О взыскании задолженности по налогу на доход физ лиц



Дело Номер обезличен

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена г. г. Липецк

Левобережный районный суд г. Липецка в составе судьи Геворкян Е.Л.,

с участием представителя истца Яковенко Н.Б.,

при секретаре Лазукине В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции ФНС России по Левобережному району г. Липецка к Болговой Ольге Михайловне о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени и налоговых санкций,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция ФНС России по Левобережному району г. Липецка обратилась в суд с иском к Болговой О.М. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц в размере ... руб., пени в размере ... рублей и налоговых санкций в размере ... рублей, указывая, что ответчиком согласно представленной декларации за 2008 год от Дата обезличена года получен доход в сумме ... руб., сумма налога, исчисленная к уплате по декларации составила ... рублей. Налогоплательщику было выслано уведомление Номер обезличен от Дата обезличена г. для рассмотрения акта камеральной проверки. По результатам налоговой проверки установлено неправильное исчисление и неполная уплата налога на доходы за 2008 год в размере ... рублей. Акт Номер обезличен от Дата обезличена г. камеральной проверки и уведомление Номер обезличен о рассмотрении материалов проверки были направлены налогоплательщику по почте. По результатам рассмотрения акта налоговой проверки декларации по НДФЛ было вынесено решение Номер обезличен от Дата обезличена г., в котором Болговой О.М. было предложено уплатить недоимку по НДФЛ в размере ... руб., пени в размере ... руб., штраф в размере ... руб. Указанное решение было направлено Болговой О.М. по почте (реестр от Дата обезличена г.), однако налогоплательщик не заплатила налоги, пени и штрафы, в связи с чем, ей было выставлено требование Номер обезличен от Дата обезличена г. по НДФЛ в размере ... руб., пени в размере ... руб. и налоговых санкций в размере ... руб., которые ответчиком не были исполнены, в связи с чем ИФНС по Левобережному району г. Липецка была вынуждена обратиться в суд и просит взыскать с Болговой О.М. НДФЛ в размере ... руб., пени по НДФЛ в размере ... руб., налоговые санкции по НДФЛ в размере ... руб.

В судебном заседании представитель ИФНС России по Левобережному району г.Липецка Яковенко Н.Б. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении доводам.

Ответчик Болгова О.М., представитель ответчика - адвокат Резов С.Н. в судебное заседание Дата обезличена г. не явились, о времени и месте его проведения извещались надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке заочного судопроизводства. Ими к Дата обезличена года также не были представлены возражения относительно заявленных исковых требований.

Выслушав представителя истца Яковенко Н.Б., изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде.

В судебном заседании установлено, что Болгова О.М. Дата обезличена года представила в ИФНС по Левобережному району г. Липецка налоговую декларацию за отчетный период 2008 год, где указала размер полученных доходов в сумме ... руб., налоговую базу для исчисления налога в сумме ... руб. и суммы исчисленных налогов - ... руб., подтвердив полноту и достоверность указанных сведений своими подписями. л.д. 3-10).

Частью 1 ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статьями 87, 88 ч. 1, 2 НК РФ предусмотрено право уполномоченных должностных лиц налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) провести по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, камеральную налоговую проверку, целью которой является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

К представленной декларации Болгова О.М. не приложила документы, подтверждающие затраты на сообщаемый Болговой О.М. по заявлению ремонт нежилого помещения в размере ... руб., что необходимо для проверки правильности исчисления ей налоговой базы по НДФЛ.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (13%), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 23 НК РФ (п. 3 ст. 210 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 настоящего Кодекса (физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному, в частности, ч. 1 ст. 252 НК РФ, в соответствии с которой расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Поскольку в соответствии со ст. 93, пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов, суд признает обоснованным направление заместителем начальника ИФНС России по Левобережному району г. Липецка ФИО5 Болговой О.М. Дата обезличена года уведомления Номер обезличен о рассмотрении акта камеральной налоговой поверки л.д. 11). Согласно списка заказной с уведомлением корреспонденции ИФНС, поданной на отправку, указанное уведомление направлено Болговой О.М. Дата обезличена г. л.д. 12).

Болгова О.М. в налоговую инспекцию не явилась, документов также не представила.

В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

В материалах дела имеется акт камеральной проверки Номер обезличен от Дата обезличена г., составленный в период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., которым соответственно установлено: неисчисление и неуплата налога на доходы за 2008 г. в сумме ... руб., а именно налогоплательщик Болгова О.М. по налоговой декларации уменьшила сумму своих, облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных ею расходов в размере ... руб., в прилагаемой к налоговой декларации документах отсутствовали расходные документы, обосновывающие затраты на сообщаемый налогоплательщиком по заявлению ремонт нежилого помещения в размере ... руб., т.е. не обосновала и документально не подтвердила полностью все затраты, связанные с получением доходов и заявленные по налоговой декларации л.д. 15).

В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

В связи с этим вышеуказанным актом предложено привлечь Болгову О.М. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения за неуплату сумм НДФЛ в результате занижения налоговой базы и неправильного исчисления налога в виде штрафа в размере ... руб. от неуплаченных сумм налога за 2008 г.

Болговой О.М. предложено уплатить указанные суммы, а также пеню за несвоевременную уплату НДФЛ за 2008 год, исчисленную в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования.

Указанный Акт налоговой проверки соответствует требованиям ст. 100 НК РФ. В силу ч. 5 ст. 100 НК РФ, поскольку Акт не были вручены Болговой О.М. лично, он был направлен по почте заказным письмом по месту ее жительства, что подтверждается копией сопроводительного письма исх. Номер обезличен л.д. 13).

