решение о признании незаконным отказа в регистрации



                                                                                                                                                                                              Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ         г. Липецк

Левобережный районный суд г. Липецка в составе:

судьи              Демидкиной Е.А.,

при секретаре                                Поповой Е.И.,                            

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривании отказа отделения УФМС России по <адрес> в <адрес> в регистрации и обязании произвести регистрацию,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа УФМС от ДД.ММ.ГГГГ, обязании его зарегистрировать по адресу: <адрес>, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УФМС России в <адрес> с заявлением о снятии с регистрационного учета с прежнего места жительства по адресу: <адрес>, и постановке на регистрационный учет по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации по месту жительства, в котором предложено предоставить согласие всех остальных собственников. Считает, что отказ в регистрации по месту жительства является незаконным, поскольку нарушает его жилищные права, он фактически проживает в 1/2 доли спорного домовладения, собственником которой является его бабушка ФИО8, обеспечивает сохранность данного дома, проводит текущий ремонт, оплачивает коммунальные услуги. Хотя дом и находится в общедолевой собственности, но фактически представляет собой два изолированных друг от друга жилых помещения, соединенных общей стеной, имеет два отдельных входа, порядок пользования сложился, части дома отгорожены и разделены забором, существуют самостоятельные домовые книги, квитанции об оплате коммунальных услуг поступают на имена собственников, он является членом семьи ФИО8, которая не возражала против его регистрации, родственных отношений с собственниками 1/2 доли спорного домовладения не имеет, общее хозяйство с ними не ведет. Жилищные права других собственников его регистрацией не нарушаются.

Заявитель ФИО2 требования поддержал по изложенным в заявлении доводам, пояснил, что фактически дом представляет собой два изолированных друг от друга жилых помещения, имеет два отдельных входа, существуют самостоятельные домовые книги.

ФИО1 миграционной службы России по <адрес> по доверенности ФИО5, являющаяся начальником отделения УФМС России по <адрес> в <адрес>, возражала против требований, пояснила, что основанием для отказа в регистрации ФИО2 по месту жительства по адресу: <адрес>, послужило отсутствие согласия на его регистрацию остальных сособственников ФИО9 и ФИО10 в произвольной письменной форме, других оснований для отказа не имеется.

Заинтересованное лицо ФИО8 не возражала против удовлетворения заявления.

Заинтересованное лицо ФИО9, действующий также в интересах ФИО10 как его опекун, возражал против удовлетворения заявления, ФИО10 поддержал мнение ФИО9

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела ФИО8 является собственником 1/2 доли жилого дома с пристройками, общей площадью 86,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Сособственниками указанного дома являются ФИО10 (3/8 доли) и ФИО9 (1/8 доли) (л.д.9).

Из заявления и пояснений участников процесса следует, что жилой дом состоит из двух изолированных частей, имеющих отдельные входы, мест общего пользования нет, квитанции на оплату коммунальных услуг приходят на каждого собственника, существуют самостоятельные домовые книги.

          Судом установлено, что заявитель, являющийся гражданином РФ, фактически проживает с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной председателем уличкома ФИО6, и никем по делу не оспаривалось (л.д.19).

Исполняя возложенную законом обязанность регистрации по месту жительства, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением формы в ОУФМС России по <адрес> в <адрес> о снятии с регистрации по адресу: <адрес>, и регистрации по месту жительства в <адрес> (л.д.7). В заявлении начальнику УФМС России по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 не возражала против регистрации в ее 1/2 части доли <адрес> своего внука ФИО2 (л.д.8).

ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения УФМС России по <адрес> в <адрес> ФИО5 ФИО2 был дан письменный ответ, в котором указано, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащем ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением (ст.288 Гражданского Кодекса РФ, ст. 30 Жилищного Кодекса РФ). Для осуществления правомочия владения и пользования имуществом, находящимся в долевой собственности, необходимо согласие других сособственников (ст.247 Гражданского Кодекса РФ). Вселение собственником жилого помещения членов своей семьи и иных граждан является реализацией права пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением, в связи с чем необходимо согласие всех сособственников этого жилого помещения. Для регистрации по месту жительства необходимо согласие второго собственника (сособственников) (л.д.3).

В соответствии со ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно разъяснений, содержащихся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, для признания незаконным оспариваемого действия или бездействия должностных лиц, государственных органов необходимо наличие совокупности двух условий: не соответствие действия (бездействия) закону и нарушения этим действием (бездействием) прав заявителя.

Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

В соответствии с п. 21 Правил, гражданину может быть отказано в регистрации по месту пребывания и жительства в жилом доме, если не получено письменного согласия собственника жилого помещения на вселение в жилое помещение других лиц.

В соответствии со ст. 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами РФ их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

          Регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.

         Как следует из части первой статьи 6 Закона, для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом, по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан.

        В соответствии с Приказом ФИО3 миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ N 208 "Об утверждении Административного регламента предоставления ФИО3 миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (п. 17 Регламента) для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:

      документ, удостоверяющий личность;

      заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 6 к Регламенту);

      документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов.

      Согласно пункту 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

     документ, удостоверяющий личность;

     заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

     документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

       В соответствии со ст. 30 Жилищного Кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

      Исходя из положений ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении, следует, что любой жилой дом, в котором находится более одной квартиры, является многоквартирным.

     Кроме того, согласно п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

        Из анализа указанных правовых актов следует, что требование о представлении ФИО2 в органы регистрационного учета согласия всех собственников дома на регистрацию по месту жительства противоречит действующему законодательству.

         Согласно статье 288 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин-собственник может использовать жилое помещение для собственного проживания и проживания членов своей семьи.

         Поскольку речь идет об ограничении наиболее полного вещного права - права собственности, такое ограничение может быть предусмотрено только ФИО3 законом.

         ФИО3 законодательство не содержит оснований для предъявления требования о предоставлении согласия собственников других жилых помещений в многоквартирном доме как условия для вселения в квартиру собственника иных лиц.

         Соответственно, нет оснований для предъявления требования о получении такого согласия в качестве условия регистрации по месту жительства.

         При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что согласия сособственников домовладения, проживающих в отдельной квартире, на регистрацию ФИО2 на жилой площади ФИО8 не требуется.

Анализ исследованных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что УФМС России по <адрес> в <адрес> незаконно отказано ФИО2 в регистрации по месту жительства, поскольку как следует из части первой ст. 6 ФЗ РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Это соответствует требованию ст.17 ч.3 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В вышеуказанном Законе исчерпывающе сформулированы лишь условия, при которых допускаются ограничения прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ (статья 8). Таких ограничений в отношении заявителя не имеется.

Отказывая в регистрации ФИО2 по месту жительства, ответчик не учел указанные выше перечисленные обстоятельства. Вселение и проживание заявителя в указанном жилом помещении не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Доводы заинтересованного лица ФИО9 о том, что ФИО2 поломал крышу его части дома, убрал железо и др., не имеют правового значения и не могут являться основанием для отказа в регистрации ФИО2 по месту жительства.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ ФИО1 миграционной службы России по <адрес> в лице отделения УФМС России по <адрес> в <адрес> зарегистрировать ФИО2 по месту жительства.

Возложить на ФИО1 миграционной службы России по <адрес> в лице отделения УФМС России по <адрес> в <адрес> обязанность зарегистрировать ФИО2 по месту жительства по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Левобережный районный суд г. Липецка в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья        Е.А. Демидкина