об оспаривании бездействий должностного лица



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 августа 2010 года с. Левокумское

Левокумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи: Иванова М.А.,

с участием прокурора - ст. пом. прокурора Левокумского района Ставропольского края Самарина В.И.,

представителя ОВД по Левокумскому району Главного управления внутренних дел по СК – заместителя начальника отдела - начальника отделения по работе с личным составом ОВД по Левокумскому району СК Пархоменко А.В., действующего на основании доверенности,

при секретаре: Редун Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Левокумского района Ставропольского края Толкунова В.Н. об оспаривании бездействия должностного лица органа государственной власти – начальника отдела внутренних дел по Левокумскому району Главного управления внутренних дел по СК Кравченко В.И.,

У С Т А Н О В И Л:

В Левокумский районный суд поступило заявление прокурора Левокумского района Ставропольского края Толкунова В.Н. об оспаривании бездействия должностного лица органа государственной власти начальника отдела внутренних дел по Левокумскому району Главного управления внутренних дел по СК Кравченко В.И. В обоснование требований прокурор в заявлении указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательст­ва о противодействии коррупции в ОВД по Левокумскому району в ходе ко­торой, выявлены нарушения в указанной сфере. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» служащий, замещающий должность государ­ственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязан представлять представите­лю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обя­зательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершен­нолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливает­ся федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации. Проверкой установлено, что в представленных сотрудни­ками ОГИБДД ОВД по Левокумскому району ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО4, ФИО11; сотрудником группы оперативно-розыскной информации КМ ОВД по Левокумскому району ФИО3; сотрудниками ОУР ОВД по Левокумскому району: ФИО12, ФИО2, ФИО13; дознавателем ОД ОВД по Левокумскому району ФИО1 в справках за 2009 год, при отсутствии в разделе 2.1 справок информации о жилых помещениях, находящихся в собственности, в разделе 5.1 не указаны какие-либо жилые помещения, используемое ими для проживания, то есть имущество, находящееся в их фактическом пользовании, что ставит под сомнение достоверность представленных указанными сотрудниками сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Кроме того, проверкой установлено, что указанными сотрудниками ОВД по Левокумскому району, не представлены также сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях (раздел 3 справки). При этом, заработная плата сотрудников ОВД по Лево­кумскому району перечисляется на их банковские счета. Однако при явной недостоверности предоставленных вышеуказанными сотрудниками ОВД по Левокумскому району сведений о доходах, об имуще­стве и обязательствах имущественного характера, начальником ОВД по Ле­вокумскому району до настоящего времени в нарушение требований ч. 6 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» не проведена провер­ка достоверности и полноты представленных сведений; к материалам личных дел не приобщены справки о результатах такой проверки. Бездействие начальника ОВД по Левокумскому району создает препят­ствия к осуществлению Российской Федерацией деятельности (права) по противодействию коррупции, закрепленной в п. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 5 Федераль­ного закона «О противодействии коррупции».

Просит признать незаконным бездействие начальника отдела внутренних дел по Левокумскому району Главного управления внутренних дел по Ставропольскому краю Кравченко В.И. по осуществлению проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущест­венного характера за 2009 год, представленных сотрудниками ОВД по Лево­кумскому району ФИО6 ФИО7, ФИО8, ФИО5, ФИО10, ФИО4, ФИО11, ФИО3, ФИО12, ФИО2, ФИО13 и ФИО1, обязать начальника отдела внутренних дел по Левокумскому району Главного управления внутренних дел по Ставропольскому краю Кравченко В.И. в течение одного месяца со дня вынесения решения суда осуществить проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обя­зательствах имущественного характера за 2009 год, представленных сотруд­никами ОВД по Левокумскому району ФИО6 ФИО7, Черноще­ковым В.В., ФИО5, ФИО10, ФИО4, Буганце­вым С.И., ФИО3, ФИО12, ФИО2, ФИО13 и ФИО1В.А., ФИО11 ФИО3, Сивкае­вым А.В., ФИО2, ФИО13 и ФИО1

В судебном заседании ст. помощник прокурора Левокумского района Самарин В.В. дал пояснения, аналогичные изложенным в заявлении прокурора требованиям, уточнив их, просил исключить из перечня указанных сотрудников фамилии ФИО10 и ФИО2 в связи с фактическим устранением данными сотрудниками недостатков, выявленных в представленных ими сведениях о своих доходах, имуществе и обя­зательствах имущественного характера.

