РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 августа 2011 года с. Левокумское Левокумский районный суд Ставропольского края в составе: Председательствующего судьи Ворониной С.А. С участием старшего помощника прокурора Левокумского района Самарина В.И. Представителя администрации муниципального образования села ... Казариновой О.М. Представителя заинтересованных лиц адвоката Хлебникова А.Л. Заинтересованного лица Магомедова М.Б. При секретаре судебного заседания Батаевой Е.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Левокумского районного суда гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Левокумского района о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования села ... при решении вопроса о регистрации, У С Т А Н О В И Л : И.о. прокурора Левокумского района обратился в Левокумский районный суд обратился с заявлением о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования села ... при решении вопроса о регистрации лиц. Требования и.о. прокурора мотивирует тем, что согласно адресным справкам отделения УФМС России по Ставропольскому краю в Левокумском районе выявлены лица, зарегистрированные в нежилых помещениях. Основополагающие правила прописки граждан, действовавшие на момент регистрации, были закреплены в Положении о паспортной системе в СССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от 28.08.1974 года № 677, согласно которого граждане прописываются по месту жительства (на жилой площади). Согласно нормативно-правовым актам 1982 года и 1986 года прописка производилась только в жилые помещения. Просит признать неправомерными действия администрации муниципального образования села ... Левокумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства Ставропольский край, Левокумский район, село (адрес) Кадиева Р.М., Гасайниева М.А., Омарова Т.С., Султановой Н.С., Расуловой С.Г., Рабаданова Д.М., Султанова С.Н., Мамаевой У.А., Гаджиаттаевой У.Д., Гаджиаттаева А.М., Бадирханова М.Р., Исрапилова А. б/о, Раджабова А.Б., Султановой Р.Б., Омаровой З.А., Омарова Г.М., Расуловой С.Г., Рабадановой П. б/о, Гаджиаттаевой Г.А., Мамаева А.М., Гаджимурадовой Д.Г., Исрапилова М.И., Магомедова М.Б., Арсланбековой М.М., Рабадановой Н.М., Кадиевой А.А.; Идрисова М.А. и обязать администрацию муниципального образования села ..., Левокумского района, Ставропольского края снять с регистрационного учета по месту жительства указанных лиц. В судебном заседании старший помощник прокурора Левокумского района Самарин В.И. заявление поддержал в полном объеме и пояснил суду, что в соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Согласно адресным справкам отделения УФМС России по Ставропольскому краю в Левокумском районе зарегистрированы по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, (адрес) Кадиев Р.М., Гасайниев М.А., Омаров Т.С., Султанова Н.С., Расулова С.Г., Рабаданов Д.М., Султанов С.Н., Мамаева У.А., Гаджиаттаева У.Д., Гаджиаттаев А.М., Бадирханов М.Р., Исрапилов А. б/о, Раджабов А.Б., Султанова Р.Б., Омарова З.А., Омаров Г.М., Расулова С.Г., Рабаданова П. б/о, Гаджиаттаева Г.А., Мамаева А.М., Гаджимурадова Д.Г., Исрапилов М.И., Магомедов М.Б., Арсланбекова М.М., Рабаданова Н.М., Кадиева А.А.; Идрисов М.А. ((адрес)). Правила прописки граждан, действовавшие на момент регистрации, были закреплены в Положении о паспортной системе в СССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от 28.08.1974 года № 677, согласно которого граждане прописываются по месту жительства (на жилой площади). Согласно нормативно-правовым актам 1982 и 1986 годов прописка производилась только в жилые помещения. В законе (статье 5 Жилищного кодекса РСФСР) дано точное определение жилого помещения, под которое постройки, расположенные по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, село ..., ..., не подпадают. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 25.06.1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также подпунктом "ж" пункта 31 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета, в том числе и в случае обнаружения на соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации на основании вступившего в законную силу решения суда. Согласно сведениям администрации муниципального образования села ... Левокумского района Ставропольского края, помещения, расположенные (адрес), в которых зарегистрированы вышеуказанные граждане, к жилым помещениям не относятся. Указанные лица зарегистрированы по месту жительства администрацией муниципального образования села ... не в жилом помещении, что является нарушением установленного порядка. Просит суд признать неправомерными действия администрации муниципального образования села ... Левокумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства: Ставропольский край, Левокумский район, село ..., (адрес) Кадиева Р.