дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Липецк Левобережный районный суд г. Липецка в составе: судьи Демидкиной Е.А., при секретаре Поповой Е.И., с участием прокурора ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО5 о понуждении к проведению аттестации рабочих мест директора, зам. директора, экономиста, гл. бухгалтера, бухгалтеров, инженеров, инженера по ОТ и ТБ, шеф-повара, механика, делопроизводителя, машинистки, лаборанта, врачей-специалистов, ст. медсестры, медицинских сестер, медицинской сестры по массажу, инструктора по лечебной физкультуре по условиям труда, у с т а н о в и л: <адрес> обратился с иском к ФИО6 о понуждении к проведению аттестации рабочих мест директора, зам. директора, экономиста, гл. бухгалтера, бухгалтеров, инженеров, инженера по ОТ и ТБ, шеф-повара, механика, делопроизводителя, машинистки, лаборанта, врачей-специалистов, ст. медсестры, медицинских сестер, медицинской сестры по массажу, инструктора по лечебной физкультуре по условиям труда, указывая, что при проведении проверки в ФИО7 были выявлены нарушения Конституции Российской Федерации в части неполного обеспечения права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, положений ст.ст. 21, 112, 209 Трудового Кодекса Российской Федерации. Администрацией школы аттестация рабочих мест по условиям труда не была проведена. В судебном заседании прокурор ФИО2 исковые требования поддержала в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика ФИО8 ФИО3 исковые требования признал, последствия признания иска ответчику разъяснены и понятны. Представитель третьего лица Управления образования и науки <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине не явки суд не уведомил. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации. Согласно ч.3 ст.37 Конституции РФ «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…». Данное положение является юридической гарантией, охраняющей труд гражданина во исполнение общепризнанного принципа международного права, выраженного в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека (1948 года). Также права трудящихся на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, закреплено в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Кроме того, право работников на здоровые и безопасные условия труда является составной частью более широкого конституционного права граждан на охрану здоровья, гарантированного ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации. При этом работодатели за нарушение правил по охране труда несут административную, гражданскую и уголовную ответственность. Статьей 21 Трудового кодекса РФ закреплено, что работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным трудовым договором, на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте. В свою очередь работодатель, в силу ст.22 ТК РФ, обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Согласно ст.209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В ст.212 ТК РФ перечислены конкретные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В соответствии с п.1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года №569 (далее Порядка), аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Под рабочим местом понимается любое место, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать по роду своей деятельности и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места (Порядок проведения аттестации рабочих мест, утвержден Приказом Минздрав соцразвития России от 31.08.07 г. N 569). Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ). Нормативно-правовое регулирование порядка проведения аттестации рабочих мест осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.07 г. N 569 (далее - приказ N 569). Аттестация должна проводиться не реже 1 раза в 5 лет, и только конкретные сроки ее проведения (в пределах общего срока) могут устанавливаться организацией самостоятельно. В целях проведения аттестации рабочего места в организации создается соответствующая комиссия. Непосредственно измерение параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляются лабораторными подразделениями организации, если таковые имеются. В случае, когда у организации отсутствуют необходимые для этого технические средства и нормативно-справочная база, к измерениям привлекаются центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных измерений. Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится организациями самостоятельно или по их заявкам сторонними организациями, имеющими разрешение органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации на право проведения указанных работ. Как следует из Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 г. N 569, при подготовке к аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель должен: составить перечень всех рабочих мест, а также перечень опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке, с целью определения фактических значений их параметров; издать приказ о проведении аттестации рабочих мест. В соответствии с приказом создается аттестационная комиссия организации (при необходимости - комиссия в структурном подразделении), назначается председатель и члены аттестационной комиссии, а также ответственный за составление, ведение и хранение документации по аттестации. Кроме того, приказом определяются сроки и график проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда. Проведение аттестации оформляется соответствующим протоколом. На каждое рабочее место (или группу аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда рабочих мест) составляется карта аттестации рабочих (его) мест(а) по условиям труда. Результаты переаттестации оформляются в виде приложения по соответствующим позициям к карте аттестации. По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда заполняются: ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в подразделении. В нее включаются сведения об аттестуемых рабочих местах и условиях труда на них, количестве занятых в этих условиях работников, обеспеченности их средствами индивидуальной защиты; сводная ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в организации. Указывается количество рабочих мест по структурным подразделениям и в целом по организации, количество рабочих мест, на которых проведена аттестация с распределением их по классам условий труда, количество работников, занятых на рабочих местах, на которых проведена аттестация, сведения об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты. В целом результаты работы аттестационной комиссии оформляются протоколом, к которому прилагаются все указанные документы. По окончании аттестации рабочих мест аттестационной комиссией с учетом предложений, поступивших от подразделений организации и отдельных работников, разрабатывается план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации. План должен предусматривать приведение всех рабочих мест в соответствие с требованиями по охране труда. План подписывается председателем аттестационной комиссии, и после согласования с совместным комитетом (комиссией) по охране труда и профессиональными союзами утверждается руководителем организации и включается в коллективный договор. По завершении работы по аттестации рабочих мест по условиям труда руководитель организации издает приказ, в котором дается оценка проведенной работы и утверждаются ее результаты. Информация о результатах аттестации рабочих мест доводится до сведения работников организации, направляется в государственную инспекцию труда. