О признании права собственности на гараж



Дело г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ       г. Липецк

Левобережный районный суд г. Липецка Липецкой области в составе:

судьи                                    Плугиной Т.И.

при секретаре                      Кривоносовой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козлинской <данные изъяты> к администрации <адрес>, ОАО «<данные изъяты>», Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления имущественных отношений по <данные изъяты> о признании права собственности на гараж,

УСТАНОВИЛ:

Козлинская <данные изъяты> обратилась с иском к администрации <данные изъяты> о признании права собственности на гараж, расположенный в районе <адрес>, указывая, что на основании постановления Главы Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за ей было выделено место под строительство капитального гаража. В ДД.ММ.ГГГГ году она возвела по указанному адресу капитальный гараж, который согласно заключению соответствует всем строительным нормам и не нарушает права и интересы третьих лиц, в связи с чем, она просит признать за ней право собственности на капитальный гараж.

В судебном заседании истица Козлинская <данные изъяты> поддержала свои исковые требования полностью, дополнительно пояснив, что земельный участок, который был выделен ей под строительство капитального гаража принадлежит на праве аренды ОАО «<данные изъяты>».

Представитель Администрации <данные изъяты> по доверенности, <данные изъяты>, в судебное заседание не явилась, представила суду заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на усмотрение суда.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО «<данные изъяты>», по тому основанию, что гараж, о признании права собственности, на который заявлено истцом, расположен на земельном участке, находящимся в аренде ОАО «<данные изъяты>», в силу чего настоящий спор непосредственно затрагивает права и имущественные интересы ОАО «<данные изъяты>».

В судебном заседании представители ОАО «<данные изъяты>» по доверенности <данные изъяты> и <данные изъяты> возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на основания, изложенные в письменных возражениях на иск. Суду пояснили, что земельный участок, на котором истцом построен гараж, находится в федеральной собственности и передан ОАО «<данные изъяты>» по договору аренды для полосы отвода железной дороги, то есть для использования в целях эксплуатации объектов железнодорожного транспорта. Размещение капитальных зданий и сооружений в полосе отвода железной дороги не допускается. Кроме того, указали, что земельный участок под спорным гаражом ни в собственности, ни в пожизненном наследуемом владении, ни в постоянном (бессрочном) пользовании у истца не находится, а потому у него в силу закона отсутствуют основания признать за собой право собственности на самовольную постройку.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, качестве соответчика, к участию в деле было привлечено территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <данные изъяты>, поскольку участок земли, на котором расположен гараж истицы, принадлежит на праве федеральной собственности Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления имущественных отношений РФ по <данные изъяты>. Представитель ответчика, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, железнодорожная станция <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщил.

В письменном заявлении в адрес суда начальник станции <адрес> <данные изъяты> не возражал против признания за истцом права собственности на гараж по <адрес>.

Выслушав истца, представителей ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

Согласно ст. 90 Земельного кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения железнодорожных путей;

2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 2 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 года под полосой отвода железных дорог (далее - полоса отвода) следует понимать - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта

Аналогичное положение содержалось и в ранее действовавшем Федеральном законе «О железнодорожном транспорте» от 25.08.1995 года.

В соответствии с Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 года, в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков:

не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определен также Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосыотводажелезныхдорог, утвержденным Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации 15 мая 1999 года, согласно которому свободные земельные участки в полосеотвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам (далее - временные пользователи) для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно - разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов горюче - смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.

Железные дороги предоставляют отдельным категориям работников в полосе отвода служебные земельные наделы для сельскохозяйственного использования в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; … осуществляют контроль за размещением временными пользователями в полосе отвода некапитальных зданий и сооружений.

Таким образом, передача земельных участков в полосе отвода железной дороги вторичным землепользователям предоставлена железным дорогам для строго определенных целей.

Аналогичные положения о порядке использования земель в пределах полосы отвода железной дороги содержались и в Инструкции о нормах и порядке отвода земель для железных дорог, утвержденной Министерством путей сообщения СССР от 30.01.1963 года, а также в Инструкции от 1 ноября 1955 года.

Согласно положениям ранее действовавшего Устава железных дорог от 06.04.1964 года, железная дорога могла предоставлять предприятиям, организациям и учреждениям во временное пользование свободные участки земли в полосе отвода для складирования грузов, а также для устройства примыкания подъездных путей и других сооружений, с возмещением железной дороге взимаемых с нее налогов, а также расходов по содержанию этих участков (по ставкам, устанавливаемым Министерством путей сообщения.

В соответствии с ранее действовавшим Положением о землях транспорта, утвержденным Постановлением Совета министров СССР от 08.01.1981 года, предприятия, учреждения и организации транспорта могли предоставлять в установленном порядке из закрепленных за ними земель во временное пользование земельные участки другим предприятиям, учреждениям и организациям для устройства подъездных путей, проездов, погрузочно - разгрузочных площадок, складов и иных объектов.

Земли транспорта могли также предоставляться во временное пользование:

колхозам, совхозам, другим государственным и общественным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам - для сельскохозяйственных целей;

отдельным категориям работников транспорта - под служебные земельные наделы;

гражданам - для выпаса скота и сенокошения.

Таким образом, начиная с 1964 года союзными, ведомственными, а потом и федеральными актами, было закреплено право железной дороги предоставлять земли транспорта во временное пользование отдельным категориям граждан для целей, исчерпывающий перечень которых предусматривался данными актами.

Из анализа вышеприведенных норм права можно сделать вывод о том, что полоса отвода железной дороги - это земельный участок, который предусмотрен для эксплуатации железнодорожных путей и иных объектов железнодорожного транспорта, использование которого должно осуществляться исключительно в соответствии с его целевым назначением.

