дело № 2-277/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Лихославльский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Волошкина О. А. при секретаре Лопаковой О. В., при участии заявителя Саркаровой Т. У., её представителей, по доверенности, Шашкина С. Д. и Родионовой С. Ф., представителя УФМС России по <адрес>, по доверенности, ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по заявлению Саркаровой Т.У. о признании незаконными действий УФМС России по <адрес> и об обязании принять заявление о приёме в гражданство России. УСТАНОВИЛ: ДД.ММ.ГГГГ в Лихославльский районный суд поступило заявление Саркаровой Т., поданное действующей по доверенности Родионовой С.Ф., о признании незаконным действия УФМС России по <адрес> и об обязании принять заявление о приёме Саркаровой Т. в гражданство. В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Саркарова Тахмина обратилась в УФМС России по вопросу приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке на основании п. «а» ч.1 ст.2 Международного Соглашения «между Российской Федерации и Киргизской Республикой об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами РФ, прибывающими для постоянного проживания в Киргизскую Республику, гражданами Киргизской Республики, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и выхода из прежнего гражданства» от ДД.ММ.ГГГГ. В приеме документов ей было отказано, в связи с тем, что она выписана на постоянное жительство в Москву, а не в Тверь. Однако в соответствии с вышеуказанным Соглашением требуется выписка на постоянное жительство в Россию, а не конкретно в какой-либо <адрес>. Заявительницей был предоставлен листок убытия в Москву на постоянное место жительство, и паспорт в котором имеется штамп об убытии в Россию на постоянное место жительство (без указания города). В соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, гражданин, обратившийся с заявлением о приобретении гражданстваРФ должен предоставить один из вышеуказанных документов, в качестве документа подтверждающего прибытие в Россию на постоянное место жительства. Также, в отказе УФМС России по <адрес> было указано, что Саркарова Т. проживает в Москве, хотя сотрудники ОУФМС России по <адрес> в <адрес> дважды посещали ее по месту проживания в д.Соколово, <адрес>. Заявитель учится в Москве по очно-заочной форме, что предусматривает лекции два раза в неделю. В настоящее время она работает помощницей по хозяйству у Шашкина С.Д. в д.Соколово. <адрес>. К заявлению о приеме в гражданство Российской Федерации заявителем были приложены документы в соответствии с п.22.1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации: копия свидетельства о рождении, заверенная нотариусом; копия паспорта, с переводом, заверенным нотариусом, в котором имеется штамп о прибытии в Россию на постоянное место жительство; копия миграционной карты; документ, подтверждающий ее проживание на территории Российской Федерации; копия отрывной части бланка уведомления о прибытии в место пребывания; копия листка убытия в Россию на ПМЖ в Россию, с переводом заверенным нотариусом. Список данных документов является исчерпывающим, а не формальным, как указано в отказе. Считаю, что УФМС России по <адрес> нарушены ее права на приобретение гражданства РФ. Просит суд признать незаконными действия УФМС России по <адрес>, выразившиеся в отказе в приеме заявления о приобретении гражданство РФ в упрощенном порядке в соответствии с Соглашением, и обязать УФМС России по <адрес> принять от нее заявление о приеме в гражданство РФ. В представленном в суд возражении представитель УФМС России по <адрес> указал, что гражданка Кыргызстана Саркарова Т. действительно обращалась в УФМС России по <адрес> по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации на основании Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства, от ДД.ММ.ГГГГ (далее Соглашение). В соответствии с пунктом 9 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Положение), заявление и приложенные документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю. С учетом официальной информации, поступившей из Посольства Кыргызской Республики в Российской Федерации, в соответствии со ст. 49 Закона о внешней миграции Кыргызской Республики ее граждане, выезжающие за пределы Кыргызской Республики на срок свыше трех месяцев, в течение трех дней обязаны регистрироваться в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Кыргызской Республики в государстве въезда. После постановки на консульский учет гражданам Кыргызской Республики выдается: справка, подтверждающая факт проживания в Кыргызской Республике на указанные в соглашении даты; в паспорт проставляются штампы, подтверждающие выезд на постоянное место жительство, постановку на консульский учет; адресный листок убытия заверяется печатью Консульского отдела. В соответствии с указаниями ФМС России граждане Кыргызстана информируются об обязанности соблюдения статьи 49 Закона о внешней миграции Кыргызской Республики и прием заявления о приобретении гражданства Российской Федерации осуществляется только после предоставления вышеназванных документов. Вследствие чего гражданке Кыргызстана Саркаровой Т. было предложено предъявить указанные документы. Также гражданкой Саркаровой Т. было предоставлено заявление о приобретении гражданства Российской Федерации, в котором ответы на содержащиеся вопросы, в нарушении пункта 3 Положения не были даны исчерпывающими и полными. Кроме того, в соответствии со ст.1 Соглашения право приобрести гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке предоставляется гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, Гражданка Саркарова Т. в соответствии с представленным листком убытия снята с регистрационного учета по месту жительства с территории <адрес> и выбыла на постоянное место жительства в <адрес>. В связи с чем вызывает сомнение желание гражданки Саркаровой Т. постоянно проживать на территории субъекта Российской Федерации - <адрес>. В связи с проведенным УФМС России