Гражданское дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Левобережный районный суд г.Липецка в составе: председательствующего судьи Кедриной О.В., при секретаре Кустовой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску управления Роспотребнадзора по Липецкой области к МДОУ детский сад комбинированного вида № г. Липецка о признании действий незаконными и возложении обязанности оборудования теневых навесов, у с т а н о в и л: Управление Роспотребнадзора по Липецкой области обратилось в суд с иском к МДОУ детский сад комбинированного вида № г. Липецка, департаменту дошкольного образования администрации г. Липецка и администрации г. Липецка с указанными требованиями, в обоснование которых указано, что в ходе проверки МДОУ №, проведенной с 12.02.2010 года по 26.02.2010 года, выявлено нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, создающее угрозу здоровью воспитанников, которое выразилось в отсутствии теневых навесов на территории игровых площадок, что является грубым нарушением требований СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях ». Учитывая, что дети в соответствии с режимом дня 4-4,5 часов проводят на свежем воздухе, при отсутствии теневых навесов для них не обеспечены безопасные условия воспитания и обучения, что приводит к нарушению прав потребителей на получение услуг надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья. Представитель истца ФИО2 поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнив, что данные нарушения являются длящимися, на неоднократные предупреждения ответчиками не принималось мер к устранению нарушений, только в период рассмотрения данного дела были приняты мер по согласованию установки теневых навесов в иных размерах, соответствующих фактическому размеру участка, используемому в настоящее время детским учреждением. Представитель истца ФИО3 в судебном заседании 21.12. 2011 года также поддержала требования и основания искового заявления, уменьшив требования в части требований о возложении обязанности на МДОУ № о доведении решения суда до сведения потребителей через средства массовой информации. Представитель ответчика - департамента дошкольного образования администрации г. Липецка - ФИО8 пояснила, что территория МДОУ детского сада комбинированного вида № г. Липецка фактически меньше из-за начала проведения администрацией г.Липецка в непосредственной близости другого строительства, которое «заморожено», что не позволяет в настоящее время МДОУ № выполнить требования СанПиН 2.4.1.2660-10. В настоящее время управлением Роспотребнадзора по Липецкой области согласовано строительство 3-х теневых навесов площадью 30 кв.м. с обеспечением поэтапного проведения прогулок разных возрастных групп, что направлено на выполнение вышеуказанных требований Санитарных Правил и Норм, не смогла пояснить причин, по которым нельзя было ранее согласовать установку теневых навесов в иных размерах, не оспаривая, что указанные санитарные нормы длительно нарушались. Представитель ответчика - МДОУ детский сад комбинированного вида № г. Липецка - ФИО6 выразила аналогичные доводы в обоснование своей позиции, пояснив, что в новых согласованных размерах теневые навесы с учётом их возведения на фундаменте реально установить к июню 2012 года. Представитель ответчика - администрации г. Липецка - в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежаще, причин неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил. В силу положений ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя администрации г. Липецка, о судебном заседании извещённого надлежаще и заблаговременно. Выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно п.1 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Липецкой области, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.07.2006 г. № 216 территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека …является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области …, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (л.д.28). В соответствии с пп.7 п. 4 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1 должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей….. Указанное правомочие также закреплено в п. 8.4.6 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Липецкой области (л.д.32). По существу спора установлено следующее. Распоряжением заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Липецкой области от 08.02.2010 года № назначена проверка МДОУ детского сада комбинированного вида № <адрес> с 12.02.2010 года по 26.02.2010 года (л.д.21-22). Как следует из акта № от 26.02.2010 года при проведении проверки выявлены нарушения обязательных требований, а именно в МДОУ на 6-ти игровых площадках отсутствуют теневые навесы, что является нарушением п. 2.1.12. СанПиН 2.4.1.1249-03, ответственное лицо за данное правонарушение - заведующая ФИО6 (л.д.23-25). Наличие указанных нарушений никем по делу не оспорено. Предписанием от 26.02. 2010 года должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предложено оборудовать 6 игровых площадок теневыми навесами. Контроль исполнения - 01.09.2011 года (л.д.26). Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному специалистом -экспертом управления Роспотребнадзора по Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ в 14 ч. в МДОУ № г. Липецка обнаружено, что на 6-ти игровых площадках отсутствуют теневые навесы (л.д.16). Кроме того, 09.03.2010 года управлением Роспотребнадзора по Липецкой области вынесено постановление об административном правонарушении №, в том числе за нарушение п.2.1.12, п.2.10.27 СанПиН 2.4.1.1249-03, в соответствии с которым правонарушитель ФИО6 подверглась административному взысканию в виде штрафа в размере 2 000 рублей (л.д.17) Как следует из объяснительной ФИО6 на л.