решение об отказе в требованиях о сохранении квартиры в реконструированном виде



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ               г. Липецк

Левобережный районный суд г. Липецка в составе:

судьи                                               Демидкиной Е.А.,

при секретаре                                Поповой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Липецка о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии и признании права собственности на него,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с иском к администрации г.Липецка о сохранении <адрес> в перепланированном состоянии и признании права собственности на указанную квартиру, указывая, что на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, он является собственником спорной квартиры. В квартире зарегистрированы: истец, ФИО9, ФИО10, ФИО3 В период проживания в квартире была осуществлена перепланировка, а именно: в кухне демонтирована печь с установкой газовой плиты и умывальника; возведена пристройка Лит.А1, в которой организованы два коридора (пом№1 и №5), санузел, туалет и жилая комната (пом№7). Перепланировка была проведена самовольно, без согласования с органами местного самоуправления. При этом самовольная перепланировка жилого помещения не нарушает права и законные интересы членов семьи, не создает угрозу их жизни и здоровью. Согласно имеющимся заключениям перепланировка отвечает требованиям прочности, устойчивости и долговременной эксплуатации, требованиям пожарной безопасности и СанПиН.

        Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены ФИО4, ФИО5, ФИО11, Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка.

        Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине не явки суд не уведомил.

Представитель истца по доверенности ФИО6 исковые требования поддержала.

Ответчик администрация г.Липецка своих представителей в судебное заседание не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в представленном заявлении в требованиях просили отказать, ссылаясь на то, что Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка разрешения на строительство пристроек истцу не выдавалось, истец не является правообладателем земельного участка, на котором расположено спорное домовладение.

        Третьи лица Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка, Департамент ЖКХ администрации г. Липецка, ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация», ФИО9, ФИО3, ФИО10, ФИО4, ФИО5, ФИО11 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причине не явки суд не уведомили. ФИО7, ФИО3, ФИО10, ФИО4, ФИО5, ФИО11 в представленных заявлениях не возражали против удовлетворения исковых требований. Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка просил рассмотреть дело в их отсутствие, Департамент ЖКХ администрации г. Липецка просил рассмотреть дело в их отсутствие, в требованиях отказать.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

В силу статьи 2 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со статьей 51 ГрК РФ, а также статьей 3 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 ГрК РФ документы.

           В соответствии со ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется настоящим кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными актами РФ.

          Строительство, реконструкции, капитальный ремонт объектов капитального строительства могут осуществляться физическими и юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства РФ, предъявляемым к лицам, осуществляющим строительство.

           Реконструкция жилого дома может включать: изменение планировки помещений, возведение надстроек, пристроек, а при наличии обоснований частичную разборку здания…

Как следует из материалов дела, ФИО1 на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному в БТИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит <адрес>, общей площадью 28,10 кв.м., жилой 18,60 кв.м. (л.д.5).

Согласно выписки из домовой книги и выписке из финансово-лицевого счета собственника в <адрес> зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 (собственник), с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 (сын), ФИО10 (дочь), ФИО9 (жена) (л.д.6-7).

Из технического паспорта, составленного ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-13), следует, что к спорной квартире самовольно возведено лит. А1, в результате чего общая площадь квартиры увеличилась с 28,1 кв.м. до 59,6 кв.м., жилая с 18,6 кв.м. до 34,2 кв.м.

При таких обстоятельствах, учитывая, что возведение пристройки лит. А1 к квартире истца осуществлено без соответствующего проекта и разрешения, в результате возведения пристройки произошло увеличение площади жилого помещения, суд считает, что имеет место реконструкция <адрес> путем возведения самовольной пристройки и в настоящем случае применимы положения ст. 222 ГК РФ.

В силу пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на вновь созданную вещь, изготовленную или созданную лицом для себя, возникает при условии соблюдения таким лицом закона и иных правовых норм.

Относительно объектов недвижимости это означает, в первую очередь, необходимость учитывать и соблюдать при их возведении градостроительные и строительные нормы и правила, а также требования Гражданского кодекса Российской Федерации и земельного законодательства Российской Федерации.

В этой связи следует отметить, что судебный порядок признания права собственности на самовольную постройку сам по себе не может освобождать застройщиков от обязанности выполнения установленных законом и иными нормативными актами правил и условий возведения объектов недвижимости.

Из ст. 222 ГК РФ (в редакции от 30.06.2006 года) самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Исходя из приведенной нормы национального законодательства, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившем ее, только в том случае, если это лицо имеет вещное право на земельный участок и им соблюдено целевое назначение этого земельного участка, если сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также если лицом соблюдены установленные градостроительные, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные правила и нормативы.

