Гражданское дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации <данные изъяты> 2012 года город Липецк Левобережный районный суд г. Липецка в составе судьи Геворкян Е.Л. при секретаре Копельчук И.С. с участием представителей заинтересованного лица ФИО13, ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Алоян <данные изъяты> и Фароян <данные изъяты> на бездействие Управления Федеральной миграционной службы в Липецкой области, УСТАНОВИЛ: Алоян <данные изъяты> и Фароян <данные изъяты>. обратились в Левобережный районный суд г. Липецка с жалобой на действие (бездействие) УФМС по Липецкой области и указали, что ДД.ММ.ГГГГ в обмен на паспорт гражданина СССР ОВД <данные изъяты> района Липецкой области Алоян <данные изъяты> был выдан паспорт гражданина РФ №, и она была зарегистрирована по адресу: <адрес>, а после приобретения ее супругом жилого дома - по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ОВД <данные изъяты> района Липецкой области Фароян <данные изъяты> также был выдан паспорт гражданина РФ №, и она также была зарегистрирована в доме своего отца по вышеуказанному адресу. Поскольку на граждан РФ возложена обязанность по замене паспорта по достижении определенного возраста, заявители обращались в территориальный пункт в <данные изъяты> районе УФМС по Липецкой области, где им было отказано. Поскольку согласно п. 11 Положения о паспорте гражданина РФ гражданин вправе не предъявлять документы, указанные в абзаце 6 данного пункта, а только указать в заявлении о выдаче паспорта сведения об органе, который принял решение о приобретении гражданства РФ, адвокат истцов направила запрос начальнику УФМС по Липецкой области о возможности и порядке замены паспортов в связи с истечением срока их действия. В полученном ответе УФМС по Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о порядке и возможности замены паспортов, хотя имеется ссылка на объявление паспорта Алоян <данные изъяты>. выданным в нарушение установленного порядка, а также на проведение проверки паспорта Фароян <данные изъяты>., что заявители полагают бездействием уполномоченного органа при согласовании вопроса о замене паспортов Алоян <данные изъяты>. и Фароян <данные изъяты> которым им созданы препятствия в осуществлении права на замену паспорта. Таким образом, заявители просили обязать Управление Федеральной миграционной службы по Липецкой области разрешить им заменить паспорта граждан РФ в территориальном пункте в <данные изъяты> районе УФМС по Липецкой области. Заявители Алоян <данные изъяты>. и Фароян <данные изъяты> в судебное заседание не явились, будучи извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, рассмотреть дело в свое отсутствие не просили, о причинах своей неявки суд не уведомили, что в соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ не препятствует рассмотрению заявления. Представители УФМС России по Липецкой области ФИО8 и ФИО9 в судебном заседании поддержали письменные возражения на заявление (л.д. <данные изъяты>), ссылаясь на то, что Фароян <данные изъяты> не является гражданкой РФ ввиду неподверждения факта постоянного проживания на территории РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и отсутствия решения о приобретении ею гражданства РФ. Паспорт гражданина РФ на имя Алоян <данные изъяты>. заключением служебной проверки УВД по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ объявлен выданным в нарушение установленного порядка без проведения дополнительной проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии у нее гражданства РФ. Таким образом, основания для замены указанных паспортов граждан РФ, выданных заявителям, отсутствуют, и УФМС по Липецкой области не допущено вышеуказанного бездействия в отношении заявителей. Выслушав представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление Алоян <данные изъяты> и Фароян <данные изъяты>. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 254 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом в соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В результате рассмотрения жалобы в соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утв. Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928, Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. В силу п. 4 данного Положения ФМС России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, загранаппарат, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения. В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828) паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее именуется - паспорт). Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации (далее именуются - граждане), достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации (п. 1). Срок действия паспорта гражданина: от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно. По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене (п. 7 Положения). Выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой (п. 10 Положения), а именно, в соответствии с Административным регламентом В судебном заседании установлено, что заявителям Алоян <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отделом внутренних дел <данные изъяты> района Липецкой области выданы паспорта граждан № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ соответственно. ДД.ММ.ГГГГ у Алоян <данные изъяты>. и ДД.ММ.ГГГГ у Фароян <данные изъяты> возникли предусмотренные Положением о паспорте гражданина Российской Федерации основания для замены паспортов в связи с достижением ими 45- и 20-летнего возраста соответственно. Как указано в жалобе, заявители обращались в территориальный пункт в <адрес> УФМС по Липецкой области, где им было отказано в замене паспортов. Сведений об обжаловании или отмене соответствующих решений суду заявители не представили, и оснований сомневаться в их законности у суда не имеется. Материалами дела также подтверждается, что в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 6 Федерального закона РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и соглашением об оказании юридической помощи заявителям адвокат ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ своим запросом на имя начальника УФМС по Липецкой области просила разъяснить возможность и порядок замены в связи с истечением сроков действия ранее выданных российских паспортов гражданам России Алоян <данные изъяты> и Фароян <данные изъяты>. (л.