д. 18 в период с 2006 года по 2009 год строительство нового здания детского сада было в плане развития г. Липецка. В связи с экономическим кризисом это мероприятие «снято с повестки дня». В конце 2009 года и в настоящее время ФИО6 ходатайствует перед департаментом дошкольного образования администрации г. Липецка о выделении финансовых средств на проведение капитального ремонта канализации, отопления, постройке теневых навесов. 11.03.2010 года управлением Роспотребнадзора по Липецкой области вынесено представление № об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым установлено недостаточное выделение финансовых средств департаментом дошкольного образования администрации г. Липецка на строительство теневых навесов в МДОУ № г. Липецка (л.д.19). В ответ на вышеуказанное представление председателем департамента дошкольного образования 08.04.2010 года сообщено, что при формировании проекта бюджета на 2011 год будет рассмотрен вопрос о выделении средств на проведение капитального ремонта отопительной и канализационной системы, а также устройство 6 теневых навесов на территории ДОУ № (л.д.20). В соответствии с распоряжением управления Роспотребнадзора по Липецкой области от 06.09.2011 года проведена внеплановая выездная проверка МДОУ детского ада № 19 с целью контроля выполнения предписания об устранении выявленных нарушений (предписания от 26.02.2010 года) (л.д.10). Согласно акта проведенной проверки с 12.09.2011 года по 15.09.2011 года п.3 предписания об оборудовании игровых площадок теневыми навесами в соответствии с п. 2.1.12 СанПиН 2.4.1.1249-03 не выполнен (л.д.11). 15.09.2011 года управлением Роспотребнадзора по Липецкой области вынесено предписание, в том числе об оборудовании теневыми навесами шести игровых площадок. Контроль исполнения 01.09.2012 года. Ответственность за выполнение предписания возложена на заведующую ДОУ № № г. Липецка Комарову Г.Н. (л.д.12). В судебном заседании 21.12. 2011 года бесспорно установлено невыполнении е указанных предписаний и ответов по ним, в которых указывалось на возведение указанных навесов не позднее 2011 года. Изложенные доказательства полностью подтверждают доводы истца о длительном нарушении указанных норм санитарных Норм и Правил как непосредственно детским учреждением, так и департаментом дошкольного образования администрации г.Липецка и администрацией г.Липецка, осуществляющих планирование, осуществление и финансирование соблюдения указанных Санитарных норм и Правил, длительность же решения необходимых вопросов, предшествующих установке навесов фактически поставила под угрозу обязательность безопасности пребывания детей в детских учреждениях. В соответствии со ст. 28 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства». СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91) установлены требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных учреждений. Согласно п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Как следует из письма первого заместителя главы администрации г. Липецка № от 08.12.2011 года, в настоящее время ведётся работа по увеличению земельного участка, закреплённого за МДОУ детским садом № № г. Липецка путём присоединения к нему части земельного участка, на котором находится недостроенное здание. Поскольку существующая территория МДОУ № г. Липецка не позволяет выполнить требования СанПин 2.4.1.2660-10, что делает в настоящее время невозможным выполнение исковых требований по оборудованию теневыми навесами территории 6-ти игровых площадок, по согласованию с управлением Роспотребнадзора по Липецкой области запланировано строительство 3-х теневых навесов в первом полугодии 2012 года, оставшиеся 3 веранды буду проведены после межевания. Согласно п.1.9 Устава МДОУ детского сада комбинированного вида № г. Липецка учредителем учреждения является департамент дошкольного образования администрации г. Липецка. Отношения между ДОУ и Учредителем определяются договором между ними, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.41). В соответствии с п. 1.1 Положения о департаменте дошкольного образования администрации г. Липецка, утверждённого решением Липецкого городского Совета депутатов от 26.10.2010 года № 137, департамент является структурным подразделением администрации г. Липецка, осуществляющим полномочия в сфере дошкольного образования на территории г. Липецка. Как следует из п. 3.7 и п. 3.8 указанного Положения, в функции департамента входит осуществление в установленном порядке функций получателя и главного распорядителя средств городского бюджета, а также участие в формировании бюджета г. Липецка в части определения объёмов финансирования деятельности муниципальных учреждений дошкольного образования, городской целевой и ведомственной программы в сфере дошкольного образования. С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований управления Роспотребнадзора по Липецкой области, о признании незаконными действия МДОУ детского сада комбинированного вида № г. Липецка, департамента дошкольного образования администрации <адрес> и администрации г. Липецка и возложении обязанности за счёт средств бюджета г. Липецка оборудовать теневые навесы в соответствии с нормами СНиП в срок до 01 июня 2012 года, полагая данный срок разумным и обоснованным. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Признать незаконными действия МДОУ детский сад комбинированного вида № г. Липецка, департамента дошкольного образования администрации г. Липецка и администрации г. Липецка, выразившиеся в нарушении санитарно-эпидемиологических правил и норм при отсутствии теневых навесов на территории игровых площадок на территории указанного МДОУ детский сад комбинированного вида № г. Липецка. Обязать МДОУ детский сад комбинированного вида № г. Липецка, департамент дошкольного образования администрации г. Липецка и администрацию г.Липецка в срок до 01 июня 2012 года за счёт средств бюджета г. Липецка оборудовать теневые навесы на территории игровых площадок в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Левобережный районный суд г.Липецка в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения суда, т.е. ДД.ММ.ГГГГ. Судья О.В. Кедрина