О признании права собственности на гараж



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Липецк

Левобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Степановой Н.Н.,

при секретаре Хрипунковой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Батищева ФИО12 к администрации г. Липецка, ОАО «РЖД» о признании права собственности на гараж,

УСТАНОВИЛ:

Батищев Ю.П. обратился в суд с иском к администрации г. Липецка о признании за ним права собственности на гараж № по <адрес>, ссылаясь на то, что постановлением Главы администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ № в полосе отвода для работников станции в районе <адрес> были выделены места под строительство капитальных гаражей.

Истец указал, что им ДД.ММ.ГГГГ был возведен капитальный гараж по вышеуказанному адресу, который соответствует всем нормам и не нарушает права и законные интересы третьих лиц. Учитывая, что гараж возведен на отведенном для этих целей земельном участке, соответствует всем предъявляемым нормам и требованиям, просил суд признать за ним право собственности на данный гараж.

Представитель администрации г. Липецка в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщил.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО «РЖД», по тому основанию, что гараж, о признании права собственности на который заявлено истцом, расположен на земельном участке, находящимся в аренде ОАО «РЖД», в силу чего настоящий спор непосредственно затрагивает права и имущественные интересы ОАО «РЖД».

В судебном заседании представители ОАО «РЖД» по доверенности Мишукова Е.А. и Чулыгина С.А. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на основания, изложенные в письменных возражениях на иск. Суду пояснили, что земельный участок, на котором истцом построен гараж, находится в федеральной собственности и передан ОАО «РЖД» по договору аренды для полосы отвода железной дороги, то есть для использования в целях эксплуатации объектов железнодорожного транспорта. Размещение капитальных зданий и сооружений в полосе отвода железной дороги не допускается. Кроме того, указали, что земельный участок под спорным гаражом ни в собственности, ни в пожизненном наследуемом владении, ни в постоянном (бессрочном) пользовании у истца не находится, а потому у него в силу закона отсутствуют основания признать за собой право собственности на самовольную постройку.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, к участию в деле было привлечено территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Липецкой области. Представитель третьего лица, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщил.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, к участию в деле была привлечена супруга истца Батищева ФИО13, в письменном заявлении в адрес суда не возражала против признания за ее супругом права собственности на гараж. В судебном заседании Батищева Г.Т. просила суд признать за Батищевым Ю.П. право собственности на гараж.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, железнодорожная станция Казинка, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщил.

В письменном заявлении в адрес суда начальник станции Казинка ФИО14 не возражал против признания за истцом права собственности на гараж № по <адрес>.

Выслушав истца, представителей ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

Согласно ст. 90 Земельного кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения железнодорожных путей;

2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 2 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 года под полосой отвода железных дорог (далее - полоса отвода) следует понимать - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта

Аналогичное положение содержалось и в ранее действовавшем Федеральном законе «О железнодорожном транспорте» от 25.08.1995 года.

В соответствии с Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 года, в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков:

не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определен также Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосыотводажелезныхдорог, утвержденным Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации 15 мая 1999 года, согласно которому свободные земельные участки в полосеотвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам (далее - временные пользователи) для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно - разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов горюче - смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.

Железные дороги предоставляют отдельным категориям работников в полосе отвода служебные земельные наделы для сельскохозяйственного использования в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; … осуществляют контроль за размещением временными пользователями в полосе отвода некапитальных зданий и сооружений.

Таким образом, передача земельных участков в полосе отвода железной дороги вторичным землепользователям предоставлена железным дорогам для строго определенных целей.

Аналогичные положения о порядке использования земель в пределах полосы отвода железной дороги содержались и в Инструкции о нормах и порядке отвода земель для железных дорог, утвержденной Министерством путей сообщения СССР от 30.01.1963 года, а также в Инструкции от 1 ноября 1955 года.