Как усматривается из инвентаризационного дела на <адрес>, данный дом является многоквартирным, в его состав входят 4 квартиры.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен дом, входит состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Из приведенной нормы материального права следует, что порядок и условия предоставления земельных участков, на которых находятся многоквартирные дома, в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев установлены жилищным законодательством, т.е. специальными нормами.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

       Переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме обусловлен необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии с положениями части 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту.

Согласно ст.7 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков, подлежат государственному кадастровому учету.

Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Из содержания п.2 ст.6 Земельного кодекса РФ, положений Федерального закона «О государственном земельном кадастре» следует, что земельный участок всегда индивидуализируется на местности при его отводе, представляя собой конкретно определенную вещь, и характеризуется такими признаками, как общий размер, границы и местоположение.

Описание и удостоверение границ земельного участка осуществляется в соответствии с Федеральными законами «О государственном земельном кадастре» и «О землеустройстве». Земельный участок, как объект гражданских прав, создается установлением его границ.

Согласно положениям ст.69 ЗК РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

В соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.06.2002г. №396, при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее, чем за 7 дней до начала работ. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности. Восстановление границ земельного участка при наличии межевых знаков, а также по просьбе граждан в случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и других признаков границ принадлежащих им земельных участков.

         Согласно кадастрового паспорта земельного участка , на котором расположен <адрес>, разрешенное использование участка - для жилого дома, площадь участка 1003 кв.м., площадь и местоположение границ земельного участка ориентировочные, подлежат уточнению при межевании, сведения о правообладателе отсутствуют (л.д. 108-109).

Так, согласно Федеральному закону от 18.06.2001г. №78-ФЗ «О землеустройстве» земельный участок как объект землеустройства должен иметь план - документ, отображающий в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства, границы ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей. При этом, при формировании земельного участка устанавливается местоположение его границ, варианты его использования с учетом размеров, целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на нем объектов.

В тоже время, как уже отмечалось, согласно имеющемуся в материалах дела кадастровому паспорта земельного участка , на котором расположен <адрес>, разрешенное использование участка - для индивидуального домовладения, площадь участка 1003 кв.м., однако, данная площадь является ориентировочной, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, сведения об участке подлежат уточнению при межевании. План земельного участка в кадастровом паспорте (л.д. 109) не содержит описания границ этого земельного участка, описания поворотных точек границ земельного участка.

Таким образом, межевание земельного участка (установление на местности границ земельного участка с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения), площадью 1003 кв.м. по адресу: <адрес>, не проведено, границы его на местности не определены.

Данные обстоятельства представителем истца не оспаривались, напротив, представитель истца ФИО6 поясняла, что работы по межеванию земельного участка не проводились.

        Таким образом, поскольку на настоящий момент площадь и местоположение границ земельного участка ориентировочные, подлежат уточнению при межевании, земельный участок, на котором расположен дом, не сформирован, то невозможно точно определить, находится ли пристройка лит. А1 в границах данного земельного участка с соблюдением градостроительных и иных норм относительно расположения на участке.

        Само по себе то, что участок поставлен на кадастровый учет, в настоящем случае на выводы суда не влияет, поскольку содержащиеся в кадастре сведения о размере и границах земельного участка декларативные, как таковой, земельный участок не сформирован как того требуют нормы закона.

        Изложенное свидетельствует, что в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, площадью 1003 кв.м., на день рассмотрения спора в суде не было проведено его межевание в соответствии с требованиями ст. 69 ЗК РФ, Федерального закона «О землеустройстве», Федерального закона «О государственном земельном кадастре», Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.06.2002г. № 396.

         При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в данный момент оснований для удовлетворения требований истца о признании за ним права собственности на жилое помещение после реконструкции не имеется.

         То обстоятельство, что согласно представленных заключений пристройка лит. А1 соответствует требованиям норм и правил пожарной безопасности, санитарным требованиям, требованиям прочности, устойчивости и долговременной эксплуатации, не нарушает архитектурный облик дома и г. Липецка, не влияет на выводы суда об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований истца.

         В случае формирования земельного участка с внесением сведений о его точных размерах и границах в кадастровый реестр, истец не лишен возможности вновь обратиться в суд с данным заявлением.

          Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к администрации г. Липецка о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии и признании права собственности на него отказать.

         Решение суда может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Левобережный районный суд г. Липецка в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья         Е.А. Демидкина