решения об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости



                                                                                                                                                                                             

Дело № 2-226                                                                                                          п. Лежнево

                             

                                                         Р Е Ш Е Н И Е

                                   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 02 сентября 2011 года.

Решение в окончательной форме принято судом 07 сентября 2011 года.                                                                                             

                     Лежневский районный суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Бородачевой С.И.,

при секретаре                 Портновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Аболдуева В.П., Буймовой Н.Д., Буймова В.Ф., Божко В.И., Березеной А.К., Гусева В.В., Чистякова А.В., Забываевой Е.А., Киселева Н.Я., Комлева Е.Ю., Лопухиной З.А., Мелькова И.Д., Сафарова Е.В., Забываева А.А. о признании незаконным в части решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Ивановской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости

У С Т А Н О В И Л

Аболдуев В.П., Буймова Н.Д., Буймов В.Ф., Божко В.И., Березина А.К., Гусев В.В., Чистяков А.В., Забываева Е.А., Киселев Н.Я., Комлев Е.Ю., Лопухина З.А., Мельков И.Д., Сафарова Е.В., Забываев А.А. обратились в суд с заявлением о признании незаконным в части решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ивановской области об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.

В заявлении указано, что заявители являются участниками долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по <адрес>. Заявители решили воспользоваться правом на выделение в натуре земельных участков в счет своих долей. 20 января 2011 года состоялось общее собрание участников долевой собственности на земельный участок, на котором был решен вопрос об определении местоположения части находящегося в долевой собственности этого земельного участка, в границах которого в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет земельных долей. 23 мая 2011 года заявители обратились в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ивановской области (далее - ФГУ «ЗКП» по Ивановской области) с заявлением об осуществлении кадастрового учета четырех земельных участков, выделенных в счет земельных долей (земельные участки ЗУ1, ЗУ2, ЗУ3, ЗУ4). 20 июня 2011 года ФГУ «ЗКП» по Ивановской области в лице заместителя начальника отдела кадастрового учета П.Н. принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета четырех земельных участков на основании п.2 ч.2 ст. 27 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости», в обжалуемом решении перечислены следующие основания отказа:

1) отсутствует информация о том, кому именно из участников долевой собственности и какие земельные участки предназначены;

2) на общем собрании присутствовало 55 участников долевой собственности, обладающих 55 земельными долями, а выдел осуществляется в счет 14 земельных долей;

3) конфигурация земельных участков, отображенная на схемах, являющихся приложением к Протоколу общего собрания от 20.01.2011 года, отличается от конфигурации земельных участков, представленных в межевом плане;

4) чертеж земельных участков предоставлен на 4 листах, что нарушает п.77 Требований к подготовке межевых планов;

5) границы образуемых земельных участков ЗУ1,ЗУ2, ЗУ3 пересекают границы другого земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося в собственности Российской Федерации, также границы образуемого земельного участка ЗУ1 пересекают границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

Заявители считают, что отказ в осуществлении кадастрового учета земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, является частично необоснованным и незаконным, просят суд признать решение Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Ивановской области от 20 июня 2011 года об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконным в части отказа по следующим основаниям:

- отсутствует информация о том, кому именно из участников долевой собственности и какие земельные участки предназначены;

- на общем собрании присутствовало 55 участников долевой собственности, обладающих 55 земельными долями, а выдел осуществляется в счет 14 земельных долей;

- конфигурация земельных участков, отображенная на схемах, являющихся приложением к Протоколу общего собрания от 20.01.2011 года, отличается от конфигурации земельных участков, представленных в межевом плане;

- границы образуемых земельных участков ЗУ1, ЗУ2, ЗУ3 пересекают границу земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося в собственности Российской Федерации.

В судебном заседании представители заявителей Абдулаев М.Г. и Савенко Г.В. заявление поддержали, настаивают на его удовлетворении. Пояснили, что заявители не оспаривают законность и обоснованность отказа им в осуществлении кадастрового учета в целом, поскольку признают законными и обоснованными часть оснований для отказа, а именно отказ в связи с нарушениями при изготовлении чертежа земельных участков и в связи с пересечением одного из выделяемых земельных участков с земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>.

В соответствии с Приказом Росреестра от 31.05.2011 года № П/200 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ивановской области 13.07.2011 года переименовано в федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Ивановской области (ФБУ «КП» по Ивановской области) - далее Учреждение.

