дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Липецк Левобережный районный суд г. Липецка в составе: судьи Демидкиной Е.А., при секретаре Поповой Е.И., с участием прокурора ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО4 № о понуждении к проведению аттестации рабочих мест директора, руководителя филиала, зам. директора по ВР, зам. директора по УР, зам. директора по АХЧ, преподавателя-организатора ОБЖ, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физкультуре, инструктора по труду по условиям труда, у с т а н о в и л: <адрес> обратился с иском к ФИО6 № о понуждении к проведению аттестации рабочих мест директора, руководителя филиала, зам. директора по ВР, зам. директора по УР, зам. директора по АХЧ, преподавателя-организатора ОБЖ, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физкультуре, инструктора по труду по условиям труда, указывая, что при проведении проверки в ФИО5 № были выявлены нарушения Конституции Российской Федерации в части неполного обеспечения права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, положений ст.ст. 21, 112, 209 Трудового Кодекса Российской Федерации. Администрацией школы аттестация рабочих мест по условиям труда не была проведена. В судебном заседании прокурор ФИО2 исковые требования поддержала в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика ФИО7 № в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине не явки суд не уведомил. Представитель третьего лица Департамента образования администрации г. Липецка в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, от председателя департамента образования ФИО8 поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, указано, что Департамент признает исковые требования в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ известны, просит установить окончательный срок выполнения требований истца - ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что на текущий финансовый год не запланированы финансовые средства на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации. Согласно ч.3 ст.37 Конституции РФ «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…». Данное положение является юридической гарантией, охраняющей труд гражданина во исполнение общепризнанного принципа международного права, выраженного в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека (1948 года). Также права трудящихся на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, закреплено в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Кроме того, право работников на здоровые и безопасные условия труда является составной частью более широкого конституционного права граждан на охрану здоровья, гарантированного ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации. При этом работодатели за нарушение правил по охране труда несут административную, гражданскую и уголовную ответственность. Статьей 21 Трудового кодекса РФ закреплено, что работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным трудовым договором, на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте. В свою очередь работодатель, в силу ст.22 ТК РФ, обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Согласно ст.209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В ст.212 ТК РФ перечислены конкретные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В соответствии с п.1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года №569 (далее Порядка), аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Под рабочим местом понимается любое место, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать по роду своей деятельности и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места (Порядок проведения аттестации рабочих мест, утвержден Приказом Минздрав соцразвития России от 31.08.07 г. N 569). Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ). Нормативно-правовое регулирование порядка проведения аттестации рабочих мест осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.07 г. N 569 (далее - приказ N 569). Аттестация должна проводиться не реже 1 раза в 5 лет, и только конкретные сроки ее проведения (в пределах общего срока) могут устанавливаться организацией самостоятельно. В целях проведения аттестации рабочего места в организации создается соответствующая комиссия. Непосредственно измерение параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляются лабораторными подразделениями организации, если таковые имеются. В случае, когда у организации отсутствуют необходимые для этого технические средства и нормативно-справочная база, к измерениям привлекаются центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных измерений. Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится организациями самостоятельно или по их заявкам сторонними организациями, имеющими разрешение органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации на право проведения указанных работ. Как следует из Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 г. N 569, при подготовке к аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель должен: составить перечень всех рабочих мест, а также перечень опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке, с целью определения фактических значений их параметров; издать приказ о проведении аттестации рабочих мест. В соответствии с приказом создается аттестационная комиссия организации (при необходимости - комиссия в структурном подразделении), назначается председатель и члены аттестационной комиссии, а также ответственный за составление, ведение и хранение документации по аттестации. Кроме того, приказом определяются сроки и график проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда. Проведение аттестации оформляется соответствующим протоколом. На каждое рабочее место (или группу аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда рабочих мест) составляется карта аттестации рабочих (его) мест(а) по условиям труда. Результаты переаттестации оформляются в виде приложения по соответствующим позициям к карте аттестации. По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда заполняются: ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в подразделении. В нее включаются сведения об аттестуемых рабочих местах и условиях труда на них, количестве занятых в этих условиях работников, обеспеченности их средствами индивидуальной защиты; сводная ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в организации. Указывается количество рабочих мест по структурным подразделениям и в целом по организации, количество рабочих мест, на которых проведена аттестация с распределением их по классам условий труда, количество работников, занятых на рабочих местах, на которых проведена аттестация, сведения об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты. В целом результаты работы аттестационной комиссии оформляются протоколом, к которому прилагаются все указанные документы. По окончании аттестации рабочих мест аттестационной комиссией с учетом предложений, поступивших от подразделений организации и отдельных работников, разрабатывается план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации. План должен предусматривать приведение всех рабочих мест в соответствие с требованиями по охране труда. План подписывается председателем аттестационной комиссии, и после согласования с совместным комитетом (комиссией) по охране труда и профессиональными союзами утверждается руководителем организации и включается в коллективный договор. По завершении работы по аттестации рабочих мест по условиям труда руководитель организации издает приказ, в котором дается оценка проведенной работы и утверждаются ее результаты. Информация о результатах аттестации рабочих мест доводится до сведения работников организации, направляется в государственную инспекцию труда. