
Периоды выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах могли быть включены в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при строго определенном условии, а именно: если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ. №, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет (пункты 1,2 и 4).
Лица, работавшие на выборных должностях, и обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии по старости не рассчитывали и не могут рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретенного в рамках ранее действовавшего постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Оснований для распространения условий, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ. №, применительно к последующим правовым актам (спискам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется в связи с утратой действия названного Постановления (с ДД.ММ.ГГГГ).
Данная позиция по существу согласуется с конституционно-правовым смыслом, выявленном в определениях Конституционного Суда РФ, например, в Определении от ДД.ММ.ГГГГ. №-О-О, в Определении от ДД.ММ.ГГГГ. №-О-О, согласно которым лица, не имевшие право на зачет соответствующих периодов деятельности в рамках постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ. № в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, не могут рассчитывать на его включение в указанный стаж.
Кроме того, истец необоснованно ссылается на постановление №-П от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в Определении Конституционного Суда от ДД.ММ.ГГГГ. №-О-0, принятому по запросу ПФР об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П в частности о возможности "применения Постановления Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, указано, что вопросы о порядке исчисления стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой Пенсии, в том числе педагогическим и медицинским работникам, не были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ Их разрешение не может быть осуществлено путем официального разъяснения данного Постановления, поскольку предполагает необходимость формулирования Конституционным Судом РФ новых правовых позиций, связанных с оценкой конституционности положений ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В связи с тем, что педагогическая деятельность Доброходова В.А. началась согласно сведениям его трудовой книжки ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ. (дата отмены Постановления №) им не отработано 2/3 педагогического стажа (16 лет 8 месяцев), поэтому порядок подсчета стажа по Постановлению Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ № не применим. Оснований для распространения условий утратившего действие Постановления на действующие правовые акты (Списки и Правила) не имеется.
На момент обращения в Пенсионный фонд стаж по педагогической деятельности Доброходова В.А. составил 23 г 10 м 15 дней. В протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ. указано, сто стаж составляет 24 года. - допущена ошибка.
На основании вышеизложенного ГУ-Управление ПФР в <адрес> считает исковые требования Доброходова В.А. необоснованными, поэтому. просит в иске отказать.
Заслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что истец Доброходов В.А. ДД.ММ.ГГГГ был принят на 0,5 ставки зав. Производственной практикой в Лихославльский торфяной техникум, с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность военрука, с ДД.ММ.ГГГГ переведен в Лихославльский РК ВЛКСМ, где 07.05 1986 года был избран вторым секретарем Лихославльского райкома ВЛКСМ. С ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность первого секретаря РК ВЛКСМ. С ДД.ММ.ГГГГ освобожден от обязанностей 1го секретаря РК ВЛКСМ в связи с переводом на работу в СПТУ-29. С ДД.ММ.ГГГГ проработал директором СПТУ-29., с 01.01,199 года переведен в ПЛ-35 на должность зам.директора по производственной деятельности.. ДД.ММ.ГГГГ уволен переводом в ПУ-43 <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по принят на работу в ПУ-43 на должность зам. директора по учебно-производственной работе, с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность директора. С ДД.ММ.ГГГГ переведен в порядке реорганизации ПУ-343 в ГОУ НПО ПЛ-35 заместителем директора по учебно-производственной работе, где и работает по настоящее время,, что подтверждается копией имеющейся в материалах дела трудовой книжки.(л.д.6-9).
Архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что Доброходов В.А. был освобожден от обязанностей военрука Лихославльского торфяного технику с ДД.ММ.ГГГГ в связи с избранием его вторым секретарем РК ВЛКСМ. (лд 13)
Справкой, уточняющей стаж, признаны как педагогическая деятельность периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (лд 11)
Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ Доброходову В.А.. отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.(лд 18)
Судом установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГистец Доброходов В.А. имел не оспариваемый ответчиком стаж по педагогической работе 23 года 10 месяцев 15 дней, и оспариваемый ответчиком стаж работы в должности первого и в должности второго секретаря Лихославльского райкома ВЛКСМ- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( то есть 3 года 1 месяц 12 дней).