по <адрес> в марте текущего года анализом работы по исполнению государственной функции по осуществлению полномочий при реализации международных соглашений об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации гражданами <адрес>, установлено, что основная масса указанных граждан обращается с заявлениями о приобретении гражданства Российской Федерации без цели постоянного проживания на территории <адрес>. Таким образом нарушается основной принцип и условия Международного соглашения. Приобретение гражданства Российской Федерации в результате приема в гражданство не означает, что гражданином России может стать любое лицо, подавшее заявление в компетентный государственный орган. Предоставление гражданства по данному основанию является правом государства, которое оно применяет, если лицо соответствует определенным специальным условиям. Сущность акта приема в гражданство состоит в предоставлении статуса гражданина Российской Федерации лицу, обратившемуся с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, если указанное лицо отвечает критериям, установленным для приема в гражданство (прибывшим для постоянного проживания, имеющим легальный источник доходов, обязуется соблюдать законы Российской Федерации и др.). В соответствии с полномочиями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции и её территориальных органов, установленных статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» осуществляется проверка фактов и представленных для обоснования заявлений документов. В этой связи УФМС России по <адрес> направлен запрос с целью подтверждения либо опровержения факта выдачи адресного листка выбытия и сведений о снятии гражданки Саркаровой Т. с регистрационного учета по месту жительства с территории Кыргызской Республики в связи с выездом на постоянное место жительства в <адрес>. Таким образом, в связи с тем, что не соблюдены условия, установленные Международным соглашением, не проведены проверки подлинности документов, представленных заявителем, заявление о приобретении гражданства не может быть принято к рассмотрению. Действия сотрудников УФМС России по <адрес> носят законный характер, поскольку основаны на приведенных выше положениях действующего законодательства, регламентирующего вопросы гражданства Российской Федерации. Просит признать действия сотрудников УФМС России по <адрес> в части невозможности приема в настоящее время заявления к рассмотрению соответствующими действующему законодательству, а требования заявителя не основанными на законе. Заявитель Саркарова Т.У. в судебном заседании заявленные требования поддержала полностью по изложенным основаниям. Подтвердила, что с заявлением по установленной форме обращалась в УФМС, однако из-за нарушений в оформлении его не приняли, все замечания и требуемые дополнения в заявлении отражены, сам оригинал непринятого заявления приложен в дело. В этот же день, после возвращения заявления она подала заявление с просьбой разъяснить причины отказа в приёме его к рассмотрению, на который получила ответ. Подтвердить обращение в УФМС с исправленным заявлением в этот день не может. Она обжалует отказ в приёме к рассмотрению её заявления о приёме в гражданство России. Дополнительно пояснила, что в настоящее время отчислена из учебного заведения. Просит суд признать незаконными действия УФМС России по <адрес>, выразившиеся в отказе в приеме заявления о приобретении гражданство РФ в упрощенном порядке в соответствии с Соглашением, и обязать УФМС России по <адрес> принять от нее заявление о приеме в гражданство РФ. Представители заявителя Родионова С.Ф. и Шашкин С. Д. в судебном заседании заявленные требования поддержали полностью. Полагают, что сотрудник УФМС должен был в любом случае принять заявление к рассмотрению и вынести решение о гражданстве по существу. Просят суд удовлетворить заявление Саркаровой. Представитель заинтересованного лица ОУФМС России по <адрес> ФИО5 в судебном заседании требования заявителя не признала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Саркарова была на личном приёме в УФМС по <адрес> для подачи заявления на гражданство Российской Федерации. Поскольку её заявление не было оформлено надлежащим образом оно не было принято и было возвращено заявителю со всеми документами, о чём была сделана запись в карточке личного приёма. С исправленным заявлением Саркарова в тот день в УФМС не обращалась, а написала заявление с просьбой разъяснить причины, по которым ей отказали в приёме заявления. Полагает действия сотрудника УФМС законными и просит в удовлетворении жалобы отказать. Выслушав заявителя, его представителей заявителя, представителя УФМС России по <адрес>, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Свидетельством о рождении КР-Х № подтверждается, что Саркарова Т.У. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 14). Согласно адресного листка выбытия, Саркарова Т.У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета в <адрес> с целью убытия на место жительство в <адрес> (т.1 л.д. 16-18). Копией паспорта № подтверждается, что Саркарова является гражданкой <адрес> и согласно отметке ДД.ММ.ГГГГ выбыла на постоянное место жительство в Россию (т. 1 л.д. 11-12, 27-33) Из справки посольства Кыргызской Республики в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Саркарова Т.У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состояла одновременно в гражданстве Киргизской ССР и СССР и постоянно проживала на территории Кыргызской Республики с ДД.ММ.ГГГГ0 года по ДД.ММ.ГГГГ, до выезда на постоянное жительство в Российскую Федерацию (т. 1 л.д. 20). Миграционной картой серии 1410 № подтверждается пересечение границы Саркаровой Т.У. (т.1 л.д. 26). Уведомлениями о постановке на миграционный учет по месту жительства подтверждается, что Саркарова Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлена ОУФМС России по <адрес> в <адрес> на учет ДД.ММ.ГГГГ до даты убытия ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ – до даты убытия ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 10, 23). Студенческим билетом № подтверждается, что Саркарова Т.