о возврате суммы уплаченной за некачественный товар



Гражданское дело № г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ город Липецк

Левобережный районный суд г. Липецка в составе

судьи Т.И. Плугиной,

При секретаре Ю.В. Кривоносовой,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масловой <данные изъяты> к ИП «<данные изъяты>» о возврате суммы уплаченной за некачественный товар, взыскании неустойки и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Маслова <данные изъяты> обратилась в суд с иском к ИП «<данные изъяты>» о возврате суммы уплаченной за некачественный товар, указав, что ДД.ММ.ГГГГ заключила с ним договор купли - продажи мебели по образцам № 39. Согласно условиям договора Продавец обязуется передать в собственность Покупателя мебель, а именно спальню, а Покупатель принять и оплатить указанный товар. Пунктом 2.1 Договора предусмотрен срок поставки в 30 рабочих дней момента внесения Покупателем предоплаты. Предоплата в размере 25 000 рублей была внесена ДД.ММ.ГГГГ Срок исполнения заказа, а именно 30 календарных дней истек ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ответчиком была произведена поставка части товара, т.е. пришли столы, кровать была без спинки, шкаф без зеркал, а пуфик отсутствовал. Кроме того, что мебель поступила не укомплектованной, на ней имелось большое количество царапин, а туалетный столик оказался выполнен не по эскизу. ДД.ММ.ГГГГ мебель была возвращена ответчику, который обязался в кратчайшие сроки исправить недостатки, имеющиеся в товаре, однако товар не заменен до настоящего времени. Зеркала и матрац были доставлены отдельно, зеркала выполнены не по эскизу. ДД.ММ.ГГГГ, в вечернее время, около 18 часов ответчиком были привезены и собраны два стола. При искусственном освещении недостатков и повреждений обнаружено не было, однако утром ДД.ММ.ГГГГ при дневном освещении истицей на столах обнаружены царапины, кроме того, туалетный столик снова выполнен не по эскизу, а светильники врезаны в него на разном уровне. Ввиду того, что ДД.ММ.ГГГГ является не рабочим днем, претензия в адрес ответчика была направлена в ближайший рабочий день, а именно ДД.ММ.ГГГГ Ответа на претензию не последовало. На основании истица обратилось в суд за защитой своих прав и законных интересов с просьбой взыскать с ответчика сумму, уплаченную за товар в размере 50 000 руб., сумму неустойки в размере 18 775 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб., компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.

В ходе судебного разбирательства представитель истца по доверенности Тошева А.О. поддержала исковые требования полностью по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что акт приема-передачи мебели они с ответчиком не подписывали, поскольку сразу мебель была недопоставлена и поставлена ненадлежащего качества, а затем недостатки так и не были устранены, у истицы вместо спального гарнитура остались следующие предметы мебели: туалетный столик, который выполнен не по эскизу, компьютерный стол, в царапинах, матрац, зеркала от шкафа. Истице непоставкой мебели был причинен моральный ущерб, поскольку до настоящего времени у нее нет возможности приобрести мебель, поскольку ответчик не возвращает ей деньги. Кроме того, просила взыскать с ответчика судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в сумме 8000 рублей, согласно договору на оказание юридических услуг и уменьшить сумму взыскания неустойки, взыскать за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть за 30 дней сумму неустойки 15750 рублей.

Истица Маслова <данные изъяты> поддержала исковые требования, по основаниям, изложенным в иске, с уточнениями суммы неустойки 15750 рублей, а также пояснила, что ответчик нарушил срок исполнения обязательств, вместо ДД.ММ.ГГГГ мебель была поставлена только ДД.ММ.ГГГГ частично, обязался в 10-дневный срок допоставить мебель и устранить недостатки, но до настоящего времени обязательства свои не выполнил. В настоящее время она настаивает на возврате ей денежных сумм, указанных в иске с выплатой неустойки в связи с нарушением сроков исполнения договора купли-продажи и поставки и расторжении договора купли-продажи заключенного с ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик <данные изъяты> возражал против удовлетворения исковых требований Масловой <данные изъяты>., пояснив при этом, что они с истицей действительно заключили договор купли-продажи мебели, истица заплатила денежные средства в сумме 50000 рублей, данный факт он не оспаривает, они действительно забирали часть поставленной мебели ДД.ММ.ГГГГ у истицы, он не оспаривает сроки поставки, но он не получал никаких претензий от Масловой, поскольку адрес магазина у них изменился в конце ДД.ММ.ГГГГ, о чем он не ставил истицу в известность. Первый раз Масловой они показали спальню, которая была собрана в магазине, после этого спальню они разобрали и привезли домой к Масловой, но она попросила скидку, так как мебель была в царапинах и не соответствовала эскизу. Мебель была в упаковке и царапины могли образоваться при транспортировке мебели, они забрали мебель у Масловой. До настоящего времени часть мебели находится у них в магазине, так как Маслова отказывается ее получать, несмотря на то, что мебель они заменили. Он не может представить суду никаких документов, подтверждающих его слова, так как он их не оформлял. Акт приема-передачи они с Масловой не подписывали, так как мебель всю привезти не получилось. В настоящее время он не желает выплачивать истице деньги, а может предоставить ей мебель, которая хранится у него на складе.

