о взыскании задолженности по заработной плате



Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Левобережный районный суд <адрес>

в составе:

судьи                                          Климовой Л.В.,

секретаря                                   Сергеевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тришкина ФИО6 к ООО «Строительно -монтажный трест НЛМК» о взыскании заработной платы и морального вреда,

                                                           У С Т А Н О В И Л :

           Тришкин Н.Н. обратился в суд с иском о взыскании с ООО «Строительно -монтажный трест НЛМК» задолженности по заработной плате в сумме 7172 рубля за июль ДД.ММ.ГГГГ., а также компенсации морального вреда в сумме 10 тысяч рублей за нарушение своих трудовых прав, ссылаясь на то, что он работал у ответчика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ монтажником оборудования металлургических заводов 5 разряда, был уволен по собственному желанию. Однако при увольнении ему не была выплачена ежемесячная премия за ДД.ММ.ГГГГ., при том, что каких-либо нареканий к его работе не имелось, задания он выполнял, к дисциплинарной ответственности не привлекался. Ранее при тех же самых условиях ему регулярно выплачивалась ежемесячная премия в размере 65% от суммы сдельной бригадной оплаты.

          В судебном заседании истец поддержал свои требования в полном объеме по вышеизложенным основаниям, а также объяснил, что с Положениями об оплате руда, о премировании, с коллективным договором его не знакомили, самостоятельно ознакомиться с ним он возможности не имел.

          Представитель ответчика Каширин М.В. иск не признал, сославшись на доводы, изложенные в своих письменных возражениях на иск.

          Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Тришкин Н.Н. был принят на работу в ООО «Строительно -монтажный трест НЛМК» на участок строительно-монтажного управления монтажником оборудования металлургических заводов 5 разряда. Трудовой договор с истцом был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ по п.3 ст.77 ТК РФ ( приказ от ДД.ММ.ГГГГ -к).

Статьей 68 ч.3 ТК РФ предусмотрено, что при приеме на работу ( до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с Правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанным с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы заработной платы, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно условиям трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между сторонами, работнику устанавливается оплата по 5 разряду с часовой тарифной ставкой в размере 45,1 рублей. Оплату по должностному окладу производить пропорционально отработанному времени.

Ссылок на коллективный договор, локальные нормативные акты, регулирующие вопросы оплаты труда, включая премирование, трудовой договор с истцом не содержит.

В соответствии со статьей 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.

Из содержания и смысла приведенной нормы следует, что работник вправе и должен четко представлять размер вознаграждения, за которое он продает свой труд. При этом условие об оплате труда не исчерпывается размерами тарифной ставки (оклада).

Коль скоро обязательным для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда, с которыми работник должен быть ознакомлен, следовательно, если в локальных нормативных актах, регулирующих вопросы оплаты труда работников, присутствуют положения, не перенесенные в индивидуальные трудовые договоры, работодатель обязан знакомить работников с такими локальными нормативными актами при приеме на работу. Это же следует из положений ст.68 ТК РФ.

Статья 14 Конвенции МОТ N 95 1949 года "Относительно защиты заработной платы" предусматривает, что "должны быть предприняты эффективные меры для того, чтобы удобным и легко понятным способом информировать трудящихся об условиях начисления причитающейся им заработной платы до того, как они поступят на работу, и каждый раз, когда эти условия будут меняться ".

Из объяснений истца в судебном заседании следует, что в устной форме при приеме на работу было сказано, что ежемесячная премия за результаты производственной деятельности будет выплачиваться при выполнении показателей премирования, что и происходило до момента увольнения, иные основания для ее невыплаты, в частности, увольнение до истечения месяца не озвучивались. Он в составе бригады работал на территории ОАО «НЛМК», тогда как администрация предприятия располагается по другому адресу, и поскольку его время работы совпадало со временем работы администрации, у него отсутствовала возможность самостоятельно ознакомиться с положениями об оплате труда, премировании, коллективным договором, а по месту выполнения работы такие положения отсутствовали.

Доказательств того, что истец был надлежащим образом ознакомлен с Коллективным договором, Положением об оплате труда, положениями о премировании суду представлено не было, как и не было представлено доказательств того, что ответчиком предпринимались эффективные меры при приеме на работу и в процессе работы ознакомить истца с такими положениями.

Довод представителя ответчика о том, что с учетом специфики работы имеются сложности в ознакомлении работников с положениями об оплате труда, премировании и другими локальными нормативными актами, в данном случае не имеет правового значения.

Государственной инспекцией труда в Липецкой области было установлено, что истец не был ознакомлен с Положениями об оплате труда, премировании.

Изложенное выше означает, что работодатель не выполнил возложенную на него законом обязанность достоверного информирования работника о его заработной плате. Тем самым были существенно нарушены интересы экономически более слабой и нуждающейся в особой защите своих прав стороны трудового договора.

