РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Дело №
10 декабря 2010 года село Левокумское
Левокумский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующей судьи Лынник О.И., с участием:
представителя заявителя - исполняющего обязанности Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Шейкина В.В.,
представителя заинтересованного лица - специалиста администрации муниципального образования села <адрес>, Левокумского района, Ставропольского края Жихаревой Г.Н., действующей на основании доверенности от 06.12.2010 года, выданной сроком на 1 месяц,
при секретаре судебного заседания Кобановой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Левокумского районного суда Ставропольского края гражданское дело № по заявлению Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования села <адрес> Левокумского района Ставропольского края,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры Шейкин В.В. обратился в Левокумский районный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования с. <адрес>, Левокумского района, Ставропольского края, выразившееся в необращении в Управление Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибиреязвенного захоронения, расположенного в границах администрации муниципального образования <адрес> в 12 километрах в северо-западном направлении от <адрес> и обязании обратиться в соответствующее государственное учреждение с заявлением о принятии на учет его как бесхозяйного недвижимого имущества.
В обоснование доводов заявления прокурор указал, что по поручению прокурора Ставропольского края Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в связи со случаями заболевания сибирской язвой. В ходе проверки установлено, что на территории администрации муниципального образования с. <адрес> Левокумского района, Ставропольского края расположено сибиреязвенное захоронение. Однако в нарушение части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления мер к постановке безхозяйной недвижимой вещи на учет не принято, сибиреязвенное захоронение не зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, в связи с чем, сибиреязвенное захоронение не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям, ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплено и фактически никто не следит за его техническим состоянием. В связи с чем, эксплуатация сибиреязвенного захоронения осуществляется с грубым нарушением ветеринарно-санитарных правил сбора, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и, соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании исполняющий обязанности Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Шейкин В.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении, и, уточнив, просил суд обязать администрацию муниципального образования села <адрес> Левокумского района, Ставропольского края обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибиреязвенного захоронения, расположенное в 12 километрах в северо-западном направлении от <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель заинтересованного лица - специалист администрации муниципального образования села <адрес> Левокумского района, Ставропольского края Жихарева Г.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании согласилась с заявлением Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, и, ссылаясь на факт своей неосведомленности о наличии данного сибиреязвенного захоронения, пояснила, что администрацией муниципального образования села <адрес> в настоящее время предприняты меры к устранению выявленных нарушений.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и представленные доказательства, суд находит требования, изложенные в заявлении прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Согласно статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
По правилам части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении и разрешении гражданских дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Как установлено судом в границах администрации муниципального образования <адрес>, Левокумского района, Ставропольского края, в 12 км в северо-западном направлении от <адрес>, расположено сибиреязвенное захоронение.
Указанный объект захоронения, обезвреживания и утилизации трупов павших является бесхозяйным, на балансе в администрации муниципального образования <адрес> не состоит.
В соответствие с частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и регламентируется Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580.
При этом, суд учитывает, что в полномочия иных органов, обращение с таким заявлением не входит.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
В соответствии со статьями 1, 2 Устава муниципального образования села <адрес> Левокумского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № (<данные изъяты>) (в ред. решений совета депутатов села <адрес> Левокумского района СК от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) <адрес> является сельским поселением, в территорию которого входят исторически сложившиеся земли поселения, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.
Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (п. 13. ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пп. 7 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (ч. 2 ст. 102 Водного кодекса Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 13.05.2010 № 56, утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», согласно которым сибиреязвенные захоронения не имеют срока давности в силу особенностей возбудителя.
Таким образом, наличие бесхозяйного сибиреязвенного захоронения на территории <адрес> Левокумского муниципального района Ставропольского края ставит под угрозу экологическое благополучие сельского поселения и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения. В результате чего могут быть нарушены права и законные интересы неограниченного круга лиц на жизнь, благоприятную окружающую среду, защиту от чрезвычайных ситуаций, гарантированных статьей 42 Конституции Российской Федерации.
Указанные нарушения законодательства подтверждаются следующими представленными сторонами доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации об усилении прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в связи со случаями заболеваний сибирской язвой (<данные изъяты>).