Выслушав истицу, представителя истицы, пояснения ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования истицы подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ И.П. <данные изъяты> как продавец и Маслова <данные изъяты> как покупатель заключили договор купли - продажи мебели «спальня», продавец обязался передать мебель «спальня» согласно квитанции к приходно - кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, являющегося неотъемлемой частью договора, а покупатель обязуется принять товар и оплатить его стоимость в сумме 50 000 руб. (п.п. 1.1, 1.2) Продавец обязуется поставит мебель в течении 30 рабочих дней с момента внесения Покупателем предоплаты. Датой исполнения заказа считается дата извещение продавцом покупателя о прибытии товара на склад продавца. В случае задержки исполнения заказа продавец оплачивает покупателю пеню в размере 0.1 % от суммы предоплаты за каждый день задержки, путем уменьшения стоимости заказа. (п. 2.1).

Согласно п. 3.1. договора купли - продажи № от ДД.ММ.ГГГГ в момент подписания настоящего договора покупатель внес предоплату в сумме 25 000 руб. Оставшуюся сумму в размере 25 000 руб., согласно п. 3.2. договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ покупатель обязан внести в течение 3 календарных дней с момента извещения его о факте исполнения его заказа.

Согласно п. 2.3 Продавец предоставляет гарантию на товар согласно действующего законодательства. Гарантия предоставляется при условии выполнения покупателем всех норм и правил эксплуатации товара и его использования только по назначению. Гарантия осуществляется путем ремонта поврежденного изделия или его замены (в случае невозможности ремонта).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Судом бесспорно установлено следующее, ДД.ММ.ГГГГ истицей была внесена предоплата за товар - 25000 рублей, данный факт подтверждается квитанцией к приходно-кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается ответчиком.

Поскольку вышеуказанный договор между сторонами был заключен ДД.ММ.ГГГГ с одновременной предоплатой в сумме 25 000 руб. за товар, что составляет 50 % от стоимости товара, то срок исполнения договора в соответствии с п. 2.1 наступил ДД.ММ.ГГГГ, однако договор в указанный срок исполнен не был.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком была произведена поставка части товара, а именно: столов, кровати без спинки, шкафа без зеркал, пуфик отсутствовал. Истицей была произведена полная оплата за товар в сумме 25000 рублей, а всего 50000 рублей, данный факт подтверждается квитанцией к приходно-кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается ответчиком. В связи с тем, что мебель была поставлена с недостатками: поцарапана, туалетный столик выполнен не по эскизу, что также не оспаривается ответчиком, ДД.ММ.ГГГГ она была возвращена продавцу.

ДД.ММ.ГГГГ часть мебели - два стола были в вечернее время привезены и собраны у истицы в квартире, при этом были обнаружены на столах царапины, туалетный столик снова был выполнен не по эскизу, светильники врезаны в него на разном уровне. В связи с изложенным ДД.ММ.ГГГГ истицей в адрес ответчика была направлена претензия, в которой истица просила вернуть ей сумму, уплаченную за товар - 50000 рублей, задолженность за нарушение сроков поставки товара и моральный вред, причиненный нарушением сроков поставки товара, данный факт подтверждается копией претензии и квитанции об отправлении заказной корреспонденции.

Доводы ответчика в той части, что они не получали претензионное письмо, поскольку сменили адрес магазина, не принимаются судом во внимание, поскольку с истицей у них существовали договорные отношения, ответчик обязан был сообщить Масловой об изменении адреса магазина, кроме того, изменение адреса магазина, со слов ответчика произошло в конце ДД.ММ.ГГГГ, а претензия истицей направлена ДД.ММ.ГГГГ.

Суд считает, что правоотношения сторон подлежат регулированию Гражданским кодексом РФ, а также Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года, поскольку приобретение мебели «спальня» производилась Масловой <данные изъяты> для личных, семейных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиям закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иным обычно предъявляемым требованиям.

Согласно ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом, потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Продавец обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

Продавец отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В соответствии со ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования…

Согласно ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежит удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Согласност. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года за нарушение предусмотренных статьями 20, 21и22 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Цена товара определяется исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

В соответствии со ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать: передачи оплаченного товара в установленный им новый срок; возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. При этом, потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара. В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара. Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара. Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

В случае нарушения установленных сроков поставки товара по договору купли - продажи или назначенных потребителем на основании пункта 1 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы.

Суд не принимает во внимание п. 2.1 договора от ДД.ММ.ГГГГ, которым размер подлежащей выплате пени за неисполнение работ в предусмотренные договором сроки определен в размере 0,1% от стоимости работ, поскольку данное условие договора противоречит требованиям п. 2 ст. 400 ГК РФ и ч. 1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» в той части, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы взыскивается за каждый день просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Из материалов дела усматривается, что срок исполнения заказа, а именно 30 календарных дней истек ДД.ММ.ГГГГ, однако, только ДД.ММ.ГГГГ ответчиком была произведена поставки части товара.