Из п.9.1 Коллективного договора на ДД.ММ.ГГГГ г.г. ООО «Строительно-монтажный трест НЛМК» следует, что работодатель обязуется производить оплату и стимулирование труда в зависимости от результатов работы ООО «СМТ НЛМК», его структурных подразделений и конкретных работников в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, положением об оплате и стимулировании труда, действующими в ООО «СМТ НЛМК».

Статьи 8,22 ТК РФ предоставляют возможность работодателю принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного настоящим Кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Положение об оплате труда работников ООО «Строительно -монтажный трест НЛМК», которое введено ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ введено в действие Положение о премировании рабочих Строительно-монтажного управления за результаты производственной деятельности.

В соответствии с п. 1.3. Положения об оплате труда, заработная плата работников состоит из оклада ( тарифной ставки), премии за основные результаты хозяйственной деятельности, или премии за результаты производственной деятельности, доплаты за совмещение профессий, за сверхурочню работу и т.п..

Указанные выше премии и доплаты выплачиваются работникам в случаях и порядке, предусмотренном настоящим положением или иными локальными нормативными актами.

При невыполнении должностных обязанностей по вине работника оплата нормируемой части заработной платы производится в соответствии с объемом выполненной работы-п.1.11 Положения.

При сдельной форме оплата труда осуществляется путем начисления сдельного заработка за фактически выполненный объем работ или количество произведенной продукции по утвержденным нормам и расценкам-п.2.3. Положения.

Согласно п.3.1.-3.3.- Положения о премировании работников структурных подразделений ОО «СМТ НЛМК» разрабатываются с учетом выполнения основных производственных, качественных, экономических показателей работы подразделений и обеспечивают непосредственную связь показателей премирования с результатами трудовой деятельности коллективов или конкретных работников, предусматривают изменение размера премии или лишение ее полностью за ухудшение показателей работы и производственные упущения. Премирование работников производится в процентах от тарифной ставки, должностного оклада, сдельного заработка или в абсолютной форме. Премии за результаты производственной деятельности, за основные результаты хозяйственной деятельности начисляются по итогам работы за месяц, или какой-либо другой период, предусмотренный положением о премировании. Показатели премирования, условия и порядок начисления и выплаты премии определяются положениями о премировании, утвержденными генеральным директором ООО «СМТ НЛМК».

Положением о премировании рабочих Строительно-монтажного управления за результаты производственной деятельности предусмотрено, что премирование производится по самостоятельным показателям, независимым друг от друга. При невыполнении какого-либо показателя премия за данный показатель не выплачивается или выплачивается в неполном размере, а за другие показатели, в случае их выполнения, выплачивается в полном размере-п.2.1.

Условием премирования рабочих является отсутствие аварий, брака при производстве работ-п.2.2.

Премия начисляется в установленном размере в процентах к тарифной ставке (сдельному заработку), с учетом доплат и надбавок, указанных в приложении 2, за отработанное время-п.3.2.

Работникам, проработавшим неполный месяц в связи с увольнением по причинам, указанным в приложении 3, премия начисляется за фактически отработанное в данном месяце время, а при увольнении по другим причинам и основаниям, премия не начисляется-п.3.4..

Основанием для начисления премии по настоящему положению является выполнение показателей и условий премирования. Показатели и условия премирования считаются выполненными, если не представлены документы об их невыполнении-п.3.7.

Показателями премирования монтажников оборудования металлургических заводов рабочих участка СМУ , являются: выполнение установленного задания-30%,качсетво выполненных работ-25%,соблюдение правил ТБ и производственной санитарии-10%, максимальный размер премии -65%.

Доказательств невыполнения показателей и условий премирования истцом за спорный период суду не представлено.

Согласно Перечня причин расторжения рудового договора с работником, дающих основание для начисления ему премии за не полностью отработанный месяц согласно приложения являются: соглашение сторон; по собственному желанию в связи: с уходом на пенсию, поступлением в учебное заведение по направлению предприятия, уходом за больным членом семьи на основании справки медучреждения, рождением ребенка (п.3 ч.1 ст.77).

При этом п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ в действующей редакции не содержит требований о необходимости указания причин увольнения работника по собственному желанию.

Не представлено и ответчиком суду доказательств того, что у истца при расторжении трудового договора выяснялось основание (причина) увольнения по собственному желанию.

Как объяснял истец в судебном заседании, в случае ознакомления его с положением о премировании, он бы отработал полный месяц, поскольку премия является для него существенной составляющей заработной платы, так как на его иждивении находятся двое несовершеннолетних детей, тем более, что он был уволен ДД.ММ.ГГГГ, то есть незадолго до конца месяца, но в любом случае, он при отсутствии нареканий к его работе рассчитывал на получение премии в зависимости от количества отработанного времени.

