дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Липецк
Левобережный районный суд г. Липецка в составе:
судьи Демидкиной Е.А.,
при секретаре Поповой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного ФИО18 в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1, Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о применении последствий недействительности сделки по отчуждению из государственной собственности земельного участка и признании недействительным права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Липецкий межрайонный ФИО19, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Управлению имущественных и земельных отношений <адрес>, ФИО1 о признании недействительным решения Управления имущественных и земельных отношений <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность ФИО1», признании недействительной сделки между Управлением имущественных и земельных отношений <адрес> и ФИО1 по отчуждению земельного участка, имеющего кадастровый номер <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, участок №, из государственной в частную собственность, применении последствий недействительности ничтожной сделки - земельный участок, имеющий кадастровый номер № расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, участок №, возвратить в государственную собственность, признании недействительной государственной регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок № по <адрес> <адрес>, имеющий кадастровый номер №, указывая, что решением Управления имущественных и земельных отношений <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность ФИО1» ФИО1 предоставлен в собственность бесплатно земельный участок № по <адрес> с кадастровым номером № площадью № для ведения садоводства в составе <адрес> из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок за ФИО1 Данная сделка между Управлением имущественных и земельных отношений <адрес> и ФИО1 является ничтожной сделкой, земельный участок приобретен ФИО1 в нарушение действующего законодательства. Поскольку часть земельного участка, выделенного ответчику, располагается в границах акватории и береговой полосы <адрес>, учитывая, что береговая полоса водного объекта общего пользования предназначается для общего пользования и каждый гражданин вправе пользоваться ею для передвижения и пребывания около нее, в том числе для любительского и спортивного рыболовства, причаливания плавучих средств, приватизация земельных участков, находящихся в пределах береговой полосы, нарушает права и законные интересы жителей и гостей города.
В судебном заседании старший помощник Липецкого межрайонного ФИО20 ФИО5 заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО1 по доверенности ФИО6 исковые требования не признал, пояснил, что спорный участок относится к землям садоводства. При предоставлении участка в собственность все требования законодательства были соблюдены, и все необходимые документы для подготовки решения были предоставлены. Решение о предоставлении вынесено законно и не нарушает прав граждан. Сведения о том, что расположение участка преграждает другим гражданам пользоваться водоемом, неправдоподобны. Пляжная зона свободна, ограничений в доступе к воде нет. Кроме того, указанный участок забором не обнесен и на местности ничем не обозначен. В ходе проверки, проведенной уполномоченным органом государства по соблюдению земельного законодательства - отделом госземконтроля управления Росреестра по Липецкой области, установлено, что факты нарушения земельного законодательства отсутствуют. Ввиду того, что одна из границ указанного земельного участка прилегает к береговой полосе, возникли сложности при ее установлении на местности. В 2009 году после вынесения решения о предоставлении земельного участка был подготовлен проект границ земельного участка, проведена геодезическая съемка для уточнения границ. Граница участка прилегала к береговой полосе и нарушений требований Водного кодекса не имелось. После этого в течение последнего времени владельцы смежных земельных участков проводили работы по изменению территории береговой полосы их земельных участков, в результате чего, а также после увеличения объема <адрес>, ширина береговой полосы участка несколько сократилась. Однако при предоставлении земельного участка все законодательные нормы соблюдены были, и сделка по отчуждению земельного участка ничтожной не является, решение о предоставлении законно.
Представитель ответчика Управление имущественных и земельных отношений <адрес> по доверенности ФИО7 исковые требования не признала, ранее пояснила, что ФИО1 были предоставлены в Управление все необходимые документы для предоставления земельного участка. Документов о том. Что спорный земельный участок находится в береговой полосе, водоохраной зоне у них не имелось. Полагали, что решение является законным и обоснованным. Доказательств того, что спорный участок находится в береговой полосе прокурором не предоставлено.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причине не явки суд не уведомила.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по <адрес>, Управления Росприроднадзора по <адрес> в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель Управления Росприроднадзора по <адрес> представил заявление, в котором поддержал заявленные требования, дело просил рассмотреть в свое отсутствие. Представитель Управления Росреестра по <адрес> представил заявление, в котором дело просил рассмотреть в свое отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 36 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь землю в частной собственности (ч.1), одновременно закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3).
Согласно п.1, 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделяются на категории по целевому назначению, в том числе на земли водного фонда.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Таким образом, Закон предусматривает исключительно целевой порядок использования земли, определяющий ее правовой режим.
Статьей 15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Часть 5 указанной статьи к землям, ограниченным в обороте и находящимся в государственной или муниципальной собственности, относит, в том числе, земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Часть 8 статьи 28 Земельного кодекса РФ содержит прямой запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела решением Управления имущественных и земельных отношений <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность ФИО1», ФИО1 предоставлен в собственность бесплатно земельный участок № по <адрес> с кадастровым номером №, площадью № для ведения садоводства в составе <адрес>, из земель населенных пунктов, государственная собственность на который не разграничена (л.д.18). ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок за ФИО1, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана регистрационная запись № (л.д. 15, 25-50, 111).
