Дело №2-350(2011) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Лихославльский районный суд <адрес> в составе председательствующего – федерального судьи Пахомовой С.И., При секретаре Кузнецовой Л.В., С участием: - помощника прокурора <адрес> Дмитриевой О.С. - представителя истца ФИО5, действующей на основании доверенности выданной истцом ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, - представителя ответчика - заместителя заведующего отделом организационно-контрольной и кадровой работы администрации городского поселения <адрес> ФИО7, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, поданным в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов ФИО2, к администрации городского поселения <адрес> О признании незаконными действий администрации городского поселения <адрес> в части отказа в постановке ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и о возложении обязанности по постановке ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, У с т а н о в и л : ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес>, выступая в защиту прав вдовы участника Великой Отечественной войны ФИО2, обратился в Лихославльский районный суд с иском к администрации городского поселения <адрес> о признании незаконными действий администрации городского поселения <адрес> в части отказа в постановке ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и о возложении на ответчика обязанности по постановке ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Исковые требования мотивированы тем, что ФИО2. является вдовой участника Великой Отечественной войны, на которую распространяются положения ст.21 Федерального закона №5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах», которыми предусмотрено обеспечение членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жильем за счет средств федерального бюджета. ФИО2 проживает в квартире, принадлежащей ее дочери ФИО5, по адресу <адрес>. Указанное жилое помещение является неблагоустроенным, в нем отсутствует централизованная система водоснабжения и канализация. Отсутствие этих элементов благоустройства нарушает: положения пункта 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, которым предусмотрено, что в жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки; питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки. В соответствии с пунктом 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ одним из требований, которым должно отвечать жилое помещение, названо обеспечение инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Понятие централизованных инженерных сетей сформулировано в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Централизованная система коммунального водоснабжения – это комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды. Централизованные системы коммунального водоснабжения являются важнейшими системами жизнеобеспечения, предназначены для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, производства пищевой продукции и пожаротушения. Централизованная система коммунальной канализации – это комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод. Централизованные системы коммунальной канализации являются важными объектами жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов, предназначены для приема от населения сточных вод и их очистки. Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, только при наличии централизованных систем водоснабжения и канализации жилое помещение (применительно к <адрес>) признается соответствующим предъявляемым требованиям. Граждане, проживающие в поселениях с централизованными инженерными сетями (каковым является <адрес>) в одно- и двухэтажных зданиях при отсутствии в них водопровода и канализированных уборных, в соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, должны признаваться нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку проживают в помещении, которые не отвечают требованиям, установленным для жилых помещений. Несмотря на то, что ФИО2 проживает в помещении, не отвечающим установленным требованиям, заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ было установлено обратное и решением жилищной комиссии администрации городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в принятии ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Прокурор считает, что отказ в признании ФИО2 нуждающейся в жилом помещении является незаконным, нарушает ее право, как вдовы участника Великой Отечественной войны, на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. В связи с чем просит признать незаконными действий администрации городского поселения <адрес> по отказу в постановке ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и о возложении на администрацию городского поселения <адрес> обязанности по постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Дмитриева О.С. иск поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, и пояснила что заявленный иск явился результатом проверки, проведенной по заявлению ФИО5, которая является дочерью истца ФИО2 В судебном заседании ФИО5, действующая по доверенности в качестве представителя истца ФИО2, иск прокурора поддержала и пояснила, что ее мать ФИО2 1925г.р. является вдовой участника Великой Отечественной войны. С 2006года мать проживает вместе с нею-ФИО5 в <адрес> в <адрес>. Мать серьезно дольна, является инвалидом 2 группы; уже 4 года она не встает с постели, даже не может сидеть; обмывает ее приходится прямо на кровати. Указанная квартира была приватизирована ею-ФИО5 и членами ее семьи в 1996г.. Квартира находится в неблагоустроенном доме, отсутствует водопровод и канализация. Вместо выгребной ямы туалета врыты 3 тракторных баллона. Не смотря на это, администрацией городского поселения <адрес> отказано в постановке ФИО2 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, что препятствует реализации ее права, как вдовы участника Великой Отечественной войны, на обеспечение жилым помещением в соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Федеральным законом «О ветеранах». Представитель ответчика ФИО7 сообщила, что администрация городского поселения <адрес> не согласна с иском прокурора и просит отказать в его удовлетворении. В обоснование возражений представитель ответчика указал, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из оснований признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, является их проживание в помещении, не отвечающим установленным требованиям, соответственно, в случае, если гражданин проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещениях требованиям, оно не отвечает квалифицирующим признакам жилого помещения. Согласно части 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Приведенная статья не упоминает о таком требовании, как благоустройство. Таким образом, законодателем прямо определено, что пригодность для проживания это соответствие установленным требованиям. Следовательно, если помещение не отвечает установленным требованиям, то оно является непригодным для проживания. