решение по делу № 2-238/2011 по исковому заявлению Киселевой В.Н. к УПФ РФ в Левокумском районе СК о назначении досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июля 2011 года                                                                       с. Левокумское

     Левокумский районный суд Ставропольского края в составе

председательствующего: судьи Иванова М.А.,

истицы Киселевой В.Н.,

представителя истицы Шевченко И.В., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика ГУ - УПФ РФ по Левокумскому району СК Зигуненко Л.А., действующей на основании доверенности,

при секретаре: Редун Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Киселевой В.Н. о незаконном отказе Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ по Левокумскому району Ставропольского края о назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

        Киселева В.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ по Левокумскому району СК.

        Просила обязать ответчика зачесть ей в трудовой стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей периоды обучения на курсах по повышению квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в средней школе <адрес>; признать за ней право на получение пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и обязать ответчика назначить и выплачивать ей трудовую пенсию в соответствии с положениями п.п. 19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

      Решением Левокумского районного суда Ставропольского края от 29 марта 2011 года исковое заявление Киселевой В.Н. удовлетворено частично, признано незаконным решение Протокола заседания Комиссии государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Левокумскому району Ставропольского края по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из специального трудового стажа Киселевой В.Н. периоды обучения на курсах по повышению квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

      На Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Левокумскому району Ставропольского края возложена обязанность включить в специальный стаж педагогической деятельности Киселевой В.Н. периоды обучения на курсах по повышению квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части иска отказано.

      Определением судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда решение в части отказа в удовлетворении требования о включении Киселевой В.Н. в трудовой стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

      Судом кассационной инстанции указано на необходимость рассмотреть вопрос о тождественности выполняемых истицей Киселевой В.Н. функций, условий и характера деятельности в должности организатора внеклассной и внешкольной работы тем работам, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, произвести подсчет общего специального стажа истицы на момент её обращения к ответчику.

      В судебном заседании Киселева В.Н. уточнила исковые требования, просит установить, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в средней школе <адрес> она выполняла работу организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, возложить на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Левокумскому району Ставропольского края обязанность включить в специальный стаж её педагогической деятельности в учреждениях для детей период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика назначить и выплачивать ей трудовую пенсию в соответствии с положениями п.п. 19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения в пенсионный орган, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

      В судебном заседании представитель ответчика Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Левокумскому району Ставропольского края Зигуненко Л.А. иск не признала и пояснила, что за периоды работы граждан до 01.11.1999 г. применяется Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, за период после 01.11.1999 г.- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067. С 12 ноября 2002 года применяется постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Списком профессий и должностей, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 должность «организатор внеклассной и внешкольной работы» не предусмотрена.

      Истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности организатора внеклассной и внешкольной работы, которая не предусмотрена Списками должностей, дающих право на назначение льготной пенсии.

      Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 прописан определенный порядок установления тождества. Считает, что вопрос о тождественности выполняемых истицей Киселевой В.Н. функций, условий и характера деятельности в должности организатора внеклассной и внешкольной работы тем работам, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть решен только в том случае, если истица предоставит свою должностную инструкцию организатора внеклассной и внешкольной работы для того, чтобы суд мог сравнить с Типовыми обязанностями по должности, которая предусмотрена соответствующими Списками, например «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», чтобы прийти, либо не прийти к выводу, что они идентичны.

      По состоянию на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ, с учетом включения к засчитанному стажу периодов обучения на курсах по повышению квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по решению Левокумского районного суда от 29.03.2011 г. стаж работы истицы, дающей ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, составил 20 лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, при необходимом, установленном пп.19 п.1. ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не менее 25 лет.

      Заслушав истицу, её представителя Шевченко И.В., полностью поддержавшей требования Киселевой В.Н., представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.     

      В судебном заседании установлено следующее…

      Согласно записи в трудовой книжки истицы, Киселева В.Н. ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми средней школе <адрес> и работала в данной должности до ДД.ММ.ГГГГ

      В материалах дела имеется справка директора МОУ СОШ , которая также подтверждает, что Киселева В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми средней школе <адрес>

      Из справки директора средней школе <адрес> следует, что должностная инструкция организатора внеклассной и внешкольной работы в средней школе в архиве отсутствует потому, что в 1992 г. был принят закон «Об образовании» и изменилась номенклатура дел. Изменилось штатное расписание, вместо должности «организатор внеклассной и внешкольной работы» была введена должность «заместителя директора по воспитательной работе». Кроме того, срок хранения инструкций о правах и обязанностях 3 года, согласно Положению об Архивном фонде РФ.

      Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

      Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

      Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий.

      В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста. В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление, им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

     При назначении пенсии за выслугу лет обязательным условием является выполнение работы в определенных должностях и в определенных учреждениях.

     До 2002 г. вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников регулировались Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 г. Согласно абзацу 1 пункта 3 указанного Постановления периоды работы до 01.11.1999 г. засчитывались в стаж в соответствии со «Списком профессий и должностей работников народного образования…», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463., а после этой даты применялся «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…», утвержденный Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.

