Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2010 года | с. Левокумское |
Левокумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующей судьи Лынник О.И., с участием :
представителя заявителя Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю Шаталова А.Н., действующего на основании доверенности №170 от 25.05.2010 г.,
представителя заинтересованного лица Багандалиева Х.А. - адвоката АК Левокумского района СККА Хлебникова А.Л., действующего по назначению суда на основании ордера № 023638 от 28.05.2010 года и представившего удостоверение № 1062, выданное УМЮ\УФРС РФ по СК 18.04.2003 года,
при секретаре судебного заседания Рудынской Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Левокумского районного суда гражданское дело Номер обезличен по заявлению Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования села ... Левокумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации граждан,
УСТАНОВИЛ :
В Левокумский районный суд с заявлением о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования села ..., Левокумского района, Ставропольского края при решении вопроса о регистрации граждан обратилось Управление Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю. В обоснование своих требований заявитель указал, что должностными лицами администрации муниципального образования с.... Левокумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации Х.А. по месту жительства в с...., отделение ..., нарушены нормы действующего законодательства.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю Шаталов А.Н., действующий на основании доверенности, заявление поддержал в полном объеме и пояснил, что должностными лицами администрации муниципального образования села ..., Левокумского района, Ставропольского края нарушены нормы действующего законодательства при решении вопроса о регистрации по месту жительства Х.А. в с...., отделение .... В связи с чем, просит суд признать их действия неправомерными и обязать администрацию муниципального образования села Урожайного, Левокумского района, Ставропольского края устранить допущенные нарушения.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования села ..., Левокумского района, Ставропольского края в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. В связи с тем, что представитель заинтересованного лица не настаивал на своем участии в деле, представив заявление с просьбой рассмотреть гражданское дело в их отсутствие, указав, что с требованиями заявителя полностью согласны, суд с учетом мнения представителя заявителя Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю Шаталова А.Н., представителя заинтересованного лица Х.А., на основании частей 3,4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело по существу заявления без участия представителя администрации муниципального образования села Урожайного.
Х.А. в судебное заседание не явился. Из материалов дела (том №1,л.д. 12-13, 31) следует, что Х.А. зарегистрирован по адресу : Ставропольский край, Левокумский район, с...., отделение ..., но по данному адресу не проживает и местожительство его неизвестно.
В связи с чем, в соответствии со статьями 50, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд назначил адвоката в качестве представителя Х.А.
Адвокат Хлебников А.Л. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю и просил в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь в обоснование своих возражений на факт пропуска заявителем 3-х месячного срока обращения с заявлением в суд, так как с момента регистрации Х.А. Дата обезличена года и до обращения в суд прошло более 10 лет, что в силу статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в удовлетворении заявления. Кроме того, Управление Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю не вправе было обращаться в суд с заявлением о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования села ..., Левокумского района, Ставропольского края при решении вопроса о регистрации граждан, поскольку с подобными заявлениями правомочен обращаться лишь прокурор района, так как фактически при разрешении данного спора ставится требование о выселении гражданина из помещения. В связи с чем, производство по делу необходимо прекратить.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 4.2 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, утвержденного Приказом ФМС России №150 от 02.12.2005 года, одной из основных задач Управления является осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами Правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации.
В силу пункта «а» статьи 13.1 данного Положения Управление Федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль и надзор за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Х.А., Дата обезличена года рождения, с Дата обезличена года зарегистрирован по месту жительства по адресу : Ставропольский край, Левокумский район, с...., отделение ....
Данное обстоятельство подтверждается копией выписки из домовой книги администрации муниципального образования ... за 2005 год л.д.8-10), копией адресного листка прибытия л.д.11), сведениями, представленными отделом адресно-справочной работы УФМС России по СК л.д.17).
Согласно информации, представленной главой администрации муниципального образования ..., Левокумского района, Ставропольского края И.М. за №334 от 21.04.2010 года л.д.12), здания, расположенные на отделении Номер обезличен в реестре жилых помещений муниципального образования ..., не значатся.
При этом, согласно выписке из домовой книги администрации муниципального образования с.... Левокумского района Ставропольского края за 2005 год л.д.8-10) Х.А. значится зарегистрированным по месту жительства с Дата обезличена года на отделении Номер обезличен ..., Левокумского района, Ставропольского края.
Из вышеизложенного следует, что администрацией муниципального образования с.... Левокумского района Ставропольского края произведена регистрация по месту жительства Х.А.
На момент регистрации Х.А. основополагающие правила прописки граждан были закреплены в Положении о паспортной системе в СССР, утвержденном Постановлением Совмина СССР от 28.08.1974 года №677, согласно которому граждане прописываются по месту жительства (пункт 22).
В соответствии с нормативно-правовыми актами, действовавшими до 17.07.1995 года, прописка производилась только в жилые помещения.
Согласно статье 4 Жилищного кодекса РСФСР, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд, который в силу статьи 5 Жилищного кодекса РСФСР, включает в себя жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда.
При этом, в соответствии со статьей 7 Жилищного кодекса РСФСР жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.
Таким образом, на момент регистрации Х.А., отделение Номер обезличен, не подпадало под определение жилого помещения.
Из чего следует вывод, что Х.А. зарегистрирован по месту жительства администрацией муниципального образования с.... Левокумского района Ставропольского края не в жилом помещении, что является нарушением установленного порядка, и, следовательно, незаконно.
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 (ред. от 18.07.2006, с изм. От 25.12.2008) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и пунктом «ж» части 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 (ред. от 28.03.2008), снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации на основании вступившего в законную силу решения суда.
В силу статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд считает, что заявление Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования села ... Левокумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации граждан является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Довод адвоката Хлебникова А.Л. об отказе в удовлетворении заявления, в связи с пропуском срока обращения с заявлением в суд, так как Х.А. был зарегистрирован в ... на отделении Номер обезличен с Дата обезличена года, суд находит необоснованным, поскольку в силу части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Факт нарушения порядка регистрации по месту жительства Х.А. был установлен в ходе проверки от 22.04.2010 года. После чего в мае 2010 года Управление Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю обратилось в суд с заявлением.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что срок обращения в суд с заявлением не пропущен.
Довод адвоката Хлебникова А.Л. о прекращении производства по делу в связи с тем, что Управление Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю не вправе было обращаться в суд с заявлением о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования села ..., Левокумского района, Ставропольского края при решении вопроса о регистрации граждан, поскольку с подобными заявлениями правомочен обращаться лишь прокурор района, так как фактически при разрешении данного спора ставится требование о выселении гражданина из помещения, суд находит несостоятельным, поскольку согласно Положению об Управлении Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, утвержденного Приказом ФМС России №150 от 02.12.2005 года, одной из основных задач Управления является осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами Правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации.
Таким образом, Управление Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю правомочно обращаться в суд с заявлениями при установлении нарушений законодательства при решении вопроса о регистрации граждан.
Довод адвоката Хлебникова А.Л. в части того, что заявитель фактически обращается в суд с заявлением о выселении гражданина является необоснованным, поскольку исследованными в судебном заседании материалами дела достоверно установлено, что Х.А. лишь зарегистрирован в с.... на отделении Номер обезличен, но фактически по данному адресу не проживает.
Требование же о выселении гражданина ставится перед судом лишь в случае незаконного проживания гражданина в жилом помещении, каковым отделение Номер обезличен, не является.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования села ... Левокумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации граждан, - удовлетворить.
Признать неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования села ... Левокумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства Х.А. по адресу : Ставропольский край, Левокумский район, с...., отделение Номер обезличен.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Левокумский районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующая :
Судья Левокумского районного суда О.И. Лынник