Именно поэтому для данного вида земельного участка установлен особый режим использования, прежде всего обеспечивающий безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Виды и цели разрешенного использования свободных земельных участков в полосеотвода железной дороги прямо предусмотрены законодателем (сельскохозяйственное использование, оказание услуг пассажирам, складирование грузов), равно как ограничения и запреты - возведение капитальных зданий и сооружений, могущих создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Из материалов дела следует, что Постановлением Главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О проектировании и строительстве гаражей в полосе отвода железной дороги в районе <адрес>» станции <адрес> железной дороги разрешено проектирование и строительство 30 кирпичных гаражей размером 4,0 х 6,0 в полосе отвода железной дороги для работников станции в районе <адрес> в <адрес> в Левобережном районе г. Липецка. Пунктом 2.1 постановлено: станции <адрес> разработать проектно-сметную документацию на строительство объекта и представить проект на согласование в управление архитектуры и градостроительства администрации <данные изъяты>

Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ истицей возведен капитальный гараж в полосе отвода железной дороги в районе <адрес>, что подтверждается объяснениями истицы, схемой размещения гаражей в полосе отвода по <адрес>, и исполнительной съемкой земельного участка.

Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости, земельному участку, на котором размещен спорный гараж, присвоен кадастровый номер , в качестве его правообладателя значится Российская Федерация, кроме того, земельный участок имеет обременение - аренду ОАО «<данные изъяты>».

В соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений РФ по <данные изъяты> (арендодатель) и ОАО «<данные изъяты>» (арендатор), ОАО «<данные изъяты>» был передан в аренду сроком на 25 лет земельный участок с кадастровым номером для полосы отвода железной дороги.

Согласно условиям договора аренды (п.6.4.10) арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

Согласно данным представленным филиалом ОАО «<данные изъяты>» <данные изъяты> железная дорога Структурным подразделением Липецкая дистанция пути, ширина полосы отвода в месте расположения гаража истца составляет 270 метров от оси главного пути справа по ходу счета километров, то есть спорный гараж находится в полосе отвода железной дороги. Ширина полосы отвода на <адрес>, в районе расположения гаражного комплекса по <адрес> (<адрес>) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год составляла 304 метра от оси главного пути справа по ходу счета километров.

Факт расположения гаража истицы в полосе отвода железной дороги подтверждается планом земельного участка, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления Роснедвижимости по <данные изъяты>, из которого следует, что ширина полосы отвода железной дороги в месте нахождения гаража истца ограничена поворотными точками 436 - 304,68 м. и 437 - 75, 54м. План земельного участка имеет четко очерченные границы полосы отвода с указанием межевых знаков, и из него наглядно усматривается, что спорный гараж расположен в полосе отвода железной дороги.

Кроме того, истицей при обращении в суд с настоящим иском не оспаривалось нахождение гаража, о праве собственности на который заявлено, в полосе отвода.

Согласно пояснений представителя ответчика ОАО «<данные изъяты>» по доверенности <данные изъяты> и <данные изъяты>, на момент издания Главой администрации <данные изъяты> постановления от ДД.ММ.ГГГГ действовало Положение о землях транспорта, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 08.01.1981 года, согласно которому земли транспорта могли предоставляться во временное пользование колхозам, совхозам, другим государственным и общественным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам - для сельскохозяйственных целей; отдельным категориям работников транспорта - под служебные земельные наделы; гражданам - для выпаса скота и сенокошения.

Таким образом, на тот период времени выделение земельного участка из земель транспорта для иных, кроме перечисленных целей (например, под строительство капитальных гаражей) предусмотрено не было.

В действующих на настоящий момент Правилах установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 года (п.4) содержится прямой запрет на размещение в границах полосы отвода капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных истицей требований о признании за ней права собственности на гараж по <адрес>, расположенный в полосе отвода железной дороги.

Принимается судом во внимание в качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении исковых требований и то обстоятельство, что непосредственно истице ни администрацией <данные изъяты>, ни железнодорожной <данные изъяты>, ни ОАО «<данные изъяты>» земельный участок, на котором возведен капитальный гараж, не предоставлялся.

Каких-либо доказательств обратного, документов, подтверждающих факт выделения истцу конкретного земельного участка под строительство гаража на каком-либо праве (собственность, аренда, бессрочное пользование) суду не представлено.

При этом суд критически оценивает распоряжение начальника железнодорожной <данные изъяты> от 2 апреля 2010 года о выделении в полосе отвода парка «<данные изъяты>» земли под строительство гаражей для семнадцати работников станции, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ года указанный земельный участок находится в федеральной собственности, а с ДД.ММ.ГГГГ года передан в аренду ОАО «<данные изъяты>».

Таким образом, права распоряжаться вышеуказанным земельным участком, у начальника <данные изъяты> не имелось, доказательств предоставления ОАО «<данные изъяты>» данному лицу полномочий по отчуждению части земельного участка, либо передачи его в субаренду работникам станции суду не представлено.

Кроме того, учитывается судом и то обстоятельство, что согласно сведениям <данные изъяты> проектно-сметная документация на строительство гаражей согласно пункта 2.1 постановления Главы администрации <данные изъяты> от 04.03.1994 года не разрабатывалась, проект на согласование в Управление архитектуры и градостроительства не направлялся, следовательно, постановление Главы администрации г. Липецка от 04.03.1994 года исполнено не было.

Доказательств обратного, равно как и проектно-сметной документации на строительство гаража, истицей суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Козлинской <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований к администрации <данные изъяты>, ОАО «<данные изъяты>», Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления имущественных отношений по <данные изъяты>, о признании права собственности на гараж по <адрес>, - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Липецкий областной суд через Левобережный районный суд г. Липецка в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.