Согласно положениям ранее действовавшего Устава железных дорог от 06.04.1964 года, железная дорога могла предоставлять предприятиям, организациям и учреждениям во временное пользование свободные участки земли в полосе отвода для складирования грузов, а также для устройства примыкания подъездных путей и других сооружений, с возмещением железной дороге взимаемых с нее налогов, а также расходов по содержанию этих участков (по ставкам, устанавливаемым Министерством путей сообщения.

В соответствии с ранее действовавшим Положением о землях транспорта, утвержденным Постановлением Совета министров СССР от 08.01.1981 года, предприятия, учреждения и организации транспорта могли предоставлять в установленном порядке из закрепленных за ними земель во временное пользование земельные участки другим предприятиям, учреждениям и организациям для устройства подъездных путей, проездов, погрузочно - разгрузочных площадок, складов и иных объектов.

Земли транспорта могли также предоставляться во временное пользование:

колхозам, совхозам, другим государственным и общественным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам - для сельскохозяйственных целей;

отдельным категориям работников транспорта - под служебные земельные наделы;

гражданам - для выпаса скота и сенокошения.

Таким образом, начиная с 1964 года союзными, ведомственными, а потом и федеральными актами, было закреплено право железной дороги предоставлять земли транспорта во временное пользование отдельным категориям граждан для целей, исчерпывающий перечень которых предусматривался данными актами.

Из анализа вышеприведенных норм права можно сделать вывод о том, что полоса отвода железной дороги - это земельный участок, который предусмотрен для эксплуатации железнодорожных путей и иных объектов железнодорожного транспорта, использование которого должно осуществляться исключительно в соответствии с его целевым назначением.

Именно поэтому для данного вида земельного участка установлен особый режим использования, прежде всего обеспечивающий безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Виды и цели разрешенного использования свободных земельных участков в полосеотвода железной дороги прямо предусмотрены законодателем (сельскохозяйственное использование, оказание услуг пассажирам, складирование грузов), равно как ограничения и запреты - возведение капитальных зданий и сооружений, могущих создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Из материалов дела следует, что Постановлением Главы администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ № «О проектировании и строительстве гаражей в полосе отвода железной дороги в районе п. Дачный» станции Казинка Елецкого отделения Юго-Восточной железной дороги разрешено проектирование и строительство 30 кирпичных гаражей размером 4,0 х 6,0 в полосе отвода железной дороги для работников станции в районе <адрес> в пос. дачный в Левобережном районе г. Липецка. Пунктом 2.1 постановлено: станции Казинка разработать проектно-сметную документацию на строительство объекта и представить проект на согласование в управление архитектуры и градостроительства администрации г.Липецка.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцом возведен капитальный гараж в полосе отвода железной дороги в районе <адрес>, что подтверждается объяснениями истца, схемой размещения гаражей в полосе отвода по <адрес>, и исполнительной съемкой земельного участка.

Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости, земельному участку, на котором размещен спорный гараж, присвоен кадастровый номер <данные изъяты>, в качестве его правообладателя значится Российская Федерация, кроме того земельный участок имеет обременение - аренду ОАО «РЖД».

В соответствии с договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений РФ по Липецкой области (арендодатель) и ОАО «Российские железные дороги» (арендатор), ОАО «РЖД» был передан в аренду сроком на 25 лет земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> для полосы отвода железной дороги.

Согласно условиям договора аренды (п.6.4.10) арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

Согласно данным представленным филиалом ОАО «РЖД» Юго-Восточная железная дорога Структурным подразделением Липецкая дистанция пути, ширина полосы отвода в месте расположения гаража истца составляет 270 метров от оси главного пути справа по ходу счета километров, а фактическое расстояние от оси главного пути непосредственно до гаража истца составляет 240 метров, то есть спорный гараж находится в полосе отвода железной дороги.