Согласно сообщения Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ государственными инспекторами <адрес> по использованию и охране земель ФИО8 и ФИО9 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства на земельных участках №<адрес> Было установлено, что на указанных земельных участках произрастают сорные многолетние травы, имеется поросль кустарника и деревьев, песчаная отсыпка, прилегающая к водной глади <адрес>, ограждение на участке отсутствует, признаков использования участка для ведения садоводства не имеется. Установление площади земельных участков, расположенной в границах береговой полосы водного объекта - <адрес> не представляется возможным, ввиду отсутствия на местности межевых знаков границ земельных участков. Фактов нарушения земельного законодательства не установлено (л.д. 51-52, 53-54, 55-56, 57).
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Управления Росприроднадзора по <адрес> ФИО10, главным специалистом отдела водных ресурсов <адрес> <адрес> ФИО11 был осуществлен выезд с целью проверки земельных участков №<адрес> в результате которой установлено, что указанные земельные участки не имеют ограждения, не разделены между собой, покрыты древесно-кустарниковой растительностью. Проведены замеры границ береговой полосы ФИО21 относительно указанных земельных участков и было установлено, что при нормальном подпорном уровне (НПУ) водохранилища 108,5 м БС, положение береговой линии водохранилища совпадает с северной границей указанных участков, ширина береговой полосы ФИО22 составляет 20м. от линии уреза воды, береговая полоса полностью расположена в границах выделенных земельных участков, что является нарушением пн. 8 ст. 27 ЗК РФ. <адрес> представленных в собственность земельных участков, расположенная в пределах береговой полосы ФИО24, составляет около 1000 кв.м. Работы, связанные с изменением дна и берегов ФИО23, на данных участках не проводятся, ограждения земельных участков отсутствуют, доступ граждан к водному объекту не ограничивается (л.д. 59, 60-62, 63).
Исходя из справки старшего помощника Липецкого межрайонного ФИО25 ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.66) следует, что ДД.ММ.ГГГГ был проведен осмотр земельных участков №, № в присутствии председателя <данные изъяты> <адрес> ФИО15 на предмет нахождения участков в пределах береговой полосы ФИО26. <данные изъяты> установлено, что спорный земельный участок расположен в водоохраной зоне <адрес>, которая составляет 200 метров. Береговая полоса водохранилища составляет 20 метров от береговой линии при нормальном подпорном уровне. На момент осмотра видимый уровень воды (урез воды) в <данные изъяты> находился на отметке 108,0 м. Специалистом ФИО15 была определена граница береговой линии при нормальном подпорном уровне (НПУ) с отметкой 108,5 м., которая на момент осмотра находилась на расстоянии 5 метров от видимого уровня воды (уреза воды) и визуально определялась в виде песчаной «бровки», намытой водой. Специалистами ООО <данные изъяты>» проведенными замерами было определено, что земельные участки полностью занимают территорию береговой полосы в месте их расположения, что подтверждается выполненной схемой (л.д. 64), из которой наглядно усматривается, что земельный участок № по <адрес> <адрес> большей частью располагается в пределах береговой полосы <данные изъяты>
Эти обстоятельства Управлением имущественных и земельных отношений <адрес>, ФИО1, ее ФИО2 не опровергнуты.
Согласно письму начальника <адрес> <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ширина береговой полосы водного объекта общего пользования установлена ст. 6 Водного кодекса от 03.06.2006г. № 74-ФЗ и для <адрес> равна 20 м., протяженность <адрес> по профилю при отметке уровня 108, 5 м. БС, согласно «Отчету о проведении комплексных, биологических, гидрохимических и гидрологических исследований на территории <адрес> выполненных ОАО <данные изъяты>» в 2006г. составляет 26,4 км., длина береговой линии - 87,4 км. (л.д.72). В письме заместителя руководителя <данные изъяты> указано, что регулярные наблюдения за положением береговой полосы ФИО27 не ведутся, информация о местоположении ее в 2009г. отсутствует. Тем не менее, учитывая имеющееся закрепление берегов напротив участков №<адрес> кустарниковой и травяной растительностью, а также то, что на протяжении периода с января 2009г. по настоящее время уровень воды в верхнем барельефе <данные изъяты> не поднимался выше отметки 108, 0 м БС, то есть находился ниже отметки НПУ, при которой определяется положение береговой линии прудов и водохранилищ, можно утверждать, что положение береговой линии в настоящее время по сравнению с положением на июнь 2009г. не претерпело значительных изменений (не более 0,2 м в сторону берега) (л.д. 118).
Установление нормального подпорного уровня для ФИО28 на отметке 108,5 м БС подтверждается письмом отдела водных ресурсов по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из декларации безопасности <данные изъяты> (л.д. 132-134, 135).
