Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Липецк
Левобережный районный суд г. Липецка в составе:
судьи Демидкиной Е.А.,
при секретаре Игнатовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терехова ФИО9 к администрации г. Липецка, ОАО ФИО10 государству РФ о признании права собственности на гараж,
УСТАНОВИЛ:
Терехов ФИО11 обратился с иском к администрации г. Липецка о признании права собственности на гараж № по <адрес>, указывая, что постановлением главы администрации г. Липецка за № от ДД.ММ.ГГГГ были выделены места под строительство капитальных гаражей в полосе отвода железной дороги для работников станции в районе <адрес>. Истцом в 1998г. был возведен спорный гараж. Согласно заключениям гараж соответствует всем нормам и не нарушает права и законные интересы третьих лиц.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО ФИО12
Определение суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика было привлечено государство РФ в лице Территориального управления Росимущества в Липецкой области.
В судебном заседании Терехов ФИО13 исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО ФИО14 по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требования, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях на иск. Ранее в судебном заседании поясняла, что земельный участок, на котором истцом построен гараж, находится в федеральной собственности и передан ОАО ФИО15 по договору аренды для полосы отвода железной дороги, то есть для использования в целях эксплуатации объектов железнодорожного транспорта. Размещение капитальных зданий и сооружений в полосе отвода железной дороги не допускается. Кроме того, указала, что земельный участок под спорным гаражом ни в собственности, ни в пожизненном наследуемом владении, ни в постоянном (бессрочном) пользовании у истца не находится, а потому у него в силу закона отсутствуют основания признать за собой право собственности на самовольную постройку.
Администрация г.Липецка своего представителя в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.
Представитель Территориального управления Росимущества в Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление указали, что поддерживают позицию ОАО ФИО16 участок, на котором находится спорный гараж, находится в федеральной собственности, передан в аренду ОАО ФИО20 для полосы отводы железной дороги, для строительства гаражей не предоставлялся, дело просили рассмотреть в их отсутствие.
Третье лицо железнодорожная станция Казинка в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в письменном заявлении начальник станции Казинка ФИО5 дело просил рассмотреть в их отсутствие, не возражал против признания за истцом права собственности на гараж № по <адрес>.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Согласно ст. 90 Земельного кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения железнодорожных путей;
2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 года под полосой отвода железных дорог (далее - полоса отвода) следует понимать - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта
Аналогичное положение содержалось и в ранее действовавшем Федеральном законе «О железнодорожном транспорте» от 25.08.1995 года.
В соответствии с Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 года, в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков:
не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определен также Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосыотводажелезныхдорог, утвержденным Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации 15 мая 1999 года, согласно которому свободные земельные участки в полосеотвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам (далее - временные пользователи) для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно - разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов горюче - смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.
Железные дороги предоставляют отдельным категориям работников в полосе отвода служебные земельные наделы для сельскохозяйственного использования в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; … осуществляют контроль за размещением временными пользователями в полосе отвода некапитальных зданий и сооружений.
Таким образом, передача земельных участков в полосе отвода железной дороги вторичным землепользователям предоставлена железным дорогам для строго определенных целей.
Аналогичные положения о порядке использования земель в пределах полосы отвода железной дороги содержались и в Инструкции о нормах и порядке отвода земель для железных дорог, утвержденной Министерством путей сообщения СССР от 30.01.1963 года, а также в Инструкции от 1 ноября 1955 года.
Согласно положениям ранее действовавшего Устава железных дорог от 06.04.1964 года, железная дорога могла предоставлять предприятиям, организациям и учреждениям во временное пользование свободные участки земли в полосе отвода для складирования грузов, а также для устройства примыкания подъездных путей и других сооружений, с возмещением железной дороге взимаемых с нее налогов, а также расходов по содержанию этих участков (по ставкам, устанавливаемым Министерством путей сообщения.