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда должны оформляться в виде пакета документов, содержащего: приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе аттестующей организации (при необходимости); перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда; копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда аттестующей организацией (в случае ее привлечения); карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда; ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда; план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации; протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда; приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов. Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Ст. 173 ГПК РФ установлено, что суд разъясняет ответчику последствия признания иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В силу с.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. В ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, было установлено, что в нарушение требований ст.212 ТК РФ и Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007г. N 569, в ФИО9 не проведена аттестация рабочих мест. Согласно устава, изменений и дополнений в устав ГФИО10 является правопреемником <адрес> ФИО12, созданной на основании решения Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, акт № приема-передачи государственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ, решение Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес> (л.д.9-29). Учредителем Учреждения является Управление образования и науки <адрес>. Права юридического лица у учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента регистрации. Учреждение может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет, вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные права и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, Арбитражном и Третейских судах, иметь печать и штамп установленного образца (п. 1.6 Устава). В ФИО11 согласно штатного расписания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ, штат в количестве 90,2 единиц, среди них: директор высшая категория (1 единица), зам. директора 1 категория (1 единица), зам. директора высшая категория (1 единица), зам. директора без категории (1 единица), заместитель директора без категории (1 единица), главный бухгалтер 1 гр. (1 единица), экономист ведущий (1 единица), бухгалтер ведущий (1 единица), бухгалтер 2 категория (1 единица), инженер ведущий (1 единица), инженер по охране труда и технике безопасности ведущий (1 единица), инженер ведущий (1 единица), шеф-повар 1 группа (1 единица), механик без категории (0, 3 единицы), делопроизводитель без категории (1 единица), машинистка без категории (1 единица), лаборант без категории (1 единица), врач-специалист 1 категория (1 единица), врач-специалист без категории (0,5 единицы), старшая медсестра без категории (1 единица), медицинская сестра 1 категория (1 единица), медицинская сестра по массажу без категории (1 единица), медицинская сестра без категории (5 единиц), инструктор по лечебной физкультуре без категории (1 единица), социальный педагог высшая категория (1 единица), учитель-логопед 2 категория (1 единица), педагог-организатор 2 категория (0,5 единицы), зав. библиотекой без категории (1 единица), педагог-психолог без категории (1 единица), воспитатель высшая (0,433 единицы), воспитатель 1 категория (1,433 единицы), воспитатель 2 категория (19,033 единицы), помощник воспитателя без категории (4 единицы), водитель 5 разряда (3 единицы), заведующий складом 6 разряда (1 единица), повар 5 разряда (2 единицы), повар 6 разряда (1 единица), кастелянша 2 разряда (1 единица), подсобный рабочий 2 разряда (4 единицы), швея 3 разряда (1 единица), рабочий по стрике и ремонту спецодежды 2 разряда (2 единицы), дворник 1 разряда (1 единица), гардеробщик 1 разряда (1 единица), рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту здания 3 разряда (3 единицы), рабочий по комплексному обслуживанию здания 2 разряда (13 единиц), садовник 1 разряда (1 единица) (л.д.7-8). Согласно справке, подписанной и.о. директора ФИО13, аттестация рабочих мест по условиям труда планируется в 2012г. (л.д.4). ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 заключили договор на оказание услуг для целей аттестации рабочих мест с ООО «<данные изъяты>», в котором указано, что аттестация 12 рабочих мест по условиям труда будет проведена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43). За оказание услуг по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда ФИО18 было оплачено ООО «<данные изъяты>» №. (л.д.45). То, что в настоящее время работы по аттестации не проведены, представителем ответчика не оспаривалось. При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований. Поскольку аттестация рабочих мест в <данные изъяты> не проведена до настоящего времени, суд считает необходимым обязать ФИО15 в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести аттестацию рабочих мест директора, зам. директора, экономиста, гл. бухгалтера, бухгалтеров, инженеров, инженера по ОТ и ТБ, шеф-повара, механика, делопроизводителя, машинистки, лаборанта, врачей-специалистов, ст. медсестры, медицинских сестер, медицинской сестры по массажу, инструктора по лечебной физкультуре по условиям труда. Также судом при вынесении решения об удовлетворении заявленных требований, учитывается признание представителем ответчика иска, последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны, признание иска заявлено добровольно, признание исковых требований не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством РФ. Согласно п.п.1 п.1 ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц - 200 рублей. Принимая во внимание, что в силу закона истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, а заявленные требования судом удовлетворены, то на основании вышеуказанных норм действующего законодательства с ответчика следует взыскать государственную пошлину в бюджет г. Липецка в сумме 200 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Обязать ФИО16 в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести аттестацию рабочих мест директора, зам. директора, экономиста, гл. бухгалтера, бухгалтеров, инженеров, инженера по ОТ и ТБ, шеф-повара, механика, делопроизводителя, машинистки, лаборанта, врачей-специалистов, ст. медсестры, медицинских сестер, медицинской сестры по массажу, инструктора по лечебной физкультуре по условиям труда. Взыскать с ГФИО17 госпошлину в доход бюджета г. Липецка в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Левобережный районный суд г. Липецка в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме. Судья Е.А. Демидкина