В соответствии со ст. 27 п. 1 п.п. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Не признавая исковые требования, ответчик - Пенсионный фонд, - указал, что на дату обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Доброходов В.А. не имел необходимого специального стажа. При этом, в стаж работы по специальности, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии за выслугу лет, не включил в календарном исчислении период работы истца в должностях первого и второго секретаря Лихославльского райкома ВЛКСМ- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Ответчик при этом ссылается, на то обстоятельство, что Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № (педагоги), не предусматривает выборных должностей второго и первого секретаря РК ВЛКСМ в числе должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, и, что, ранее действовавшие нормативные правовые акты, регулирующие сферу пенсионных правоотношений педагогических работников, - Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, на которое ссылается истец, а также Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ. №, и Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №, не упоминают выборных и других должностей на ответственной работе в партийных и комсомольских органах.
Данные доводы суд признает не состоятельными.
В период времени, когда Доброходов В.А. работал в должности сначала второго секретаря, а затем в должности первого секретаря райкома ВЛКСМ, действовало «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Согласно п.1 данного Положения, в стаж работы засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
В силу п. 4 указанного Положения время работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
На момент обращения в ПФ РФ специальный стаж работу Доброходова В.А. с учетом работы на выборных должностях в комсомольских органах составил 26 лет 11 месяцев 27 дней., из них стаж по педагогической работе 23 года 10 мес.15 дней, что значительно превышает необходимый предел в 2/3 от 25лет ( 16 лет 8 месяцев).
Суд учитывает, что Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного собрания "Ил Тумэн", <адрес> (Якутия), <адрес> и жалобами ряда граждан", соссылкой на постановление от ДД.ММ.ГГГГ гогда №-П и Определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О Конституционный Суд РФ установил, что нормы ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования, независимо от того, выработан ли им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично, а также, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Суд также учитывает, что согласно положений ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При этом, гражданин имеет право осуществить оценку приобретенных до ДД.ММ.ГГГГ пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Поэтому, спорный период работы в должности секретаря, заведующей отделом учащейся молодежи и пионеров райкома ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку на момент ( ДД.ММ.ГГГГ) обращения истца Доброходова В.А.. к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии его специальный стаж составил необходимые 25 лет (из них специальный стаж составил более 2/3), а исковые требования Доброходова В.А. подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика, что должность первого и должность второго секретаря райкома ВЛКСМ -не значатся в выше указанных Списках должностей, являются необоснованными. Так как в суде нашло подтверждение, что данные должности относятся к выборной работе в комсомольских органах, что соответствует требованиям п. «а» ч. 1 Положения « О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением № от 1959 года.
Доводы ответчика, что указанный стаж ( 2/3 от 25 лет) должен быть выработан на дату отмены Постановления №, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ, суд считает не состоятельной, так как стаж определяется на дату обращения в Пенсионный Фонд за реализацией своего права на пенсионное обеспечение, а не на дату изменения закона.
Истец просит обязать назначить трудовую пенсию не со дня его обращения в Пенсионный фонд- ДД.ММ.ГГГГ, а с 01. 08.2010 г., изменить дату отказался. Данное требование не противоречит интересам ответчика, не нарушает прав иных лиц, поэтому, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования Доброходова В.А. удовлетворить полностью.
Включить в стаж работы Доброходова Вячеслава Анатольевича, дающий право на получение пенсии по старости ранее установленного возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности второго секретаря, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности первого секретаря Лихославльского РК ВЛКСМ.
Признать за Доброходовым Вячеславом Анатольевичем право на назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ..
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> назначить трудовую пенсию Доброходову Вячеславу Анатольевичу с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 суток со дня принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Лихославльский районный суд.
Судья Н.А.Чунина