В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки (как указано выше, для ФИО6 - с Дата обезличена года) вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Возражений относительно Акта от Болговой О.М. не поступило.

Уведомлением Номер обезличен от Дата обезличена г. л.д. 20) Болгова О.М. в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ вызвана в ИФНС России по Левобережному району г. Липецка к 15.00 час. Дата обезличена г. для ее извещения о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки, в ходе которой было выявлены вышеуказанные нарушения налогового законодательства.

Поскольку при направлении Болговой О.М. Акта Номер обезличен от Дата обезличена г., который в силу вышеизложенного считаются вырученными ей Дата обезличена г., ответчику уже было указано о том, что рассмотрение материалов проверок состоится в 15.00 час. Дата обезличена г. в помещении налоговой инспекции, ссылка на недостоверность подписи в уведомлении о вручении не имеет правового значения.

Таким образом, в отсутствие Болговой О.М., надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения вышеуказанного Акта камеральной налоговой проверки, заместителем начальника инспекции ФИО7 принято решение Номер обезличен.

Так, решением Номер обезличен от Дата обезличена г. Болгова О.М. привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ - неуплату суммы налога на доходы в результате занижения налоговой базы, неправильное исчисление налога в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога за 2008 год в сумме ... руб., за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ - непредставление 3 документов - в виде штрафа в размере ... руб. ФИО6 предложено уплатить указанные налоговые санкции, не полностью уплаченный налог на доходы за 2008 год в сумме ... руб., пени за несвоевременную уплату налога на доходы за 2008 год в размере ... руб.

Указанное решение принято в соответствии с требованиями налогового законодательства, поскольку в соответствии со ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 101 НК РФ (п. 1) акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения 15-дневного срока для представления возражений на акт налоговой проверки, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. В отношении Болговой О.М. срок принятия решения соблюден, поскольку в силу п.п. 6, 7 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Как указано выше, требование п. 2 ст. 101 НК РФ об извещении Болговой О.М. о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки также соблюдено.

Действительно, в силу п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Однако, неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов, в связи с чем нет оснований признавать недействительными вышеуказанное решение заместителя руководителя налогового органа Номер обезличен от Дата обезличена г. по мотиву неучастия Болговой О.М. в рассмотрении материала налоговой проверки.

Оснований предполагать нарушение процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, регламентированной п.п. 3-6 ст. 101 НК РФ не имеется.

Вынесенное в отношения Болговой О.М. решение Номер обезличен соответствует требованиям п.п. 7-8 ст. 101 НК РФ.

В соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.

Копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения (п. 13 ст. 101 НК РФ).

Как следует из материалов дела, копия решения Номер обезличен от Дата обезличена г. направлена Болговой О.М. за исх. Номер обезличен от Дата обезличена г. л.д. 22), что подтверждается списком заказной с уведомлением корреспонденции л.д. 30).

Таким образом, в судебном заседании не установлено нарушений существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые могут послужить основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в частности, предусмотренных п. 14 ст. 101 НК РФ необеспечения возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения, иных нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только они привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Таким образом, указанное решение вступило в законную силу на основании п. 9 ст. 101 НК РФ.

Как установлено в судебном заседании, Болгова О.М. его не исполнила.

В соответствии с п. 3 ст. 101.3 НК РФ на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, и оно должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа Номер обезличен л.д. 31) направлено Болговой О.М. Дата обезличена г., что подтверждается списком почтовых отправлений л.д. 33). Они соответствуют требованиям ст. 69 НК РФ, срок их направления также соблюден, они считаются полученным Болговой О.М. Дата обезличена года и должны были быть исполнены им до Дата обезличена включительно. Однако указанные требования налогоплательщиком ФИО6 исполнены не были.

В соответствии с п.п. 1, 2, 10 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, и указанный срок ИФНС РФ по Левобережному району г. Липецка не пропущен, поскольку иск к Болговой О.М. предъявлен Дата обезличена г. Положения статьи 48 НК РФ применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора и штрафов.

При таких обстоятельствах иск налоговой инспекции подлежит удовлетворению, оснований для отказа у суда не имеется, порядок принудительного взыскания с ответчика налогов, пеней и штрафов, с расчетом которых суд также соглашается, истцом соблюден. Ранее представленные представителем ответчика доказательства несения расходов на ремонт нежилого помещения не нашли объективного подтверждения, в связи с чем не могут быть приняты судом в качестве достаточных и бесспорных доказательств несения этих расходов.

Таким образом, взысканию с Болговой О.М. подлежат: налог на доходы за 2008 года в размере ... руб., пени по НДФЛ в размере ... руб., налоговые санкции по НДФЛ в размере ... руб., а всего ... руб. ... коп.

В силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ истец был освобожден от уплаты госпошлины при обращении в суд.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку суду не представлено доказательств освобождения Болговой О.М. от уплаты государственной пошлины, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ госпошлина подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета в сумме ... руб. ... коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Болговой Ольги Михайловны налог на доходы за 2008 года в размере ... руб., пени по НДФЛ в размере ... руб., налоговые санкции по НДФЛ в размере ... руб., а всего .... в бюджет Липецкой области на расчетный счет УФК по Липецкой области для ИФНС России по Левобережному району г. Липецка 40101810200000010006, БИК 044206001, в ГРКЦ ГУ банка России по Липецкой области, ОКАТО 42401000000, КБК 182101002021011000110, ИНН 4823025576/КПП 482301001, а также госпошлину в доход государства в сумме ... руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления.

Судья Е.Л. Геворкян