Представитель заинтересованного лица - ОВД по Левокумскому району Главного управления внутренних дел по Ставропольскому краю Пархоменко А.В. в судебном заседании возражал относительно требований прокурора, пояснив, что отдел внутренних дел не бездействует, а проводит необходимую работу по соблюдению законодательства о коррупции в ОВД по Левокумскому району. Так, в текущем году сотрудники ОВД по Левокумскому району, обязаны были предоста­вить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имуще­ственного характера, а также их супругов и несовершеннолетних детей, полученных на отчетный период. Проверка сведений прокуратурой Левокумского района показала, что ряд сотрудников отдела в раз­деле 3 своих справок не представили сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях. В разделе 1 справок (сведения о до­ходах) все сотрудники, а так же члены их семей, указали доход за отчет­ный период, включая доход по основному месту работы, пособия на де­тей, выплаты «участникам боевых действий». Те сотрудники ОВД, у которых имеются денежные средства на счетах в банках, такие сведения в своих справках о доходах указали. В разделе 5.1 справок указанными выше сотрудниками ОВД так же не были указаны объекты недвижимого имущества, находящегося в пользовании. Единой методики и рекомендаций по заполнению справок о доходах не имеется, вследствие чего возника­ет много споров и вопросов среди сотрудников по их заполнению. Решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина или государственного служащего и оформляется в письменной форме. В соответствии с п. 8 Положения о проверке достоверности и полно­ты сведений, проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляе­мых гражданами, осуществляют соответствующие подразделения феде­ральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществ­ление оперативно-розыскной деятельности, и подразделения их территори­альных органов по основаниям, в порядке и в сроки, которые устанавли­ваются положениями об этих органах и их нормативными правовыми ак­тами. Так как положение об отделе внутренних дел по Левокумскому району разрабатывается и утверждается Главным управлением внутрен­них дел по Ставропольскому краю, соответствующих указаний о его переработке и внесение дополнений в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года №1065 не поступало. Иных нормативно-правовых актов, предоставляющих полномочия органу внутренних дел по проведению проверок достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей феде­ральной государственной службы и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащи­ми требований к служебному поведению также не поступало. Соответ­ственно, действующее Положение об Отделе внутренних дел по Левокумскому району Ставропольского края, утвержденное приказом ГУВД по Ставропольскому краю от 1 февраля 2007 года № 88 такие полномо­чия начальнику ОВД не предоставляет. В настоящее время, после прокурорской проверки, частично в справки сотрудников внесены изменения. В заявленных требованиях прокурора просит отказать.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ действие (бездействие) должностных лиц ор­ганов государственной власти, которым нарушаются права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и сво­бод подлежат оспариванию в порядке гражданского судопроизводства.

Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании реше­ний, действий (бездействия) органов государственной власти, органов мест­ного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту Российской Федерации, если действиями (бездействиями) наруше­ны права и свободы, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федера­ции.

Суд находит заявленные прокурором требования законными и обоснованными, а доводы представителя ОВД несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с Указом Президента РФ № 559 от 18.05.2009 г. «…граждане, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими обязаны предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера…»

Приказом МВД РФ от 31.08.2009 № 680 утвержден соответствующий перечень должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федера­ции, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Порядок представ­ления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудниками органов внутренних дел утвержден Приказом МВД РФ от 19.03.2010 № 205.

Согласно п. 2 вышеуказанного Порядка представления сведений о доходах, сотрудники, военнослужащие, гражданские служащие, замещающие должности государ­ственной службы в системе МВД России, ежегодно, не позднее 30 апреля го­да, следующего за отчетным, представляют:

- сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пен­сии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежа­щем им на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

- сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей,
полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного
периода.