д. <данные изъяты>). Письмом заместителя начальника отдела по вопросам гражданства, обеспечения паспортной и регистрационной работы УФМС по Липецкой области ФИО11 №/Л-13 от ДД.ММ.ГГГГ адвокату ФИО10 сообщено, что заключением служебной проверки УВД Липецкой области паспорт гражданина РФ серии №, оформленный и выданный ДД.ММ.ГГГГ ОВД <данные изъяты> района Липецкой области на имя Алоян <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, объявлен выданным в нарушение установленного порядка (л.д. <данные изъяты>), что подтверждается также копией указанного заключения (л.д. <данные изъяты>). Этим же письмом адвокату разъяснено, что для определения правового статуса на территории РФ Алоян <данные изъяты> рекомендовано обратиться в отдел оформления разрешений и регистрации иностранных граждан УФМС России по Липецкой области (<данные изъяты>), а также то, что в данный период времени ОВГОПиРР УФМС России по Липецкой области проводилась проверка обоснованности выдачи паспорта гражданина РФ серии № в паспортном подразделении Добровского РОВД по Липецкой области на имя Фароян Л.М. ДД.ММ.ГГГГ письмом заместителя начальника отдела по вопросам гражданства, обеспечения паспортной и регистрационной работы УФМС по Липецкой области ФИО11 № о проведении проверки обоснованности выдачи паспорта гражданина РФ на имя Фароян <данные изъяты> уведомлена она лично (л.д. <данные изъяты>), и ей предложено явиться в УФМС России по Липецкой области для уточнения сведений. Письмом того же должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>) Фароян <данные изъяты>. уведомлена о том, что заключением служебной проверки УФМС России по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ паспорт гражданина РФ серии № на ее имя объявлен выданным в нарушение установленного порядка, для определения правового статуса на территории РФ ей рекомендовано обратиться в отдел разрешений и регистрации иностранных граждан УФМС России по Липецкой области. Данные обстоятельства не опровергнуты заявителями в судебном заседании. Таким образом, адвокат ФИО10, представлявшая интересы обоих заявителей и Фароян <данные изъяты> лично на их обращения были уведомлены о наличии препятствий к замене заявителям паспортов граждан РФ, поскольку в отношении них отсутствуют решения о принятии в гражданство РФ, а имеющиеся у них паспорта выданы в нарушение установленного порядка. При таких обстоятельствах вышеуказанные сообщения УФМС по Липецкой области нельзя расценивать как бездействие уполномоченного органа при согласовании вопроса о замене заявителями паспортов. Напротив, заявители не предприняли никаких мер к определению своего правового статуса на территории РФ, тогда как им было известно о такой необходимости, в том числе не явились в УФМС по Липецкой области, куда им было рекомендовано обратиться для урегулирования выявленной ситуации. Суду не представлено нарушения УФМС по Липецкой области п. 11 Положения о паспорте гражданина РФ, согласно которого при подаче заявления о выдаче паспорта гражданин РФ вправе не представлять документы, удостоверяющие наличие гражданства Российской Федерации, а только указать в заявлении сведения об органе, который принял решение о приобретении гражданства Российской Федерации. Так, у заявителей не имеется надлежащим образом выданных документов, удостоверяющих гражданство РФ, в том числе, решений о его приобретении, а основанием для отказа в замене им паспортов послужили вышеизложенные обстоятельства. Отсутствие в письме заместителя начальника отдела по вопросам гражданства, обеспечения паспортной и регистрационной работы УФМС по Липецкой области ФИО11 № от ДД.ММ.ГГГГ сведений о возможности и порядке замены заявителями паспортов граждан РФ, что они полагают незаконным бездействием УФМС по Липецкой области, обусловлено невозможностью такой замены. Информация об указанной государственной услуге предоставляется: с использованием средств телефонной связи, электронного информирования и электронной техники; посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг*(33), публикаций в средствах массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов). Сайт ФМС России - www.fms.qov.ru, контактный телефон: <данные изъяты> непосредственно в помещениях подразделений, участвующих в предоставлении государственной услуги (п. 7). Пунктом 13 Административного регламента также предусмотрено консультирование получателей государственной услуги о порядке ее предоставления по следующим вопросам: о перечне документов, необходимых для получения данной государственной услуги, комплектности (достаточности) представляемых (представленных) документов; об адресах иных организаций, участвующих в процессе предоставления государственной услуги; о времени приема и выдачи документов; о порядке обжалования действий или бездействия должностных лиц в ходе предоставления государственной услуги. Обеспечиваются личные консультации, письменные консультации и консультации по телефону. В силу п. 14 Административного регламента в случае получения запроса на письменную консультацию заявителя подразделение обязуется ответить на него в срок до 30 дней. Ответы на письменные обращения направляются в письменном виде и должны содержать: ответы на поставленные вопросы, фамилию, инициалы и номер телефона исполнителя. Ответ подписывается руководителем подразделения, а в случае его отсутствия - заместителем или лицом, исполняющим его обязанности. Нарушений указанных положений УФМС по Липецкой области при работе с обращением адвоката ФИО10, действовавшей в интересах заявителей, судом не установлено. Таким образом, оснований для признания действий УФМС по Липецкой области незаконным бездействием и обязания его разрешить заявителям заменить выданные в нарушение установленного образца паспорта граждан РФ на имя Алоян <данные изъяты>. и Фароян <данные изъяты>. у суда не имеется. Руководствуясь ст. ст. 257-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении жалобы Алоян <данные изъяты> и Фароян <данные изъяты> на бездействие Управления Федеральной миграционной службы в Липецкой области отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, т.е. ДД.ММ.ГГГГ. Судья (подпись) Е.Л. Геворкян
Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утв. приказом Федеральной миграционной службы от 7 декабря 2009 г. N 339.