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, закреплены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно этому Положению непригодными для проживания признаются жилые помещения, имеющие определенный физический износ, в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания, нарушение строительных норм и т.д. Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, на основании оценки соответствия помещений и домов установленным в Положении требованиям. Согласно п. 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. При этом в пункте 41 Положения указано, что отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания. Соответственно, само по себе отсутствие центральных инженерных систем в жилом помещении не является основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении. Согласно Своду правил по проектированию и строительству СП 31-106-2002 «Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов» устанавливает рекомендации по проектированию и устройству внутренних инженерных систем водопровода, канализации, а также наружных инженерных сетей водоснабжения и канализации. В данном документе предусмотрены инженерные системы водоснабжения (централизованные и автономные, т.е локальные). При автономной системе водоснабжения применяются -шахтные колодцы (вертикальная горная выработка круглого сечения, стенки которой выполняются из дерева, бетона или железобетона). Инженерные системы канализации, могут быть локальными. В качестве такой системы канализации используются выгребные ямы. Согласно заключению межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, в котором проживает ФИО2, признано отвечающим установленным для жилых помещений требованиям. В доме имеются локальные инженерные системы водоснабжения и водоотведения). Поэтому ФИО2 не является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Считает, что действия администрации городского поселения <адрес> по отказу в принятии ФИО2. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения были основаны на приведенных правовых нормах, а потому являются законными.. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, - Департамент социальной защиты населения <адрес> и Территориальный отдел социальной защиты населения <адрес>, уведомленные о месте и времени судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направили, возражений или иного отзыва на иск прокурора суду не представили, каких-либо ходатайств не заявляли. С учетом мнения сторон суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей третьих лиц. Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные письменные доказательства, и оценивая их в совокупности по правилам по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд пришел к следующим выводам: В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. ФИО2 1925г.р. является инвалидом 2 группы, в силу преклонного возраста и состояния здоровья самостоятельно обратиться в суд не может, поставленный в иске вопрос связан с жилищными правоотношениями. Поводом к прокурорской проверке жилищных правоотношений ФИО2 послужило обращение к прокурору ее дочери ФИО5, которая выразила несогласие с принятым администрацией городского поселения <адрес> решением об отказе в постановке ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право как малоимущие граждане, так и граждане, относящиеся к иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии с п.4 ст.21 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки членов семей инвалидов и участников Великой Отечественной войны является обеспечение их за счет средств федерального бюджета жильем, если они нуждаются в улучшении жилищных условий. Обеспечение жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, они обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Указанная норма социальной поддержки подтверждена также Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции Указа президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ), которым предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону №5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах». Таким образом, на федеральном уровне принято решение обеспечить жильем членов семей инвалидов и участников Великой отечественной войны путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенций из федерального бюджета (ст.23.2 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ). ФИО2 является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО3, она имеет право на льготы, предусмотренные ст.ст.20,21 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается справкой Территориального отдела социальной защиты населения (л.д.33) и удостоверением серии ВВ № от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.35). Следовательно на нее распространяются предусмотренные ст.21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, в т.ч. связанные с обеспечением жильем в случае, если она будет признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из оснований признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, является проживание в помещении, не отвечающим установленным требованиям. В Жилищном кодексе не урегулирован вопрос, какое помещение может быть признано не отвечающим установленным требованиям. Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст.5 ЖК РФ к жилищному законодательству относится не только указанный кодекс, но и принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Так к жилищному законодательству относится Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ(в редакции постановления № от ДД.ММ.