признание права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                             ДД.ММ.ГГГГ

Льговский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Дерюгиной Т.П.,

при секретаре Картышовой Л.А.,

с участием представителя ответчика Управления пенсионного фонда РФ по <адрес> и <адрес> Мякотиной Т.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Манякина Александра Николаевича к Управлению пенсионного фонда РФ по <адрес> и <адрес> об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении периодов трудовой деятельности в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, назначении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения,

УСТАНОВИЛ:

Манякин А.Н. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ по <адрес> и <адрес> об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении периодов трудовой деятельности в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, назначении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения.

Свои требования Манякин А.Н. мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в УПФ РФ по <адрес> и <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии и включении периодов трудовой деятельности в качестве маляра с вредными условиями труда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное получение трудовой пенсии по старости досрочно. Однако ответчиком указанные периоды работы в стаж, дающий право на досрочное получение трудовой пенсии по старости засчитаны не были, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в установлении пенсии.

Причиной отказа в назначении трудовой пенсии Управлением пенсионного фонда указано то, что в льготной справке, представленной Харьковской СТО от ДД.ММ.ГГГГ, не содержится оснований ее выдачи и она содержит недостоверные сведения о периоде его работы в качестве маляра.

Периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности маляра станции технического обслуживания в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости подтверждаются записью в трудовой книжке.

Его постоянная занятость на указанные периоды в должности маляра 3 разряда по работе с нитрокрасками и нитролаками с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности дополнительно подтверждается уточняющей льготной справкой, выданной предприятием на основании соответствующих документов ДД.ММ.ГГГГ Основанием для ее выдачи послужили приказы -ОК от ДД.ММ.ГГГГ и -ОК от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, данные, имеющиеся в его трудовой книжке и приведенные в уточняющей льготной справке предприятия от ДД.ММ.ГГГГ, также дополнительно подтверждаются архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО «Научно - производственный сервисный центр «Харьковский народный архив», в которой также подтверждаются и уточняются периоды его работы в качестве маляра с вредными условиями труда.

Факт его работы в должности маляра с вредными условиями труда в вышеуказанные периоды на Харьковской станции технического обслуживания также могут подтвердить свидетели, о вызове которых он ходатайствует перед судом.

Просил суд отменить решение УПФ РФ по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, обязать УПФ по <адрес> и <адрес> включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда по Списку периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать УПФ РФ по <адрес> и <адрес> в <адрес> назначить ему досрочную трудовую пенсию в связи с тяжелыми условиями труда с момента обращения.

В судебном заседании Манякин А.Н. поддержал исковое заявление в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Управления пенсионного фонда РФ по <адрес> и <адрес> Мякотина Т.А. в суде возражала против удовлетворения исковых требований Манякина А.Н., пояснив, что Управлением пенсионного фонда по <адрес> и <адрес> правомерно отказано Манякину А.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп.2 п.1 ст.27 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого специального стажа, поскольку истцом не представлены письменные доказательства, подтверждающие в спорные периоды его постоянную занятость как маляра на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Манякин А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФР по <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по старости досрочно.

Решением Управления пенсионного фонда РФ по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Манякину А.Н. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого для назначении пенсии специального стажа 12,6 лет.

Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности маляра станции технического обслуживания не засчитан Манякину А.Н. в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости по пп.2 п.1 ст.27 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку льготная справка, представленная Харьковской СТО от ДД.ММ.ГГГГ не содержит основания выдачи, то есть, документы, по которым можно определить, что маляр был постоянно полный рабочий день занят на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности и кроме того, содержит недостоверные сведения о периоде работы в качестве маляра.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом: копией заявления Манякина А.Н. /л.д.25-26/, копией решения от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.22,46/.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

Право на пенсию по указанному основанию определяется в соответствии со Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденным постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ .

В силу раздела ХХХIII «Общие профессии» код 23200000-13450 указанного Списка предусмотрена профессия « маляр , занятый на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности».

Согласно ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» на предприятиях, производственная деятельность которых связана с вредными веществами, должны проводиться мероприятия по обеспечению безопасности труда при контакте с вредными веществами, которые предусматривают контроль за содержанием вредных веществ в воздухе рабочей зоны, применение средств индивидуальной защиты работающих, специальную подготовку и инструктаж обслуживающего персонала, проведение предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, имеющих контакт с вредными веществами и т.д. Кроме того, и действовавшим в то время КЗоТ РСФСР предусматривались мероприятия по охране труда, дополнительные гарантии для рабочих на работах с вредными условиями труда, в том числе: выдача на работах с вредными условиями труда рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, проведение периодических медицинских осмотров рабочих, выдача молока или других равноценных пищевых продуктов.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

При этом в соответствии с п. 5 Разъяснения Министерства труда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.