Представители Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Ивановской области Ч.С., И.М., П.Н. с доводами заявителей не согласны, предоставили суду возражения на заявление, согласно которым ФБУ «Кадастровая палата» по Ивановской области принятое решение считает законным и обоснованным, а требования заявителей удовлетворению не подлежащими в связи со следующим.

Поскольку заявители согласны с частью оснований отказа в осуществлении кадастрового учета и в целом отказ не оспаривают, Учреждение полагает, что удовлетворение их требований не повлечет правовых последствий, поскольку в целом решение останется законным. Считают, что решение может быть обжаловано и признано незаконным лишь в целом.

Перечисленные заявителями в заключительной части заявления основания, по мнению учреждения, не являются самостоятельными для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета. Учреждение поясняет, что при выявлении лишь пересечения границ других земельных участков неправомерным было бы принятие Учреждением решения об осуществлении кадастрового учета, данное обстоятельство является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета. Но поскольку при принятии решения были выявлены основания как для отказа в осуществлении кадастрового учета, так и для его приостановления, в целом было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета.

Учреждение поясняет, что обжалуемая заявителями часть текста решения относительно того, что «отсутствует информация о том, кому именно из участников долевой собственности и какие земельные участки предназначены; на общем собрании присутствовало 55 участников долевой собственности, обладающих 55 земельными долями, а выдел осуществляется в счет 14 земельных долей; конфигурация земельных участков, отображенная на схемах, являющихся приложением к Протоколу общего собрания от 20.01.2011 года, отличается от конфигурации земельных участков, представленных в межевом плане», не является перечнем оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета, и целью указания на эти обстоятельства в тексте решения было обратить внимание заявителей на допущенные упущения при подготовке межевого плана. Учреждение признает, что отсутствие информации о выделяющихся участниках и в счет каких долей выделяются земельные участка основанием для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета не является.

На основании распоряжения Правительства Ивановской области от 06.11.2009 года № 333-рп «Об отнесении к землям лесного фонда лесоустроенных участков, входящих в состав земель категории «Земли сельскохозяйственного назначения», Постановления Правительства Ивановской области от 09.09.2009 года № 255-п «Об утверждении схемы территориального планирования Ивановской области», часть земель сельскохозяйственного назначения была переведена в лесной фонд, право собственности на этот лесной фонд зарегистрировано за Российской Федерацией, без постановки на кадастровый учет с присвоением условных кадастровых номеров. 30.11.2010 года в государственный кадастр недвижимости были включены сведения о лесных участках со статусом «ранее учтенные». Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> поставлен на государственный кадастровый учет 30.11.2010 года как ранее учтенный объект недвижимости на основании информации о зарегистрированных правах, поступивших из Управления Росреестра. При проверке документов, представленных заявителями, был выявлен факт наложения границ образуемых земельных участков с границей внесенного в государственный кадастр недвижимости земельного участка. Однако, как отмечает Учреждение, наличие указанного пересечения является основанием не для отказа, а для приостановления осуществления кадастрового учета.

На основании изложенного Учреждение просит суд отказать заявителям в удовлетворении заявленных требований.

Представители ФБУ «Кадастровая палата» по Ивановской области в судебном заседании доводы возражений поддержали.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные ими доказательства, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Заявители Аболдуев В.П., Буймова Н.Д., Буймов В.Ф., Божко В.И., Березина А.К., Гусев В.В., Чистяков А.В., Забываева Е.А., Киселев Н.Я., Комлев Е.Ю., Лопухина З.А., Мельков И.Д., Сафарова Е.В., Забываев А.А. являются участниками долевой собственности на земельный участок по адресу: <адрес> общей площадью 5,22 га, что подтверждается свидетельствами на право собственности на землю.

Как видно из протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения от 20 января 2011 года, собранием решен вопрос об определении местоположения части земельного участка, в границах которой в первоочередном порядке выделяется земельный участок в счет доли в праве общей собственности на земельный участок. На собрании как лично, так и на основании доверенностей представлено 55 сособственников, что составляет 35,26% от общего числа участников долевой собственности на земельный участок.

20 мая 2011 года, в связи с образованием четырех земельных участков путем выдела в счет доли в праве общей собственности на земельный участок, подготовлен межевой план, который с заявлением об осуществлении кадастрового учета представлен заявителями в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ивановской области 23 мая 2011 года.