      Ответчиком оспаривается применение пенсионным органом наименования должности истицы - организатор внеклассной и внешкольной работы, поскольку «Списками...» предусматривается должность организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.

      Согласно ст. 12 Закона «Об образовании» - образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. К образовательным относятся учреждения следующих типов: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)

      Исходя из этого, школа - это общеобразовательное учреждение, основное звено системы непрерывного образования и предоставления всем гражданам возможности реализовывать гарантированное право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных стандартов. Школа осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования.

      На основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10.11.1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» в 1967/68 учебном году в школах страны введена должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы (на правах заместителя). Введение этой должности явилось одной из конкретных практических мер, направленных на улучшение всей учебно-воспитательной деятельности школы. Организатор организует и ведет внеклассную и внешкольную работу, общественно полезный труд учащихся, инструктирует классных руководителей, учителей, воспитателей и других лиц, привлеченных к руководству внеклассными занятиями школьников, оказывает им педагогическую помощь. Организатор добивается вовлечение всех школьников в разнообразные общественно полезные дела во внеурочное время, содержательного проведения ими своего досуга.

      Эта же информация содержится в письме № 52-м от 19.06.1967г. Министерства Просвещения СССР «Об организаторе внеклассной и внешкольной работы с детьми».

      При отказе в назначении пенсии ответчик не учитывал положения Постановление Конституционного Суда РФ N 11-П от 03.06.2004 г., касающееся реализации права на пенсионное обеспечение, исчисление стажа на соответствующих видах работ, имеющих место до нового правового регулирования, может производиться по ранее действовавшим нормативно-правовым актам.

Заявленные истицей требования, по сути, связаны с установлением тождественности должностей и учреждений, с учетом работы в которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, и которые предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественности выполняемой педагогической работы. Положение пункта 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" этому не препятствует, поскольку исключение соответствующей возможности, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Конституционный суд РФ в Определении от 06 марта 2003 года по делу о проверке конституционности подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 ст. 27 и пунктов 1 и 2 ст. 31 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указал, что истолкование названных норм как позволяющих не включать время выполнения работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются тяжелыми, противоречило бы их действительному смыслу и предназначению и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии.

Положение п. 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" не препятствует суду общей юрисдикции - в случае, если при разрешении конкретного дела он придет к выводу о нарушении конституционных прав и свобод граждан актом Правительства РФ, определяющим, какие именно списки производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, должны применятся при досрочном назначении трудовой пенсии, предусмотренной п. п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", а также о несоответствии предписаний такого акта нормам федерального закона, - принять решение на основе Конституции РФ и федерального закона.

Из квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ, органов управления народным образованием, учебно-методических учреждений, утвержденных приказом Министерства просвещения СССР от 20 февраля 1978 г. N 24 усматривается, что должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, является педагогической. Другой аналогичной должности в общеобразовательных учреждениях для детей не имелось.

Неполное наименование должности можно отнести к небрежному ведению делопроизводства в указанной школе, что не может повлиять на пенсионные права истицы.

Неисполнение лицом, ответственным за кадровое делопроизводство, предусмотренных законодательством требований, использование произвольных и неточных наименований в нарушение действующего законодательства не должно ограничивать права истицы на пенсионное обеспечение.

      Сокращенное наименование «организатор внеклассной и внешкольной работы» допускалось в нормативных документах. Так, пунктом 12 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. N 313 "О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы"(прилагается), предусматривалось использование наименования должности организатор внеклассной и внешкольной работы и устанавливалось включение данной должности в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П подчеркивается, что «всфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания».

Из вышеизложенного следует, что работа, выполняемая истицей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. года в средней школе <адрес> в должности «организатора по внеклассной и внешкольной работе», соответствует должности «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в части установления того, что Киселева В.Н. выполняла работу организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми с возложением на ответчика обязанности включить в специальный стаж педагогической деятельности Киселевой В.Н. в учреждениях для детей период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

      Однако, учитывая, что специальный стаж Киселевой В.Н. недостаточен для назначения ей досрочной трудовой пенсии на момент обращения в пенсионный орган (на ДД.ММ.ГГГГ) в удовлетворении требований истицы о назначении ей пенсии с указанного времени необходимо отказать.

      На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

    

      Исковые требования Киселевой В.Н. удовлетворить частично.

      Установить, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в средней школе <адрес> Киселева В.Н. выполняла работу организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.

      Возложить на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Левокумскому району Ставропольского края обязанность включить в специальный стаж педагогической деятельности Киселевой В.Н. в учреждениях для детей период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в средней школе <адрес>.

      В исковых требованиях об обязательстве ответчика назначить и выплачивать Киселевой В.Н. трудовую пенсию в соответствии с положениями п.п. 19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения в пенсионный орган, то есть с ДД.ММ.ГГГГ - отказать.        

     Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

          Председательствующий:        

          судья Левокумского

          районного суда:                                                                     Иванов М.А.