Согласно записей в трудовой книжке истца, ДД.ММ.ГГГГ Манякин А.Н. принят Харьковской станцией технического обслуживания на работу маляром 1 -го разряда с вредными условиями труда. ДД.ММ.ГГГГ переведен слесарем по топливной аппаратуре с вредными условиями труда. ДД.ММ.ГГГГ переведен маляром 3-го разряда с вредными условиями труда участка покраски подвижного состава. ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию /л.д.32-34-копия трудовой книжки/.

Указанные периоды работы истца также подтверждаются архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.35/.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, предприятие Станция технического обслуживания филиал ГП «Харьковавтотранс» на основании определения Харьковского хозяйственного суда №Б-1760/2-23 от ДД.ММ.ГГГГ, после прохождения процедуры банкротства, снято с учета в Управлении пенсионного фонда Украины в <адрес> /л.д.37/.

Из сообщений ООО «Научно-производственный сервисный центр Харьковский народный архив» следует, что документы по аттестации рабочих мест СТО ДП ОАО «Харьковавтотранс» в архив на хранение не сданы. Документы, подтверждающие вредные условия труда, занятость с эмалевыми, нитрокрасками на хранение не поступали и местонахождение их неизвестно /л.д.39-40/.

Вместе с тем, суду не представлено достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих занятость истца, работавшего в спорные периоды маляром Харьковской СТО, на работах с применением вредных веществ 3 класса опасности в течение полного рабочего времени.

Согласно данным, содержащимся в представленной истцом льготной справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной директором СТО-16397, Манякин А.Н. работал на Харьковской станции технического обслуживания автомобилей в должности маляра 3 разряда по работе с нитрокрасками и нитролаками с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в закрытом помещении полный рабочий день /л.д.36-копия справки/.

Однако данная справка не может служить достоверным доказательством, подтверждающим доводы истца о его постоянной занятости на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, поскольку не содержит оснований ее выдачи, а также противоречит данным о периодах работы Манякина А.Н., указанным в его трудовой книжке.

Справки, составляемые организацией в подтверждение занятости работника во вредных и тяжелых условиях, предусмотренных соответствующими Списками , 2, должны содержать информацию о характере труда работника, его полной занятости, ссылки на номер позиции, раздел и список, указываются периоды отвлечений (административные и учебные отпуска, периоды простоя, курсы повышения квалификации, отпуска по уходу за ребенком и пр.)

В основании выдачи такой справки должны быть указаны: приказы, лицевые счета, личная карточка (ф. Т-2), документы технического вида и иные, доказывающие занятость во вредных условиях.

Информация о веществах (не ниже 3 класса опасности) может содержаться в сертификатах на приобретаемую краску, поэтому в основании выдачи справки маляру должны быть указаны номера сертификатов и документы бухгалтерского учета о видах приобретаемых красок, лаков и т. п.

Вышеперечисленных документов, подтверждающих льготные характер и условия труда истца, суду истцом не представлено.

Доводы истца Манякина А.Н. о том, что характер его работы в спорный период подтверждают свидетели Карамышева Т.Н. и Манякин И.А. суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно п.3 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ                     «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ( в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №213-ФЗ) в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании оказаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Таким образом, данной правовой нормой (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №213-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», установивший указанное ограничение, вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Статья 60 ГПК РФ устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В этой связи, при рассмотрении настоящего спора, суд не вправе принимать показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы истца Манякина А.Н.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что доводы истца о постоянной занятости его на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности своего подтверждения в судебном заседании не нашли.

Поскольку у истца отсутствует стаж, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии, предусмотренный пп.2 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ, исковые требования Манякина А.Н. о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворению не подлежат.

Оснований для взыскания с ответчика в пользу истца судебных издержек в силу ч.1 ст.98 ГПК РФ у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Манякину Александру Николаевичу к Управлению пенсионного фонда РФ по <адрес> и <адрес> об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении периодов трудовой деятельности в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, назначении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения отказать.

Лица, участвующие в деле, и их представители могут ознакомиться с мотивированным решением суда ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Льговский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

В суд надзорной инстанции решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, что участниками процесса было использовано право на кассационное обжалование.

Председательствующий судья                                               Т.П. Дерюгина