Дело № 2-408/2011 № графы отчета 69 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Лихославльский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Волошкина О. А. при секретаре Гусевой Ю. В., при участии помощника Тверского межрайонного природоохранного прокурора Олейник А. А., представителя ответчика – главы администрации Толмачевского сельского поселения <адрес> И. А. Пескаревой, рассмотрел в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело № 2-408/2011 по исковому заявлению Тверского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц. УСТАНОВИЛ: ДД.ММ.ГГГГ в Лихославльский районный суд поступил иск прокурора Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры к администрации Толмачевского сельского поселения о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать вывоз бытовых отходов. В обоснование исковых требований прокурор указал, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории Толмачевского сельского поселения <адрес>. Установлено, что администрацией Толмачевского сельского поселения <адрес> не организован сбор и вывоз отходов с территории поселения, что способствовало незаконному размещению бытовых отходов и мусора на земельном участке, расположенном в северо-западной части <адрес> на расстоянии 200 м от свиноводческой фермы ИП ФИО5 в кадастровом квартале №. В соответствии с частью 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. На основании ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями) к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза отходов и мусора. Под отходами производства и потребления понимают остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Согласно ч.1, ч.2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. 11, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Сбор отходов - это прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов (ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ). Статьей 13 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» предусмотрены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований: территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного В судебном заседании помощник прокурора полностью поддержала исковые требования, просит суд: Признать бездействие администрации Толмачевского сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза отходов, незаконным. Обязать администрацию Толмачевского сельского поселения <адрес> организовать вывоз незаконно размещенных бытовых отходов, расположенных на земельном участке в северо-западной части <адрес> на расстоянии 200 м. от свиноводческой фермы ИП ФИО5 в кадастровом квартале 69:19:0130501 на специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов в течении 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию Толмачевского сельского поселения организовать сбор и вывоз отходов на территории поселения в соответствии с действующим законодательством. Представитель ответчика – глава администрации Толмачевского сельского поселения <адрес> в судебном заседании исковые требования признала полностью и не возражала против вынесения решения в связи с признанием иска ответчиком. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии со ст. 173 ГПК РФ суд разъясняет истцу, ответчику последствия признания иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Признание иска представителем ответчика не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Помощник прокурора не возражала против принятия решения на основании признания иска ответчиком. Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 ГПК РФ. С учетом указанных обстоятельств, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194 – 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить в связи с признанием иска ответчиком. Признать незаконным бездействие администрации Толмачевского сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза отходов. Обязать администрацию Толмачевского сельского поселения <адрес> организовать вывоз незаконно размещенных бытовых отходов, расположенных на земельном участке в северо-западной части <адрес> на расстоянии 200 м. от свиноводческой фермы ИП ФИО5 в кадастровом квартале № на специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов в течении 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию Толмачевского сельского поселения организовать сбор и вывоз отходов на территории поселения в соответствии с действующим законодательством в течении 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Разъяснить прокурору, ответчику последствия признания иска ответчиком: повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, в противном случае может быть принято решение об отказе в принятии искового заявления (ст. 134 ч. 1 п. 2 ГПК РФ) или о прекращении производства по делу (ст. 220 ГПК РФ). Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд <адрес> в течение 10 дней. Председательствующий: О. А. Волошкин
самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Минздравом СССР ДД.ММ.ГГГГ N 4690-88 устанавливают санитарные требования к организации сбора, вывоза твердых и жидких бытовых отходов, определяют периодичность осуществления очистки территорий от отходов, порядок осуществления санитарной очистки и дезинфекции мест сбора отходов. Администрации поселений обязаны организовывать санитарную очистку уборку территорий населенных мест, рациональный сбор, быстрое деление отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, накапливающихся на территории населенного пункта), информирование поселения об экологической обстановке. Кроме того, к организации сбора и вывоза отходов относится проведение профилактической и разъяснительной работы. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией. Определение мест строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Статьей 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» определено: экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагополучных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ним социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Экологическая экспертиза основывается на принципах: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы (ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе»). Нормами ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что ввод в эксплуатацию построенных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам. На территории Толмачевского сельского поселения <адрес> решением Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Толмачевского поселения (далее по тексту - Правила). Указанные Правила закрепляют требования к установке урн, мусорных контейнеров и иных емкостей, предназначенных для сбора бытовых отходов, порядок сбора и вывоза мусора, сроки вывоза мусора. Из норм Правил следует, что вывоз отходов должен осуществляться хозяйствующим субъектом, имеющим лицензию на осуществление данного вида деятельности. На территории сельского поселения предусмотрено размещение контейнеров для сбора и временного хранения отходов. Проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства администрацией Толмачевского сельского поселения <адрес> не организован сбор и вывоз отходов - мусорные контейнеры на территории поселения не установлены, отсутствует договор со специализированной организацией на вывоз и утилизацию отходов, вывоз отходов с территории сельского поселения не осуществляется. Указанное способствовало незаконному размещению бытовых отходов и мусора на земельном участке, расположенном в северо-западной части <адрес> на расстоянии 200 м от свиноводческой фермы ИП ФИО5 в кадастровом квартале №. Площадь захламления составляет 1600 кв.м. Выявленные нарушения подтверждаются объяснениями главы администрации Толмачевского сельского поселения Пескаревой И.А. от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования специалистом Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, информацией заместителя начальника Торжокского отдела Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Причиной допущенных нарушений природоохранного и санитарного законодательства является неисполнение должностными лицами администрации Толмачевского сельского поселения <адрес> функций в части обращения с отходами производства и потребления, предусмотренных федеральным законодательством. В соответствии с актом обследования специалистом Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ захламленная территория находится в антисанитарном состоянии, что" создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для человека и животных. Таким образом, бездействие администрации Толмачевского сельского поселения по осуществлению возложенных федеральным законом полномочий по организации сбора и вывоза отходов приводит к нарушению требований санитарных и экологических норм, к причинению ущерба окружающей среде, нарушению условий жизнедеятельности людей и созданию угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, создает препятствия к рациональной утилизации отходов. Согласно ст. 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Статьей 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием. Одним из таких прав, установленных ст.42 Конституции РФ, является право каждого на благоприятную окружающую природную среду. Как указано в ст.2 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Согласно ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием. Бездействием администрации Толмачевского сельского поселения <адрес>, выразившемся в непринятии мер по организации сбора и вывоза отходов на территории поселения нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают или могут оказывать вредного воздействия на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Захламление отходами потребления территории поселения с наличием открытого доступа к месту их несанкционированного размещения для домашних и диких животных и птиц, может привести к возникновению угрозы распространения эпидемий (болезней общих для человека и животных) и эпизоотии (инфекционных болезней животных). В процессе гниения и разложения отходов производства и потребления на месте их несанкционированного размещения возникает неприятный запах, разносимый в соответствии с направлением ветра в различных направлениях, что нарушает право неопределённого круга лиц. Как следует из п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое значение. В силу разъяснений пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Просит суд: признать бездействие администрации Толмачевского сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза отходов, незаконным. Обязать администрацию Толмачевского сельского поселения <адрес> организовать вывоз незаконно размещенных бытовых отходов, расположенных на земельном участке в северо-западной части <адрес> на расстоянии 200 м. от свиноводческой фермы ИП ФИО5 в кадастровом квартале 69:19:0130501 на специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов в течении 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию Толмачевского сельского поселения организовать сбор и вывоз отходов на территории поселения в соответствии с действующим законодательством.