Дело №2-117(2011)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Лихославльский районный суд <адрес> в составе председательствующего – федерального судьи Пахомовой С.И.,
При секретаре Кузнецовой Л.В.,
С участием:
-представителя истца – помощника прокурора <адрес> Машуто Д.А.,
- представителя ответчика – главы администрации Вёскинского сельского поселения Гусенковой С.Ю.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, поданным в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, о понуждении администрации муниципального образования «Вёскинское сельское поселение» <адрес> к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,
У с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес>, выступая в защиту неопределенного круга лиц, обратился в Лихославльский районный суд с иском к администрации Вёскинского сельского поселения о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности. Исковые требования мотивированы выявленными в ходе прокурорской проверки нарушениями Федерального закона №69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности» и разработанных во исполнение его Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ:
- в нарушение п.31 ППБ 01-03 в ряде населенных пунктов, расположенных на территории сельского поселения, отсутствует переносная пожарная мотопомпа для целей пожаротушения;
- в нарушение п.112 ППБ 01-03 в ряде деревень, расположенных в лесных массивах, не проведены работы по устройству противопожарных полос для исключения возможности переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения;
- в нарушение п.114 ППБ 01-03 ряд населенных пунктов на территории сельского поселения не оборудованы средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.
Это свидетельствует, что администрацией муниципального образования нарушается право граждан сельского поселения на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, что может привести к реальному нарушению законных прав и интересов граждан.
Поэтому прокурор в исковом заявлении просит возложить на администрацию муниципального образования «Вёскинское сельское поселение» обязанность устранить нарушения о пожарной безопасности, а именно:
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить переносными противопожарными мотопомпами для целей пожаротушения населенные пункты <адрес>
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к организации проведения работ по установлению защитных противопожарных полос в деревнях (посёлках) <адрес>;
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать средствами звуковой сигнализации для оповещения людей населенные пункты <адрес>
Ходатайством от ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> изменил ( в сторону уменьшения) исковые требования и просил возложить на администрацию «Вёскинское сельское поселение» обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить переносными противопожарными мотопомпами для целей пожаротушения населенные пункты <адрес>;
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к организации проведения работ по установлению защитных противопожарных полос в деревнях (посёлках) <адрес>;
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать средствами звуковой сигнализации для оповещения людей населенные пункты <адрес>
В судебном заседании помощник прокурора иск поддержал с учетом внесенных изменений.
Ответчик в лице своего представителя - главы администрации Вёскинского сельского поселения Гусенковой С.Ю. исковые требования, заявленные прокурором района, с учетом уменьшенного их объема, признал. Признание иска оформлено распиской представителя ответчика Гусенковой С.Ю., приложенной к протоколу судебного заседания.
Признание ответчиком заявленного к нему иска это является процессуальным правом стороны, закрепленным в ст.39 ГПК РФ; признание иска не нарушает прав им интересов иных лиц, отвечает требованиям закона.
Суд признает иск прокурора законным и обоснованным по следующим основания.
В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ №69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью в понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Федеральный Закона №68-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» указывает, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности влечет угрозу жизни и здоровью людей. В связи с тем, что на территории сельских населенных пунктов может находиться неопределенное количество людей, несоблюдение норм и правил пожарной безопасности создает угрозу неопределенному количеству лиц.
Обращение прокурора в суд общей юрисдикции в защиту конституционных прав и свобод граждан представляет собой одно из средств прокурорского реагирования. <адрес>, используя предоставленные ему Законом о прокуратуре надзорные полномочия, вправе на основании п1. ч1 ст.45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц для обеспечения конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья. Таким образом, иск заявлен правомочным органом.
Обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения возникает из требований Федерального Закона № 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности» и Федерального Закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
В соответствии со ст.15 ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу п.9 ч.1 ст.14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе и вопрос обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст.19 Федерального Закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских поселений относятся: оснащение территорий общего пользования первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.
Во исполнение Федерального Закона «О пожарной безопасности» разработаны и Приказом МЧС № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03). Эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
С учетом приведенных норм закона обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских поселений населенных пунктов поселения возложена на органы местного самоуправления поселения.
Пунктом 31 ППБ 01-03 установлено, что в сельских населенных пунктах с количеством усадеб (участков) не более 300, для целей пожаротушения, должна иметься переносная пожарная мотопомпа, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепная пожарная мотопомпа, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
Согласно пункту 112 ППБ 01-03, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
Прунктом.114 ППБ 01-03 предусмотрено, что на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.
Как установлено материалами проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, администрацией Вёскинского сельского поселения эти пункты Правил пожарной безопасности нарушены.
Суд принимает признание ответчиком заявленных к нему исковых требований. Предложенный прокурором срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности является достаточным. Ответчиком этот срок не оспаривается.
В соответствии со ст.173 ГПК РФ в случае признания ответчиком иска и принятия его судом выносится решение об удовлетворении заявленного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Принять признание ответчиком - администрацией Вёскинского сельского поселения заявленного к нему иска прокурора <адрес> о понуждении к устранению нарушения законодательства о пожарной безопасности, с учетом уменьшенных истцом исковых требований.
Иск прокурора <адрес> о понуждении администрации муниципального образования «Вескинское сельское поселение» <адрес> к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности удовлетворить с учетом уменьшенных исковых требований.
Возложить на администрацию муниципального образование «Вёскинское сельское поселение» <адрес> тверской области обязанность устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности:
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить переносными противопожарными мотопомпами для целей пожаротушения населенные пункты <адрес>;
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к организации проведения работ по установлению защитных противопожарных полос в деревнях (посёлках) <адрес>;
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать средствами звуковой сигнализации для оповещения людей населенные пункты <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда путем подачи жалобы через Лихославльский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения решения в окончательной форме (мотивированного решения)
Председательствующий: федеральный судья (подпись) С.И.Пахомова
ВЕРНО: федеральный судья С.И.Пахомова