Планом проведения проверки об усилении прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства (<данные изъяты>)
Ветеринарно-санитарной карточкой на скотомогильник (биотермическую - яму) №, согласно которой скотомогильник расположен в 12 000 метрах от с. <адрес> Левокумского района Ставропольского края, предназначена для сибиреязвенного захоронения (<данные изъяты>).
Информацией от главного госветинспектора инспектора Левокумского района Д,А.Д о местах захоронения животных, павших от сибирской язвы на территории Левокумского района (<данные изъяты>).
Сведениями из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, согласно которым в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о государственной регистрации прав на недвижимое имущество (сибиреязвенное захоронение), а также отсутствует запись о принятии на учет, в качестве бесхозного объекта, расположенного на территории Левокумского района (<данные изъяты>).
Сведениями из Левокумского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сибиреязвенного захоронения, расположенного в 12 км северо-западнее <адрес>, Левокумского района, Ставропольского края (<данные изъяты> ).
Дополнительным сообщением из Левокумского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о том, что о принятии бесхозных объектов на учет как глава администрации муниципального района, так и главы администраций муниципальных образований не обращались (<данные изъяты>).
Извещениями главе администрации МО <адрес> от гл. госветинспектора Левокумского района о приведении в соответствие с Правилами места утилизации биологических отходов от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).
К доводам представителя заинтересованного лица специалиста администрации муниципального образования села <адрес>, Левокумского района, Ставропольского края Жихаревой Г.Н. о том, что администрация муниципального образования не знала о наличии на территории муниципального образования сибиреязвенного захоронения суд относится критически, поскольку они опровергаются как вышеперечисленными письменными доказательствами, предоставленными прокурором, так и представленными непосредственно самой Жихаревой Г.Н. в судебное заседание сведениями из СПК «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) о том, что сибиреязвенный скотомогильник действительно находится в границах плана СПК «<адрес>» в с.<адрес>, Левокумского района, Ставропольского края, а также актом от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), из которого следует, что по результатам проведения внепланового мероприятия по государственному контролю на территории муниципального образования имеется СПК «<данные изъяты>», на котором располагается скотомогильник и сибиреязвенное захоронение, в муниципальном образовании на балансе скотомогильника не имеется.
Следовательно, администрация муниципального образования <адрес> знала о наличии сибиреязвенного захоронения еще в 2006-2007 годах.
В соответствии со статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно представленным и.о. Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Шейкиным В.В. плану о проведении проверки об усилении прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в связи со случаями заболевания сибирской язвой (<данные изъяты>), контрольной карточкой об усилении прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в связи со случаями заболевания сибирской язвой (<данные изъяты>), приказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации об усилении прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в связи со случаями заболевания сибирской язвой (<данные изъяты>), заявителю о выявленных нарушениях стало известно в ноябре 2010 года, а в суд с заявлением прокуратура обратилась 02.12.2010 года, то есть в течение месяца после обнаружения нарушений.
Таким образом, прокуратура обратилась в суд своевременно. Пропуска трехмесячного срока обращения в суд у заявителя не имеется.
На основании изложенного, суд находит доводы исполняющего обязанности прокурора Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры Шейкина В.В. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В связи с чем, суд полагает необходимым признать незаконным бездействие администрации муниципального образования с. <адрес> Левокумского района Ставропольского края, выразившееся в необращении в Управление Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибиреязвенного захоронения, расположенного в границах этого поселения в 12 км в северо-западном направлении от села <адрес>.
Руководствуясь статьями 194-199, 246, 257-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Уточненное, дополненное заявление Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования села <адрес> Левокумского района Ставропольского края, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования села <адрес> Левокумского района, Ставропольского края, выразившееся в необращении в Управление Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибиреязвенного захоронения, расположенного в границах этого поселения в 12 км в северо-западном направлении от села <адрес>
Обязать администрацию муниципального образования села <адрес> Левокумского района, Ставропольского края обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибиреязвенного захоронения, расположенного в границах этого поселения в 12 км в северо-западном направлении от села <адрес> в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Левокумский районный суд Ставропольского края в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующая :
Судья Левокумского районного суда О.И. Лынник