Следовательно, в соответствии со ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит взысканию с ответчика неустойка за нарушение установленного договором купли-продажи срока передачи предварительного оплаченного товара потребителю, что составляет 25000х20х0,5%=2500 рублей.

Кроме того, что мебель пришла в неукомплектованном виде, на ней имелось большое количество царапин, туалетный столик был выполнен не по эскизу. ДД.ММ.ГГГГ мебель была возвращена ответчику, однако, до настоящего времени не заменена на товар надлежащего качества, возврат суммы, уплаченной за товар также не производился.

Поскольку товар истицей был возвращен ответчику ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривает ответчик, а 7-дневный срок исполнения обязательств по замене товара на товар надлежащего качества в соответствии со ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребителей», истек ДД.ММ.ГГГГ, то в соответствии со ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» подлежит взысканию неустойка с ответчика за нарушение установленного договором купли-продажи срока поставки оплаченного товара потребителю, что составляет 52500х31х1%=16275 рублей.

При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

Кроме того, в силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Поскольку судом установлено, что со стороны ответчика допущено нарушение прав потребителя в связи с нарушением сроков поставки по договору купли-продажи мебели от ДД.ММ.ГГГГ и вина ответчика в этом не оспаривается, то моральный вред, причинённый истцу, также подлежит взысканию с ответчика. С учётом требований разумности и справедливости, а также степени и характера страданий истца, не получившей добровольного удовлетворения своих требований, степени вины причинителя вреда, к настоящему времени также не исполнившему требование о возврате истцу денежных средств, уплаченных по договору, то суд считает необходимым взыскать с ИП <данные изъяты> в пользу Масловой В.Г. в счёт компенсации последней морального вреда 4000 рублей.

Таким образом, всего с ответчика надлежит взыскать в пользу Масловой <данные изъяты>. 77375 рублей. После исполнения решения в части выплаты указанной суммы истцу в целях исключения возникновения у истца неосновательного обогащения следует обязать ответчика забрать мебель, доставленную Масловой <данные изъяты> во исполнение договора от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с ведением дела, относятся и расходы на оплату услуг представителя.

В силу части 1 ст. 100 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителя возмещаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству в разумных пределах.

По смыслу определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 454-О обязанность суда взыскивать судебные расходы, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера расходов, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

При этом, нормой данной статьи стороне не гарантируется полное возмещение расходов на уплату услуг представителя, их размер должен определяться с учётом принципа разумности.

Истцом представлен суду договор об оказании юридических услуг, в силу которого за оказание услуг: представительство интересов в суде по вопросу взыскания денежных средств, уплаченных за некачественный товар с ИП <данные изъяты>, уплачены денежные средства в сумме 8000 рублей.

В силу изложенного, суд вправе по собственной инициативе возместить расходы на оплату услуг представителя в разумных, по его мнению, пределах при условии явного превышения разумных пределов заявленным требованиям.

При таких обстоятельствах, с учетом рекомендаций по применению гонорарной практики, утвержденной Советом адвокатской палаты Липецкой области в ДД.ММ.ГГГГ, исходя из требований разумности и справедливости, а также с учетом мнения участников процесса и сложности дела - представителем Масловой <данные изъяты> было составлено исковое заявление, она участвовала при проведении беседы и в четырех судебных заседаниях по делу, - суд определяет сумму расходов на оплату услуг представителя в 4000 рублей. Суд также взыскивает с ответчика деньги в сумме 600 рублей, за оформление доверенности на представителя истицы - Тошеву А.О.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.

Одновременно в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины в силу ч. 3 ст. 17 Закона РФ «О государственной пошлины», и на основании п. 10 ч. 1 ст. 91 ГПК РФ по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, госпошлина уплачивается исходя из каждого требования в отдельности, в связи с удовлетворением требования истца имущественного характера на сумму 77375 рублей с ответчика в доход государства следует взыскать госпошлину в размере 2521 рубль 22 копейки и неимущественного характера следует взыскать госпошлину в размере 200 рублей с ответчика в пользу истца (п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Считать договор купли-продажи мебели, заключенный между Масловой <данные изъяты> и И.П. <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, расторгнутым.

Взыскать с ИП <данные изъяты> в пользу Масловой <данные изъяты> сумму, уплаченную за товар в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей, неустойку в размере 18775 (восемнадцать тысяч семьсот семьдесят пять) рублей, компенсацию морального вреда в сумме 4000 (четыре тысячи рублей), судебные расходы в сумме 4600 (четыре тысячи шестьсот) рублей, а всего 77375 (семьдесят семь тысяч триста семьдесят пять) рублей, а также госпошлину в сумму 200 (двести) рублей.

Взыскать с ИП <данные изъяты> госпошлину в доход государства в сумме 2521 рубль (две тысячи пятьсот двадцать один) рубль 22 копейки.

После выплаты Масловой <данные изъяты> суммы в размере 77375 (семьдесят семь тысяч триста семьдесят пять) рублей обязать ИП <данные изъяты> забрать мебель, доставленную в исполнение договора купли-продажи мебели от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Липецкий Областной суд через Левобережный суд г. Липецка в течение 10 дней с момента его оглашения.

Судья Т.И. Плугина