Решением заместителя начальника отдела кадастрового учета ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ивановской области от 20 июня 2011 года № .... заявителям отказано в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» по следующим основаниям:

1) отсутствует информация о том, кому именно из участников долевой собственности и какие земельные участки предназначены;

2) на общем собрании присутствовало 55 участников долевой собственности, обладающих 55 земельными долями, а выдел осуществляется в счет 14 земельных долей;

3) конфигурация земельных участков, отображенная на схемах, являющихся приложением к Протоколу общего собрания от 20.01.2011 года, отличается от конфигурации земельных участков, представленных в межевом плане;

4) чертеж земельных участков предоставлен на 4 листах, что нарушает п.77 Требований к подготовке межевых планов;

5) границы образуемых земельных участков ЗУ1,ЗУ2, ЗУ3 пересекают границы другого земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося в собственности Российской Федерации, также границы образуемого земельного участка ЗУ1 пересекают границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

Учреждение признает, что первые три из вышеуказанных оснований не являются основаниями ни для отказа, ни для приостановления осуществления кадастрового учета и были указаны в решении с целью информирования заявителей об имеющихся в представленных документах недостатках.

Однако в решении об отказе данная позиция Учреждения не отражена. Суд соглашается с мнением заявителей о том, что все вышеуказанные основания надлежит расценивать как основания для отказа в осуществлении кадастрового учета, поскольку из текста решения об отказе видно, что вывод об отказе в государственном кадастровом учете объектов недвижимости сделан Учреждением на основе всех вышеперечисленных оснований, каждое из них создает препятствия заявителям в постановке земельных участков на кадастровый учет. В связи с изложенным судом исследованы и проанализированы все основания отказа, обжалуемые заявителями.

Довод представителей ФБУ «Кадастровая палата» по Ивановской области о невозможности обжалования принятого решения в части является несостоятельным, поскольку противоречит требованиям действующего законодательства. Так, согласно положениям ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Проанализировав принятое Учреждением решение, суд приходит к выводу, что каждое из указанных в нем оснований отказа в осуществлении кадастрового учета создает препятствия заявителям в осуществлении кадастрового учета выделяемых земельных участков, и соответственно граждане не лишены права обжаловать принятое Учреждением решение как в целом, так и в части.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от 04.06.2011 года), орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Изучив доводы отказа в осуществлении кадастрового учета земельных участков, суд находит данный отказ в части, по указанным заявителями основаниям, необоснованным и не соответствующим требованиям законодательства в связи со следующим.

Отказ заявителям в осуществлении кадастрового учета в связи с отсутствием информации о том, кому именно и какие участки предназначены, не основан на законе.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции от 29.12.2010 года, действовавшей на момент проведения общего собрания 20 января 2011 года), участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 настоящего Федерального закона. Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности.

Определение местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет земельных долей, в соответствии с п. 1.2. ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в той же редакции), находится в компетенции общего собрания участников долевой собственности. Местоположение же земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется самим участником долевой собственности на основании этого решения.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении № 1-П от 30.01.2009 года, в соответствии с законодательством, действовавшим на момент рассматриваемых правоотношений, общее собрание вправе было принимать решение о выделении участнику долевой собственности конкретного земельного участка в счет принадлежащей ему земельной доли только в рамках согласительной процедуры, однако данная процедура в рассматриваемых правоотношениях не применялась.

Таким образом, суд приходит к выводу, что правовых оснований для принятия общим собранием решений о выделе земельных участков конкретным лицам на момент проведения общего собрания не имелось, в связи с чем такое основание для отказа в постановке на кадастровый учет как «отсутствие информации о том, кому именно из участников долевой собственности и какие земельные участки предназначены», суд находит незаконным.

В соответствии с ч.1.1 ст. 14 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения (в той же редакции), общее собрание участников долевой собственности считается правомочным, если на нем присутствуют участники долевой собственности на этот земельный участок, составляющие не менее чем 20 процентов их общего числа или владеющие более чем 50 процентами долей в праве общей собственности на этот земельный участок. Решение считается принятым, если за него проголосовали участники долевой собственности на этот земельный участок, присутствующие на таком собрании и владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей в праве общей собственности на этот земельный участок от общего числа долей, которыми обладают присутствующие на таком собрании участники долевой собственности на этот земельный участок.