В соответствии с ранее действовавшим Положением о землях транспорта, утвержденным Постановлением Совета министров СССР от 08.01.1981 года, предприятия, учреждения и организации транспорта могли предоставлять в установленном порядке из закрепленных за ними земель во временное пользование земельные участки другим предприятиям, учреждениям и организациям для устройства подъездных путей, проездов, погрузочно-разгрузочных площадок, складов и иных объектов.
Земли транспорта могли также предоставляться во временное пользование:
колхозам, совхозам, другим государственным и общественным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам - для сельскохозяйственных целей;
отдельным категориям работников транспорта - под служебные земельные наделы;
гражданам - для выпаса скота и сенокошения.
Таким образом, начиная с 1964 года союзными, ведомственными, а потом и федеральными актами, было закреплено право железной дороги предоставлять земли транспорта во временное пользование отдельным категориям граждан для целей, исчерпывающий перечень которых предусматривался данными актами.
Из анализа вышеприведенных норм права можно сделать вывод о том, что полоса отвода железной дороги - это земельный участок, который предусмотрен для эксплуатации железнодорожных путей и иных объектов железнодорожного транспорта, использование которого должно осуществляться исключительно в соответствии с его целевым назначением.
Именно поэтому для данного вида земельного участка установлен особый режим использования, прежде всего обеспечивающий безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Виды и цели разрешенного использования свободных земельных участков в полосеотвода железной дороги прямо предусмотрены законодателем (сельскохозяйственное использование, оказание услуг пассажирам, складирование грузов), равно как ограничения и запреты - возведение капитальных зданий и сооружений, могущих создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Судом установлено, что постановлением главы администрации г. Липецка № от ДД.ММ.ГГГГ «О проектировании и строительстве гаражей в полосе отвода железной дороги в районе <адрес>» станции <данные изъяты> размером 4 на 6 кв.м. в полосе отвода железной дороги для работников станции в районе <адрес> в <адрес> в <адрес>. Пунктом 2.1 постановлено: станции Казинка разработать проектно-сметную документацию на строительство объекта и представить проект на согласование в управление архитектуры и градостроительства администрации г.Липецка. В пн. 2.4. указано, что после завершения строительства, по сдачи объекта в эксплуатацию, дать заказ УАГ на производство исполнительной съемки, включая инженерные сети, и в комитет по земельным ресурсам и землеустройству на оформление свидетельств на право пользования землей (л.д.11).
Согласно сообщения филиала ОАО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании постановления главы администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ №, железнодорожная станция <данные изъяты> выделяет в полосе отвода парка «Б» землю под строительство гаражей для работников станции в районе <адрес>, в том числе истцу ФИО2 (л.д.12).
Из карточки учета гаражей и стоянок для индивидуального автотранспорта, расположенных на участке кооператива по строительству и эксплуатации автогаражей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что гараж № в районе <адрес> построен в 1998 году и в настоящее время значится за Тереховым ФИО17 общая площадь гаража 25,2 кв.м. Юридические документы не оформлены, право собственности не зарегистрировано (л.д.4-5).
Из представленных заключений следует, что спорный гараж соответствует нормам и правилам пожарной безопасности, основные и конструктивные элементы гаража отвечают требованиям устойчивости, надежности и безопасности, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, пригоден к эксплуатации, гараж может быть принят в эксплуатацию (л.д.29, 30, 31-34).
Согласно кадастровой выписки о земельном участке (выписки из государственного кадастра недвижимости), земельному участку, на котором размещен спорный гараж, присвоен кадастровый номер ДД.ММ.ГГГГ разрешенное использование - для полосы отвода железной дороги, площадь - 3729258 кв.м., в качестве его правообладателя значится Российская Федерация, кроме того земельный участок имеет обременение - аренду ОАО ФИО21» (л.д.14-19).