Факт расположения гаража истца в полосе отвода железной дороги подтверждается планом земельного участка, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления Роснедвижимости по Липецкой области ФИО8, из которого следует, что ширина полосы отвода железной дороги в месте нахождения гаража истца ограничена поворотными точками 436 - 304,68 м. и 437 - 75, 54м. План земельного участка имеет четко очерченные границы полосы отвода с указанием межевых знаков, и из него наглядно усматривается, что спорный гараж расположен в полосе отвода железной дороги.

Кроме того, самим истцом при обращении в суд с настоящим иском не оспаривалось нахождение гаража, о праве собственности на который им заявлено, в полосе отвода.

В судебном заседании судом по ходатайству представителей соответчика ОАО «РЖД» в качестве специалиста был допрошен инженер ФИО9, который суду пояснил, что в полосу отвода входят земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, предназначенные для размещения железнодорожных станций, путей, линий связи, электроснабжения, производственных зданий и сооружений. Ширина полосы отвода не везде одинакова и устанавливается в зависимости от многих факторов: конфигурации земельного участка, рельефа местности, природных условий, количества насаждений на местности, зоны риска - дальности "отлета" с насыпи состава при аварии. Ширина полосы отвода указана на основании межевого дела с учетом оси главного пути. Парк Б является сортировочным земельным участком, по которому проходит 28 сортировочных путей, для обеспечения эксплуатации которых, а также железнодорожных сооружений, и установлена полоса отвода.

На момент издания Главой администрации г. Липецка постановления от 04.03.1994 года действовало Положение о землях транспорта, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 08.01.1981 года, согласно которому земли транспорта могли предоставляться во временное пользование колхозам, совхозам, другим государственным и общественным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам - для сельскохозяйственных целей; отдельным категориям работников транспорта - под служебные земельные наделы; гражданам - для выпаса скота и сенокошения.

Таким образом, на тот период времени выделение земельного участка из земель транспорта для иных, кроме перечисленных целей (например, под строительство капитальных гаражей) предусмотрено не было.

В действующих на настоящий момент Правилах установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 года (п.4) содержится прямой запрет на размещение в границах полосы отвода капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о признании за ним права собственности на гараж № по <адрес>, расположенный в полосе отвода железной дороги.

Принимается судом во внимание в качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении исковых требований и то обстоятельство, что непосредственно истцу ни администрацией г. Липецка, ни железнодорожной станцией Казинка, ни ОАО «РЖД» земельный участок, на котором возведен капитальный гараж, не предоставлялся.

Каких-либо доказательств обратного, документов, подтверждающих факт выделения истцу конкретного земельного участка под строительство гаража на каком-либо праве (собственность, аренда, бессрочное пользование) суду не представлено.

При этом суд критически оценивает распоряжение начальника железнодорожной станции Казинка от ДД.ММ.ГГГГ о выделении в полосе отвода парка «Б» земли под строительство гаражей для семнадцати работников станции, поскольку с мая 2004 года указанный земельный участок находится в федеральной собственности, а с июля 2004 года передан в аренду ОАО «РЖД».

Таким образом, права распоряжаться вышеуказанным земельным участком, у начальника станции Казинка не имелось, доказательств предоставления ОАО «РЖД» данному лицу полномочий по отчуждению части земельного участка, либо передачи его в субаренду работникам станции суду не представлено.

Кроме того, учитывается судом и то обстоятельство, что согласно сведениям станции Казинка проектно-сметная документация на строительство гаражей согласно пункта 2.1 постановления Главы администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ не разрабатывалась, проект на согласование в Управление архитектуры и градостроительства не направлялся, следовательно, постановление Главы администрации г.Липецка от ДД.ММ.ГГГГ исполнено не было.

Доказательств обратного, равно как и проектно-сметной документации на строительство гаража, истцом суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Батищеву ФИО15 в удовлетворении исковых требований к администрации г. Липецка, ОАО «РЖД» о признании права собственности на гараж № по <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Липецкий областной суд через Левобережный районный суд г. Липецка в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Степанова