жалоба на действие УФМС



Гражданское дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<данные изъяты> 2012 года      город Липецк

Левобережный районный суд г. Липецка в составе судьи Геворкян Е.Л.

при секретаре        Копельчук И.С.

с участием представителей заинтересованного лица ФИО13, ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Алоян <данные изъяты> и Фароян <данные изъяты> на бездействие Управления Федеральной миграционной службы в Липецкой области,

УСТАНОВИЛ:

Алоян <данные изъяты> и Фароян <данные изъяты>. обратились в Левобережный районный суд г. Липецка с жалобой на действие (бездействие) УФМС по Липецкой области и указали, что ДД.ММ.ГГГГ в обмен на паспорт гражданина СССР ОВД <данные изъяты> района Липецкой области Алоян <данные изъяты> был выдан паспорт гражданина РФ , и она была зарегистрирована по адресу: <адрес>, а после приобретения ее супругом жилого дома - по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ОВД <данные изъяты> района Липецкой области Фароян <данные изъяты> также был выдан паспорт гражданина РФ , и она также была зарегистрирована в доме своего отца по вышеуказанному адресу. Поскольку на граждан РФ возложена обязанность по замене паспорта по достижении определенного возраста, заявители обращались в территориальный пункт в <данные изъяты> районе УФМС по Липецкой области, где им было отказано. Поскольку согласно п. 11 Положения о паспорте гражданина РФ гражданин вправе не предъявлять документы, указанные в абзаце 6 данного пункта, а только указать в заявлении о выдаче паспорта сведения об органе, который принял решение о приобретении гражданства РФ, адвокат истцов направила запрос начальнику УФМС по Липецкой области о возможности и порядке замены паспортов в связи с истечением срока их действия. В полученном ответе УФМС по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о порядке и возможности замены паспортов, хотя имеется ссылка на объявление паспорта Алоян <данные изъяты>. выданным в нарушение установленного порядка, а также на проведение проверки паспорта Фароян <данные изъяты>., что заявители полагают бездействием уполномоченного органа при согласовании вопроса о замене паспортов Алоян <данные изъяты>. и Фароян <данные изъяты> которым им созданы препятствия в осуществлении права на замену паспорта. Таким образом, заявители просили обязать Управление Федеральной миграционной службы по Липецкой области разрешить им заменить паспорта граждан РФ в территориальном пункте в <данные изъяты> районе УФМС по Липецкой области.

Заявители Алоян <данные изъяты>. и Фароян <данные изъяты> в судебное заседание не явились, будучи извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, рассмотреть дело в свое отсутствие не просили, о причинах своей неявки суд не уведомили, что в соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ не препятствует рассмотрению заявления.

Представители УФМС России по Липецкой области ФИО8 и ФИО9 в судебном заседании поддержали письменные возражения на заявление (л.д. <данные изъяты>), ссылаясь на то, что Фароян <данные изъяты> не является гражданкой РФ ввиду неподверждения факта постоянного проживания на территории РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и отсутствия решения о приобретении ею гражданства РФ. Паспорт гражданина РФ на имя Алоян <данные изъяты>. заключением служебной проверки УВД по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ объявлен выданным в нарушение установленного порядка без проведения дополнительной проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии у нее гражданства РФ. Таким образом, основания для замены указанных паспортов граждан РФ, выданных заявителям, отсутствуют, и УФМС по Липецкой области не допущено вышеуказанного бездействия в отношении заявителей.

Выслушав представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление Алоян <данные изъяты> и Фароян <данные изъяты>. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При этом в соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В результате рассмотрения жалобы в соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утв. Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928, Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. В силу п. 4 данного Положения ФМС России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, загранаппарат, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828) паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее именуется - паспорт).

Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации (далее именуются - граждане), достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации (п. 1).

Срок действия паспорта гражданина:

от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста;

от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста;

от 45 лет - бессрочно.

По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене (п. 7 Положения).

Выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой (п. 10 Положения), а именно, в соответствии с Административным регламентом
Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утв. приказом Федеральной миграционной службы от 7 декабря 2009 г. N 339.

В судебном заседании установлено, что заявителям Алоян <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отделом внутренних дел <данные изъяты> района Липецкой области выданы паспорта граждан от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

ДД.ММ.ГГГГ у Алоян <данные изъяты>. и ДД.ММ.ГГГГ у Фароян <данные изъяты> возникли предусмотренные Положением о паспорте гражданина Российской Федерации основания для замены паспортов в связи с достижением ими 45- и 20-летнего возраста соответственно.

Как указано в жалобе, заявители обращались в территориальный пункт в <адрес> УФМС по Липецкой области, где им было отказано в замене паспортов. Сведений об обжаловании или отмене соответствующих решений суду заявители не представили, и оснований сомневаться в их законности у суда не имеется.

Материалами дела также подтверждается, что в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 6 Федерального закона РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и соглашением об оказании юридической помощи заявителям адвокат ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ своим запросом на имя начальника УФМС по Липецкой области просила разъяснить возможность и порядок замены в связи с истечением сроков действия ранее выданных российских паспортов гражданам России Алоян <данные изъяты> и Фароян <данные изъяты>. (л.д. <данные изъяты>).