У. являлась студенткой Iкурса очно-заочной форме обучения <данные изъяты> (т.1 л.д. 24). Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Саркарова Т. письменно обратилась в УФМС России по <адрес> с просьбой о принятии ее документов на приобретение гражданство Российской Федерации или даче письменного отказа в приеме от нее заявления о принятии в гражданство, которое принято к рассмотрению УФМС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 8) Согласно заявлению гражданка Кыргызстана Саркарова Т.У. обратилась в УФМС России по <адрес> с просьбой о принятии её в гражданство Российской Федерации. В заявлении имеются исправления, дописки и уточнения (т. 1 л.д. 5-7, 66-68). Контрольной карточкой личного приема граждан подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Саркарова Т.У. обращалась в УФМС России по <адрес> с целью сдачи документов на приобретение гражданства РФ, инспектором территориального органа в принятии документов было отказано в связи с ненадлежащим их оформление (т. 1 л.д. 71-72). Из копии письменного ответа начальника отдела по вопросам гражданства УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что заявление Саркаровой Т. о приёме в гражданство РФ к рассмотрению не принято, поскольку условия Международного Соглашения «между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами РФ, прибывающими для постоянного проживания в Киргизскую Республику, гражданами Киргизской Республики, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию и выхода из прежнего гражданства, поскольку из представленных заявителем документов не прослеживается постоянное проживание Саркаровой Т. в <адрес>: в листке убытия, подтверждающем снятие с регистрационного учета в <адрес>, указан регион убытия – <адрес>, в заявлении указаны неоднократные периоды пребывания и осуществления трудовой деятельности с 2008 года по 2011 год в <адрес>, обучается также в <адрес> (т. 1 л.д. 9). Согласно Положению «Об Управлении Федеральной миграционной службы по <адрес>» УФМС по <адрес> наделено полномочиями осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по рассмотрению вопросов гражданства Российской Федерации, в том числе принимать от лиц, проживающих на территории РФ, заявления по вопросам гражданства РФ (т.1 л.д.52-61). В силу положений ст. 13 и ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" личный прием граждан в государственных органах проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. В соответствии с ч. 1 и 4 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации. Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждённым Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с п. 3. указанного Положения бланк заявления заполняется от руки или с использованием технических средств (пишущих машинок, компьютеров). При заполнении бланка заявления не допускается использование сокращений и аббревиатур, а также внесение исправлений. Ответы на содержащиеся в бланке заявления вопросы должны быть исчерпывающими. Текст заявления, выполненный от руки, должен быть разборчивым. В силу пунктов 8 и 9 Положения о порядке рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации заявление о принятии в гражданство РФ считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой. Заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ гражданка <адрес> Саркарова обращалась в УФМС России по <адрес> для рассмотрения вопроса о принятииеё заявления о приёме в Гражданство Российской Федерации. При изучении заявления Саркаровой Т.У. о приёме в гражданство РФ должностным лицом УФМС было установлено, что заявление оформлено ненадлежащим образом, не содержало полных ответов по ряду вопросов, что подтверждается вписанными в графы дополнениями, исправлениями и уточнениями. В связи с указанными нарушениями заявление и приложенные к нему документы от Саркаровой приняты к рассмотрению не были и возвращены заявителю, о чём сделана запись в карточке личного приёма граждан, а также дан письменный ответ. Позиция заявителя и его представителей при обосновании требования о признании незаконным отказа в приеме документов сводится к указанию на то, что должностное лицо УФМС в любом случае было обязано их принять на рассмотрение и вынести решение о приеме в гражданство России либо об отказе в этом. Данная позиция несостоятельна, противоречит исследованным в суде материалам и не основана на положениях законодательства, которым предусмотрено право должностного лица отказать в приеме заявления и документов к рассмотрению в случае их оформления ненадлежащим образом. Доводы заявителя и УФМС России по <адрес> в части права Саркаровой на приобретение гражданства России не являются предметом рассмотрения по настоящему делу, поскольку заявителем оспариваются действия должностных лиц УФМС на стадии приема заявления, а не решение по предоставлению гражданства России по существу. В соответствии со ст. 258 ч. 4 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, должностного лица и права и свободы гражданина не были нарушены. Таким образом, поскольку заявителем Саркаровой Т.У. приведённые требования законодательства, регулирующего порядок оформления и подачи заявления о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, не выполнены, Саркаровой в судебном заседании не приведено доказательств того, что отказ в приеме документов противоречит закону, - заявление Саркаровой Т. У. удовлетворению не подлежит. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Отказать в удовлетворении заявления Саркаровой Т. У. о признании незаконными действий УФМС России по <адрес> – отказ в приёме заявления о приобретении гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с Соглашением и о возложении на УФМС России по <адрес> обязанности принять заявление о приёме в гражданство Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд <адрес> в течение 10 дней. Председательствующий: О. А. Волошкин