ГГГГ), действие которого распространяется на расположенные на территории Российской Федерации жилые помещения независимо от формы собственности. Согласно пункту 12 указанного положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Только в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Аналогичные требования к жилому помещению содержатся и в санитарных правилах СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям в жилых зданиях и помещениях», которые следует соблюдать при эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания. Согласно п. 8.1.1 указанного СанПиНа в жилых зданиях должно быть предусмотрено хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализация и водостоки. Только в районах без централизованных инженерных сетей допускается строительство 1- и 2-этажных жилых зданий с неканализованными уборными. Понятие централизованных инженерных сетей сформулировано в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Централизованная система коммунального водоснабжения – это комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды. Централизованные системы коммунального водоснабжения являются важнейшими системами жизнеобеспечения, предназначены для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, производства пищевой продукции и пожаротушения. Централизованная система коммунальной канализации – это комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод. Централизованные системы коммунальной канализации являются важными объектами жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов, предназначены для приема от населения сточных вод и их очистки. Учитывая приведенные положения действующего жилищного законодательства, в <адрес>, где наличествуют централизованные системы водоснабжения и канализации, жилое помещение в одно- и двухэтажных зданиях при отсутствии водопровода и канализированных уборных должно признаваться не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Для граждан, проживающих в таких домах, это обстоятельство должно влечь последствие в виде признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ. Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика о необходимости учета пункта 41 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ(в редакции постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно и двухэтажном жилом доме не может служить основанием для признания жилого помещения не пригодным для проживания. Указанный пункт входит в раздел Положения, которым регламентируются основания отнесения жилых помещений к непригодным для проживания. По рассматриваемому делу исковые требования обосновываются не данными о непригодности жилого помещения - <адрес> в <адрес> для проживания, а иным юридически значимым обстоятельством - тем, что указанное жилое помещение не отвечает установленным требованиям. Как установлено по делу, ФИО2 проживает в <адрес>, расположенной в доме по адресу <адрес>, в котором отсутствуют централизованные системы водоснабжения и водоотведения, что подтверждено актами обследования от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.37-38, 42). В указанных актах отмечено, что водоснабжение и водоотведение в доме имеют локальный характер: в подвале дома установлена насосная станция, подающая воду из колодца; горячее водоснабжение осуществляется путем нагревания в электрическом водонагревателе; слив воды из дома организован в придорожную канаву, стоки из унитаза – в выгребную яму. В связи с отсутствием водопровода и канализированной уборной указанное жилое помещение не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений, и как следствие этого, в силу п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, ФИО2 должна признаваться нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Не смотря на это, заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес>, в которой проживает ФИО2 признана отвечающим установленным для жилых помещений требованиям (л.д.36). С учетом этого заключения ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия администрации городского поселения <адрес> приняла решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО2 в признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д.40) Таким образом, судом установлено, что межведомственной комиссией в заключении от ДД.ММ.ГГГГ был сделан необоснованный вывод о соответствии указанного дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению; с учетом этого заключения жилищной комиссией администрации городского поселения <адрес> на заседании ДД.ММ.ГГГГ было принято незаконное решение об отсутствии у ФИО2 права быть признанной и состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Как указано выше, судом установлено, что жилое помещение – <адрес> в <адрес>, в которой проживает ФИО2 не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, предусмотренным пунктом 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ(в редакции постановления № от ДД.ММ.ГГГГ) и пунктом 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям в жилых зданиях и помещениях». При таких обстоятельствах суд считает, что незаконным отказом в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, нарушены жилищные права ФИО2, которая как член семьи участника Великой Отечественной войны, имеет право на реализацию права по обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах». Восстановлением нарушенных жилищных прав ФИО2 будет являться признание за ней права быть поставленный на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. А потому суд полагает необходимым обязать администрацию городского поселения <адрес> поставить на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, ФИО2, проживающую в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Иск прокурора <адрес>, заявленный в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов ФИО2, удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации городского поселения <адрес> в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника Великой Отечественной войны ФИО2 ДД.ММ.ГГГГг.р., уроженки д.<адрес> <адрес>, проживающей по адресу <адрес>. Обязать администрацию городского поселения <адрес> поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении вдову участника Великой Отечественной войны ФИО2 ДД.ММ.ГГГГг.р., уроженку д.<адрес> <адрес>, проживающую по адресу <адрес>. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда путем подачи жалобы через Лихославльский районный суд в течение 10 суток. Председательствующий: федеральный судья (подпись) С.И.Пахомова ВЕРНО: федеральный судья С.И.Пахомова