Письмом заместителя начальника отдела по вопросам гражданства, обеспечения паспортной и регистрационной работы УФМС по Липецкой области ФИО11 /Л-13 от ДД.ММ.ГГГГ адвокату ФИО10 сообщено, что заключением служебной проверки УВД Липецкой области паспорт гражданина РФ серии , оформленный и выданный ДД.ММ.ГГГГ ОВД <данные изъяты> района Липецкой области на имя Алоян <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, объявлен выданным в нарушение установленного порядка (л.д. <данные изъяты>), что подтверждается также копией указанного заключения (л.д. <данные изъяты>). Этим же письмом адвокату разъяснено, что для определения правового статуса на территории РФ Алоян <данные изъяты> рекомендовано обратиться в отдел оформления разрешений и регистрации иностранных граждан УФМС России по Липецкой области (<данные изъяты>), а также то, что в данный период времени ОВГОПиРР УФМС России по Липецкой области проводилась проверка обоснованности выдачи паспорта гражданина РФ серии в паспортном подразделении Добровского РОВД по Липецкой области на имя Фароян Л.М.

ДД.ММ.ГГГГ письмом заместителя начальника отдела по вопросам гражданства, обеспечения паспортной и регистрационной работы УФМС по Липецкой области ФИО11 о проведении проверки обоснованности выдачи паспорта гражданина РФ на имя Фароян <данные изъяты> уведомлена она лично (л.д. <данные изъяты>), и ей предложено явиться в УФМС России по Липецкой области для уточнения сведений.

Письмом того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>) Фароян <данные изъяты>. уведомлена о том, что заключением служебной проверки УФМС России по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ паспорт гражданина РФ серии на ее имя объявлен выданным в нарушение установленного порядка, для определения правового статуса на территории РФ ей рекомендовано обратиться в отдел разрешений и регистрации иностранных граждан УФМС России по Липецкой области.

Данные обстоятельства не опровергнуты заявителями в судебном заседании.

Таким образом, адвокат ФИО10, представлявшая интересы обоих заявителей и Фароян <данные изъяты> лично на их обращения были уведомлены о наличии препятствий к замене заявителям паспортов граждан РФ, поскольку в отношении них отсутствуют решения о принятии в гражданство РФ, а имеющиеся у них паспорта выданы в нарушение установленного порядка.

При таких обстоятельствах вышеуказанные сообщения УФМС по Липецкой области нельзя расценивать как бездействие уполномоченного органа при согласовании вопроса о замене заявителями паспортов. Напротив, заявители не предприняли никаких мер к определению своего правового статуса на территории РФ, тогда как им было известно о такой необходимости, в том числе не явились в УФМС по Липецкой области, куда им было рекомендовано обратиться для урегулирования выявленной ситуации.

Суду не представлено нарушения УФМС по Липецкой области п. 11 Положения о паспорте гражданина РФ, согласно которого при подаче заявления о выдаче паспорта гражданин РФ вправе не представлять документы, удостоверяющие наличие гражданства Российской Федерации, а только указать в заявлении сведения об органе, который принял решение о приобретении гражданства Российской Федерации. Так, у заявителей не имеется надлежащим образом выданных документов, удостоверяющих гражданство РФ, в том числе, решений о его приобретении, а основанием для отказа в замене им паспортов послужили вышеизложенные обстоятельства.

Отсутствие в письме заместителя начальника отдела по вопросам гражданства, обеспечения паспортной и регистрационной работы УФМС по Липецкой области ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ сведений о возможности и порядке замены заявителями паспортов граждан РФ, что они полагают незаконным бездействием УФМС по Липецкой области, обусловлено невозможностью такой замены.

Согласно Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утв. приказом Федеральной миграционной службы от 7 декабря 2009 г. N 339,

Информация об указанной государственной услуге предоставляется:

с использованием средств телефонной связи, электронного информирования и электронной техники;

посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг*(33), публикаций в средствах массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов). Сайт ФМС России - www.fms.qov.ru, контактный телефон: <данные изъяты>

непосредственно в помещениях подразделений, участвующих в предоставлении государственной услуги (п. 7).

Пунктом 13 Административного регламента также предусмотрено консультирование получателей государственной услуги о порядке ее предоставления по следующим вопросам:

о перечне документов, необходимых для получения данной государственной услуги, комплектности (достаточности) представляемых (представленных) документов;

об адресах иных организаций, участвующих в процессе предоставления государственной услуги;

о времени приема и выдачи документов;

о порядке обжалования действий или бездействия должностных лиц в ходе предоставления государственной услуги.

Обеспечиваются личные консультации, письменные консультации и консультации по телефону.

В силу п. 14 Административного регламента в случае получения запроса на письменную консультацию заявителя подразделение обязуется ответить на него в срок до 30 дней. Ответы на письменные обращения направляются в письменном виде и должны содержать: ответы на поставленные вопросы, фамилию, инициалы и номер телефона исполнителя. Ответ подписывается руководителем подразделения, а в случае его отсутствия - заместителем или лицом, исполняющим его обязанности.

Нарушений указанных положений УФМС по Липецкой области при работе с обращением адвоката ФИО10, действовавшей в интересах заявителей, судом не установлено.

Таким образом, оснований для признания действий УФМС по Липецкой области незаконным бездействием и обязания его разрешить заявителям заменить выданные в нарушение установленного образца паспорта граждан РФ на имя Алоян <данные изъяты>. и Фароян <данные изъяты>. у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении жалобы Алоян <данные изъяты> и Фароян <данные изъяты> на бездействие Управления Федеральной миграционной службы в Липецкой области отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, т.е. ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                          (подпись)                                 Е.Л. Геворкян