Как следует из копий протокола общего собрания участников долевой собственности и приложения к нему, в проведении общего собрания приняли участие 55 участников долевой собственности из 156 человек, часть участников была представлена их представителями по доверенностям, что составило 35,26% от общего числа участников долевой собственности. За принятие вышеуказанного решения проголосовало 100% участников собрания.

Из текста протокола следует, что данное собрание было правомочно и решения приняты надлежащим количеством голосов, в связи с чем такое основание отказа, как несоответствие количества участников собрания количеству выделяемых земельных долей, суд находит незаконным. Суд соглашается с доводами заявителей о том, что действующее на момент принятия решения об отказе законодательство не связывало определение местоположения земельного участка с обязанностью выделять земельные участки в соответствии с количеством принадлежащих участникам собрания долей.

Такое основание для отказа в постановке на кадастровый учет, как отличие конфигурации земельных участков, изображенных на схемах расположения земельных участков, от конфигурации земельных участков, представленных в межевом плане, суд также находит не основанным на нормах законодательства.

Ст. 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от 04.06.2011 года), определяющая перечень необходимых для кадастрового учета документов, не содержит указания на необходимость предоставления схем расположения земельных участков. Кроме того, как видно из материалов дела, данные схемы выполнены не специалистом - кадастровым инженером, а подписаны председателем общего собрания Абдулаевым М.Г. Конфигурация же выделяемых земельных участков в полном объеме отражена в межевом плане, выполненном кадастровым инженером ООО «Исток» в соответствии с Требованиями к подготовке межевых планов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 года № 412.

Указание в решении на пересечение границ образуемых земельных участков с границами другого земельного участка как на основание для отказа в осуществлении кадастрового учета суд также считает незаконным в связи со следующим.

Как установлено в судебном заседании, на кадастровый учет на основании сведений, представленных Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 08.11.2010 года, поставлен земельный участок с КН <данные изъяты>, находящийся в собственности Российской Федерации. Сведениями из плана лесонасаждений СПК им. Мичурина, материалами кадастрового дела на указанный земельный участок КН <данные изъяты> подтверждается то обстоятельство, что границы выделяемых земельных участков пересекаются с границей указанного земельного участка, являющегося собственностью РФ.

Установив данное обстоятельство, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции на момент принятия решения об отказе) Учреждение было обязано принять решение о приостановлении осуществления кадастрового учета. Основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета данное обстоятельство не является, что признают и представители ФБУ «Кадастровая палата» по Ивановской области.

Суд приходит к выводу, что данное обстоятельство могло быть указано в решении Учреждения лишь как основание для приостановления осуществления кадастрового учета, с указанием органом кадастрового учета возможных причин возникновения этих обстоятельств и рекомендаций по устранению данных причин, в соответствии с положениями ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», что не препятствовало (при наличии других оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета) в принятии Учреждением окончательного решения об отказе в осуществлении кадастрового учета.

Таким образом, суд находит решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконным в части по указанным заявителями основаниям, а требования заявителей подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199, 246, 257-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Требования Аболдуева В.П., Буймовой Н.Д., Буймова В.Ф., Божко В.И., Березеной А.К., Гусева В.В., Чистякова А.В., Забываевой Е.А., Киселева Н.Я., Комлева Е.Ю., Лопухиной З.А., Мелькова И.Д., Сафарова Е.В., Забываева А.А. о признании незаконным в части решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Ивановской области об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости удовлетворить.

Признать решение Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Ивановской области от 20 июня 2011 года № .... об отказе в осуществлении кадастрового учета недвижимости - незаконным в части отказа по следующим основаниям:

- отсутствует информация о том, кому именно из участников долевой собственности и какие земельные участки предназначены;

- на общем собрании присутствовало 55 участников долевой собственности, обладающих 55 земельными долями, а выдел осуществляется в счет 14 земельных долей;

- конфигурация земельных участков, отображенная на схемах, являющихся приложением к Протоколу общего собрания от 20.01.2011 года, отличается от конфигурации земельных участков, представленных в межевом плане;

- границы образуемых земельных участков ЗУ1, ЗУ2, ЗУ3 пересекают границу земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося в собственности Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Лежневский районный суд в течение 10 суток с момента принятия решения судом в окончательной форме

Судья                                    С.И.Бородачева