В соответствии с п. 3 вышеуказанного Порядка, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляются в кадровый орган по формам справок, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559.

Согласно утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 формы справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего, в разделе 5.1 справки указываются объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании.

Анализ норм, содержащихся в вышеназванных подзаконных актах, свидетельствует о том, что сотрудники милиции обязаны представлять в кадровый орган по утвержденной форме справки полные и достоверные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Судом исследовались справки, представленные в кадровую службу сотрудниками ОВД по Лево­кумскому району ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО5, ФИО10, ФИО4, ФИО11, ФИО3, ФИО12, ФИО2, ФИО13 и ФИО1

Как установлено судом, имеются существенные противоречия в информации, представленных сотрудниками ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО5, ФИО4, ФИО11, ФИО3, ФИО12, ФИО13, ФИО1 о жилых помещениях, находящихся в собственности (раздел 2.1.) и в информации о жилых помещениях, используемых сотрудниками для проживания, то есть имуществе, находящемся в их фактическом пользовании (раздел 5.1), что ставит под сомнение достоверность представленных указанными сотрудниками сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что указанными сотрудниками ОВД по Левокумскому району представлены противоречивые сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях (раздел 3 справки). Судом учитывается, что заработная плата сотрудников ОВД по Левокумскому району перечисляется на их банковские счета, данный факт подтверждается представленной прокурором справкой бухгалтерии ОВД по Левокумскому району.

Довод представителя ОВД по Левокумскому району о том, что у начальника ОВД нет полномочий по принятию решения о проведения проверки полноты и достоверности представленных подчиненными сотрудниками милиции сведений, суд находит несостоятельным по следующим основаниям.

В приложении № 2 к Приказу МВД России от 19.03.2010 N 205 содержится перечень должностных лиц системы МВД России, по решению (запросам) которых осуществляется проверка достоверности и полноты представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы Министерства внутренних дел Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, при этом в п.2 указанного приложения значится руководитель (начальник) территориальных органов МВД России.

Согласно п. «г» Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2009 года N 233 «О территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации», территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации являются, в том числе на районном уровне - управления, отделы внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям.

Таким образом, именно на начальника отдела внутренних дел района возлагается обязанность принятии решения проверки достоверности и полноты представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, и сотрудниками органов внутренних дел сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

При таких обстоятельствах, суд находит уточненные заявленные требования прокурора законными и обоснованными, подлежащим удовлетворению в полном объёме, т.к. в судебном заседании установлено, что со стороны начальника ОВД по Левокумскому району Главного управления внутренних дел по Ставропольскому краю допущено бездействие, выразившееся в не осуществлении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обя­зательствах имущественного характера за 2009 год, представленных сотруд­никами ОВД по Левокумскому району.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, ст.258 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие начальника отдела внутренних дел по Левокумскому району Главного управления внутренних дел по Ставропольскому краю Кравченко В.И. по осуществлению проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущест­венного характера за 2009 год, представленных сотрудниками ОВД по Лево­кумскому району ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО5, ФИО4, ФИО11, ФИО3, ФИО12, ФИО13, ФИО1

Обязать начальника отдела внутренних дел по Левокумскому району Главного управления внутренних дел по Ставропольскому краю Кравченко В.И. в течение одного месяца со дня вынесения решения суда осуществить проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обя­зательствах имущественного характера за 2009 год, представленных сотруд­никами ОВД по Левокумскому району ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО5, ФИО4, ФИО11, ФИО3, ФИО12, ФИО13, ФИО1

Решение суда направить для устранения допущенного нарушения закона начальнику отдела внутренних дел по Левокумскому району Главного управления внутренних дел по Ставропольскому краю в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать отдел внутренних дел по Левокумскому району Главного
управления внутренних дел по Ставропольскому краю сообщить в Левокумский районный суд Ставропольского края и прокурору Левокумского района Ставропольского края об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения вступившего в силу настоящего решения суда.

Настоящее решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного текста решения.

Судья Левокумского

районного суда М.А.Иванов