В этой связи с учетом положений ст.56 ГПК РФ нельзя согласиться с доводами представителей ответчиков о том, что в требованиях природоохранному прокурору должно быть отказано по тем основаниям, что не было произведено точных замеров береговой линии, точек наложения земельных участков с береговой полосой.
При названных обстоятельствах отсутствие сведений о точных замерах сами по себе не могут служить основанием для вывода о том, что спорный земельный участок Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области предоставлен в собственность ФИО1 в строгом соответствии с действующим законодательством.
Статьей 6 Водного кодекса РФ предусмотрено наличие полосы земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса), предназначенной для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
Береговая линия (граница водного объекта) для целей Водного кодекса РФ - это линия, определяющая пределы поверхностного водного объекта, для реки определяется - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом (ст.5 Водного кодекса РФ).
Береговая полоса водного объекта общего пользования для целей Водного кодекса РФ - полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, предназначенная для общего пользования, каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой (без использования механических транспортных средств) для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств, ширина береговой полосы составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, составляет 5м. (ст.6 Водного кодекса РФ).
Согласно п.8 статьи 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (п. 8 введен Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ, в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 102-ФЗ).
П.п 2, 3 ч.1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлены принципы приоритета охраны земли, жизни и здоровья человека над использованием земли в качестве недвижимого имущества, в том числе и над принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (п.5 ч.1 ст.1 ЗК РФ).
При этом следует учесть, что приоритет в земельном законодательстве отдается отношению к земле как к природному объекту по сравнению с имущественной стороной земельных отношений. Этот принцип вытекает из положений ст.36 (ч.2) Конституции Российской Федерации, согласно которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Таким образом, коль скоро установлен факт предоставления ответчику ФИО1 спорного земельного участка, частично находящегося в границах береговой полосы <данные изъяты>, в нарушение требований ст.ст. 5,6 Водного кодекса РФ, п.8 ст. 27 Земельного кодекса РФ, а основаниями для передачи данного участка с кадастровым номером № в собственность ФИО1 явилось решение Управления имущественных и земельных отношений <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, то требования Липецкого межрайонного ФИО31 о признании недействительным данного решения обоснованны и подлежат удовлетворению.
В связи с этим, доводы о том, что самим решением Управления имущественных и земельных отношений <адрес> границы земельного участка не утверждены, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Проанализировав вышеизложенные нормы материального права, с учетом фактических обстоятельств, установленных по данному делу, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания сделки по передаче в собственность ФИО1 спорного земельного участка не соответствующей требованиям закона и применения в соответствии со ст.ст.166,167 ГК РФ последствий недействительности данной сделки путем возврата спорного земельного участка в государственную собственность.
При рассмотрении вопроса о недействительности решения Управления имущественных и земельных отношений <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ судом учитывается и то обстоятельство, что в протоколе № общего собрания садоводов <данные изъяты> и уполномоченных представителей от ДД.ММ.ГГГГ вопрос о принятии именно ФИО1 в члены <данные изъяты> и предоставлении ей вышеуказанного участка не рассматривался (л.д. 177-187). В протоколе не содержится информация, отраженная в выписке из решения общего собрания ФИО29 послужившая основанием для принятия решения № от ДД.ММ.ГГГГ Управлением имущественных и земельных отношений <адрес> (л.д. 24).
Суд, проанализировав имеющийся в материалах дела протокол общего собрания садоводов <адрес> и уполномоченных ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, порядок приема в члены <данные изъяты> закрепленный в Уставе <данные изъяты> (л.д. 146-161), приходит к выводу о том, что ФИО1 в установленном Уставом порядке в члены <данные изъяты> не избиралась.
Доводы о заинтересованности <данные изъяты> при замерах участков при составлении схемы (л.д.64), отражающей наложение земельного участка, предоставленного ФИО1, и береговой полосы, надуманны и ничем объективно не подтверждены.
Ссылка на то, что актом от ДД.ММ.ГГГГ проверки соблюдения земельного законодательства, составленного Управлением Росреестра по <адрес>, не было установлено нарушение земельного законодательства, не может повлиять на выводы суда, поскольку при проведении проверки этим органом каких-либо замеров земельных участков береговой полосы, не проводилось.
Доводы представителя ответчика ФИО1 о том, что предоставленный ФИО30 земельный участок не нарушает береговой полосы и такой факт прокуратурой не доказан, опровергаются предоставленными прокуратурой доказательствами, которые суд находит достаточными и убедительными. Ни ФИО2 ФИО1, ни представителем Управления имущественных и земельных отношений <адрес> каких-либо объективных доказательств в их опровержение, а также в подтверждение своих доводов, не предоставлено, хотя такая возможность судом предоставлялась.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение Управления имущественных и земельных отношений <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность ФИО1».
Применить последствия недействительности сделки: земельный участок, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес> №, возвратить в государственную собственность.
Решение после его вступления в законную силу является основанием для внесения соответствующих изменений в запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним относительно земельного участка площадью <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Левобережный районный суд г. Липецка в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А. Демидкина