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда должны оформляться в виде пакета документов, содержащего: приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе аттестующей организации (при необходимости); перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда; копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда аттестующей организацией (в случае ее привлечения); карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда; ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда; план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации; протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда; приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов. В ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, было установлено, что в нарушение требований ст.212 ТК РФ и Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной Приказом Минздрав соцразвития России от 31.08.2007г. N 569, в ФИО9 № не проведена аттестация рабочих мест. Согласно устава, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № имени ФИО10 создано решением Липецкого облисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ как средняя школа № <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации <адрес> № переименована в муниципальную общеобразовательную школу среднего (полного) общего образования № <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ регистрационной палатой администрации <адрес> зарегистрирована как муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № <адрес>, свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ, местонахождение: <адрес>. Согласно изменений и дополнений в устав ФИО11 № <адрес> имеет два филиала (л.д.8-23). Учредителем Учреждения является департамент образования администрации <адрес>. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества (п.1.9 устава). Учреждение является юридическим лицом (п. 1.11 Устава). В ФИО12 № <адрес> согласно штатного расписания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, штат в количестве 60,75 единицы, среди них: директор в/к (1 единица), руководитель филиала в/к (1 единица), зам. директора по ВР в/к (1 единица), зам. директора по Вр (1 единица), зам. директора по УР в/к (2 единицы), зам. директора пол. УР 1 категории (1 единица), зам. дир. по АХЧ в/к (1 единица), преподаватель организатор ОБЖ в/к (1 единица), педагог психолог 1 кат. (1 единица), учитель логопед в/к (1 единица), инструктор по труду в/к (0,5 единиц), инструктор по ФЗК в/к (0,25 единицы), инструктор по ФЗК 1 кат. (0,25 единицы), инженер ВТ (0,5 единицы), воспитатель 1 кат. (0,75 единиц), воспитатель в/к (1,75 единицы), воспитатель 2 категории (0,5 единицы), педагог дополнительного образования б/к (0,53 единицы), педагог дополнительного образования б/к (0,25 единицы), педагог дополнительного образования 2 кат. (0,25 единицы), педагог дополнительного образования 1 кат. (0,47 единицы), педагог дополнительного образования в/к (0,25 единицы), заведующий библиотекой гр.опл.тр.1 (1 единица), библиотекарь 2 кат. (1 единица), заведующий хозяйством б/к (1 единица), секретарь машинистка (1 единица), секретарь машинистка (1 единица), лаборант (2,5 единицы), главный бухгалтер (1 единица), ведущий бухгалтер (2 единицы), рабочий по комплексному обслуживания (уборщица) 2 разряд (13,25 единицы), рабочий по комплексному обслуживанию (дворник) 2 разряда (3,75 единицы), рабочий по комплексному обслуживанию (гардеробщик) 2 разряда (3,5 единицы), рабочий по текущему ремонту зданий Зр (3 единицы), сторож 1 разряда (7,5 единицы), кочегар (2 единицы) (л.д.6). Из ответа директора ФИО13 № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что аттестация рабочих мест по условиям труда планируется на 3 квартал 2011г., ранее аттестация не была проведена из-за отсутствия средств в бюджете школы (л.д.5). То, что в настоящее время работы по аттестации не проведены, ответчиком не оспаривалось. При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований. Как следует из заявления председателя департамента образования ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ на текущий финансовый год не запланированы финансовые средства на проведение аттестации рабочих, в связи с чем департамент образования просит установить окончательный срок выполнения требований истца - ДД.ММ.ГГГГ Поскольку аттестация рабочих мест в ФИО15 № не проведена до настоящего времени, суд считает необходимым обязать ФИО16 № в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести аттестацию рабочих мест директора, руководителя филиала, зам. директора по ВР, зам. директора по УР, зам. директора по АХЧ, преподавателя-организатора ОБЖ, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физкультуре, инструктора по труду по условиям труда. В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством РФ. Согласно п.п.1 п.1 ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц - 200 рублей. Принимая во внимание, что в силу закона истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, а заявленные требования судом удовлетворены, то на основании вышеуказанных норм действующего законодательства с ответчика следует взыскать государственную пошлину в бюджет г. Липецка в сумме 200 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Обязать ФИО17 № в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести аттестацию Взыскать с ФИО18 № госпошлину в доход бюджета г. Липецка в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Левобережный районный суд г. Липецка в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме. Судья Е.А. Демидкина
рабочих мест директора, руководителя филиала, зам. директора по ВР, зам. директора по УР, зам. директора по АХЧ, преподавателя-организатора ОБЖ, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физкультуре, инструктора по труду по условиям труда.