В соответствии с договором аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений РФ по Липецкой области (арендодатель) и ОАО <данные изъяты>» (арендатор), ОАО <данные изъяты> был передан в аренду сроком на 25 лет земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 372, 9258 га для полосы отвода железной дороги (л.д.104-110). Согласно условиям договора (п.6.4.10) арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Согласно справке, представленной филиалом ОАО <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, ширина полосы отвода в месте расположения гаражей <данные изъяты>
Факт расположения гаража истца в полосе отвода железной дороги подтверждается планом земельного участка, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления Роснедвижимости по <адрес> ФИО6 (л.д.116), из которого следует, что ширина полосы отвода железной дороги в месте нахождения гаража истца ограничена поворотными точками 436 - 304,68 м. и 437 - 75, 54м. План земельного участка имеет четко очерченные границы полосы отвода с указанием межевых знаков, и из него наглядно усматривается, что спорный гараж расположен в полосе отвода железной дороги.
Кроме того, самим истцом при обращении в суд с настоящим иском не оспаривалось нахождение гаража, о праве собственности на который им заявлено, в полосе отвода.
В судебном заседании по ходатайству представителя соответчика ОАО ФИО23 в качестве специалиста был допрошен инженер технического отдела ОАО ФИО22 ФИО7, который суду пояснил, что спорный гараж входит в полосу отвода железной дороги. Гаражи расположены от оси главного первого пути по первому ряду на расстоянии 220м., второй ряд на расстоянии 240м. (л.д. 120-121).
На момент издания главой администрации <адрес> постановления от ДД.ММ.ГГГГ действовало Положение о землях транспорта, утвержденное Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земли транспорта могли предоставляться во временное пользование колхозам, совхозам, другим государственным и общественным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам - для сельскохозяйственных целей; отдельным категориям работников транспорта - под служебные земельные наделы; гражданам - для выпаса скота и сенокошения.
Таким образом, на тот период времени выделение земельного участка из земель транспорта для иных, кроме перечисленных целей (например, под строительство капитальных гаражей) предусмотрено не было.
В действующих на настоящий момент Правилах установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (п.4) содержится прямой запрет на размещение в границах полосы отвода капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Судом принимается во внимание и то обстоятельство, что непосредственно истцу ни администрацией г. Липецка, ни железнодорожной станцией Казинка, ни ОАО «<данные изъяты> земельный участок, на котором возведен капитальный гараж, не предоставлялся.
Каких-либо доказательств обратного, документов, подтверждающих факт выделения истцу конкретного земельного участка под строительство гаража на каком-либо праве (собственность, аренда, бессрочное пользование) суду не представлено.
При этом суд критически оценивает распоряжение начальника железнодорожной станции Казинка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 о выделении в полосе отвода парка «Б» земли под строительство гаражей для 17 работников станции, поскольку с мая 2004 года указанный земельный участок находится в федеральной собственности, а с июля 2004 года передан в аренду ОАО <данные изъяты>
Таким образом, права распоряжаться вышеуказанным земельным участком, у начальника станции Казинка не имелось, доказательств предоставления ОАО ФИО24 данному лицу полномочий по отчуждению части земельного участка, либо передачи его в субаренду работникам станции суду не представлено.
Кроме того, учитывается судом и то обстоятельство, что согласно сведениям станции Казинка от ДД.ММ.ГГГГ проектно-сметная документация на строительство гаражей не разрабатывалась, и его проект на согласование в Управление архитектуры и градостроительства не направлялся и соответственно строительство его станцией Казинка Елецкого отделения Юго-Восточной железной дороги не осуществлялось (л.д.90). Таким образом, постановление Главы администрации г.Липецка от ДД.ММ.ГГГГ № исполнено не было.
Доказательств обратного, равно как и проектно-сметной документации на строительство гаража, истцом суду не представлено.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о признании за ним права собственности на гараж № по <адрес>, расположенный в полосе отвода железной дороги.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Терехова ФИО18 к администрации г. Липецка, ОАО ФИО19», государству РФ о признании права собственности на гараж № по <адрес> отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Левобережный районный суд г.Липецка в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А. Демидкина