Возражая против удовлетворения исковых требований истца, представитель ответчика ссылался на п.3 вышеприведенного Перечня, являющегося приложением к Положению о премировании, в соответствии с которым премия выплачивается за не полностью отработанный месяц только работникам, уволенным по собственному желанию в связи с определенными основаниями, перечисленными в данном перечне, лицам, уволенным по собственному желанию, за не полностью отработанный месяц премия не начисляется и не выплачивается. Поскольку истец уволился по собственному желанию, не отработав полный месяц ( июль 2011г.), он по мнению представителя ответчика не подлежал премированию.

С данными доводами суд не соглашается также и по следующим основаниям.

Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Таким образом, ст.21 ТК РФ установлены критерии оплаты труда: сложность, квалификация, количество и качество выполняемой работы.

В соответствии с ч. 1 ст. 132, ст. 21 ТК РФ заработная плата работника, включая премиальную часть, предусмотренную ст. 135 ТК РФ, должна устанавливаться и выплачиваться в зависимости от квалификации работника, сложности выполняемой им работы, количества и качества затраченного труда. Применение других критериев при уменьшении, невыплате работнику премиальной части заработной платы, в том числе по причине не полностью отработанного отчетного периода в связи с увольнением по собственному желанию, Трудовым кодексом РФ не предусмотрено, и в соответствии с требованиями ст. 3 и ч. 2 ст. 132 ТК РФ расценивается как дискриминация в виде необоснованного лишения работника права на получение заработной платы за отработанное им время.

Судом установлено, что премия за результаты производственной деятельности предусмотрена локальным нормативным актом - Положением о премировании, данная премия входит в систему оплаты труда, принятую у ответчика. Отсутствие трудовых отношений с работником в период издания приказа о премировании не может являться основанием для невыплаты работнику премии, поскольку выплата уволенному работнику производится за отработанный им период и за его трудовые достижения, т.е. должна рассматриваться как оплата труда работника.

С учетом анализа фактических обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела и правовых норм, оснований для отказа истцу в иске суд не находит.

В судебном заседании представитель ответчика не отрицал, что истцом в ДД.ММ.ГГГГ. внесен личный вклад в достижение производственных показателей работы предприятия, ему была начислена и выплачена квартальная премия, разовые премии, при этом ответчик не ссылался и не представил доказательств того, что истцом не были выполнены показатели премирования, содержащиеся в приложении к положению о премировании за результаты производственной деятельности (участок ), либо имелись основания для снижения или лишения премии, свои возражения обосновывал только тем, что истец уволился по собственному желанию, не отработав полный месяц.

О надлежащем выполнении трудовых обязанностей истцом свидетельствует приказ от ДД.ММ.ГГГГ ООО «СМТ НЛМК» о премировании работников наиболее отличившихся в реализации задачи в рамках «Программы 2го этапа технического перевооружения и развития ОАО «НЛМК», куда вошел и Тришкин Н.Н..

С учетом утвержденных показателей и в соответствии с расчетом, предусмотренным Положением о премировании за результаты производственной деятельности, размер премии за ДД.ММ.ГГГГ. составил бы у истца 7127 рублей. Данный расчет ответчиком не оспорен и свой расчет им не представлен, с принципом расчета он согласился.

Суд приходит к выводу о том, что имеет место нарушение трудовых прав истца на получение в полном размере оплаты за труд, и указанная сумма 7127 рублей должна быть взыскана с ответчика в пользу истца.

Поскольку ответчик совершил неправомерные действия в отношении истца, не выплатив ему причитающиеся денежные средства за период работы, в соответствии с положениями ст. 237 ТК РФ суд считает необходимым удовлетворить требования истца о взыскании в его пользу компенсации морального вреда в размере 1 тысячи рублей с учетом характера и объема нарушений его прав, а также обстоятельств при которых оно произошло. Оснований для взыскания компенсации морального вреда в большей сумме суд не находит.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета <адрес> в сумме 600 рублей.

Решение суда в части взыскания в пользу истца заработной платы в сумме 7172 рубля подлежит немедленному исполнению в соответствии со ст.211 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-199,211 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Взыскать с ООО «Строительно -монтажный трест НЛМК» в пользу Тришкина ФИО7 недополученную заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 7172 рубля, а также компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей.

Взыскать с ООО «Строительно -монтажный трест НЛМК» госпошлину в доход бюджета г.Липецка в сумме 600 рублей.

Решение в части взыскании заработной платы в сумме 7172 рублей подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Липецкий облсуд в течение 10 дней через Левобережный районный суд г.Липецка.