М., Гасайниева М.А., Омарова Т.С., Султановой Н.С., Расуловой С.Г., Рабаданова Д.М., Султанова С.Н., Мамаевой У.А., Гаджиаттаевой У.Д., Гаджиаттаева А.М., Бадирханова М.Р., Исрапилова А. б/о, Раджабова А.Б., Султановой Р.Б., Омаровой З.А., Омарова Г.М., Расуловой С.Г., Рабадановой П. б/о, Гаджиаттаевой Г.А., Мамаева А.М., Гаджимурадовой Д.Г., Исрапилова М.И., Магомедова М.Б., Арсланбековой М.М., Рабадановой Н.М., Кадиевой А.А.; Идрисова М.А. ((адрес)), и обязать администрацию муниципального образования села ... Левокумского района Ставропольского края снять с регистрационного учета по месту жительства указанных лиц. Представитель администрации муниципального образования села ..., Левокумского района, Ставропольского края Казаринова О.М. с требования и.о. прокурора Левокумского района полностью согласилась, пояснив суду, что действительно указанные в заявлении лица зарегистрированы в нежилых помещениях. Заинтересованное лицо Магомедов М.Б. с требованиями и.о. прокурора Левокумского района не согласился, пояснив суду, что в настоящее время он проживает (адрес), но прописаться пока не может, так как не оформил в собственность дом. Заинтересованные лица Кадиев Р.М., Гасайниев М.А., Омаров Т.С., Султанова Н.С., Расулова С.Г., Рабаданов Д.М., Султанов С.Н., Мамаева У.А., Гаджиаттаева У.Д., Гаджиаттаев А.М., Бадирханов М.Р., Исрапилов А. б/о, Раджабов А.Б., Султанова Р.Б., Омарова З.А., Омаров Г.М., Расулова С.Г., Рабаданова П. б/о, Гаджиаттаева Г.А., Мамаев А.М., Гаджимурадова Д.Г., Исрапилов М.И., Арсланбекова М.М., Рабаданова Н.М., Кадиева А.А.; Идрисов М.А. в судебное заседание не явились. Из материалов дела следует, что указанные лица зарегистрированы по адресам, указанным в заявлении, но местонахождение их суду неизвестно. Из пояснений представителя администрации муниципального образования села ..., Левокумского района, Ставропольского края Казариновой О.М. следует, что указанные в заявлении граждане по месту регистрации не проживают. Руководствуясь статьей 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд назначил адвоката в качестве представителя не явившихся заинтересованных лиц. Адвокат адвокатской конторы Левокумского района Ставропольской краевой коллегии адвокатов Хлебников А.Л., представляющий интересы заинтересованных лиц по назначению суда, пояснил суду, что с заявлением он не согласен. Просит применить срок исковой давности. Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, оценив доказательства, суд приходит к следующим выводам: Федеральным законом от 17.01.1992 года № 2202-1 (ред. от 07.02.2011 года) "О прокуратуре Российской Федерации" (часть 1 статьи 1) определено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, что закреплено в части 2 статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". В связи с чем, суд полагает, что прокурор Левокумского района вправе обратиться в суд с заявлением признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования села ... при решении вопроса о регистрации. В материалах дела имеются сведения о том, что в Левокумском районе зарегистрированы по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, село ..., (адрес) Кадиев Р.М., Гасайниев М.А., Омаров Т.С., Султанова Н.С., Расулова С.Г., Рабаданов Д.М., Султанов С.Н., Мамаева У.А., Гаджиаттаева У.Д., Гаджиаттаев А.М., Бадирханов М.Р., Исрапилов А. б/о, Раджабов А.Б., Султанова Р.Б., Омарова З.А., Омаров Г.М., Расулова С.Г., Рабаданова П. б/о, Гаджиаттаева Г.А., Мамаева А.М., Гаджимурадова Д.Г., Исрапилов М.И., Магомедов М.Б., Арсланбекова М.М., Рабаданова Н.М., Кадиева А.А.; Идрисов М.А. зарегистрирован (адрес) (Том № ..., л.д....), что подтверждается заявлениями о выдаче (замене) паспорта и адресными справками отделения УФМС России по Ставропольскому краю. Как установлено судом, на момент регистрации вышеуказанных лиц действовали правила прописки граждан, которые были закреплены в Положении о паспортной системе в СССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от 28.08.1974 года № 677. В соответствии с пунктом 22 данного Положения граждане прописываются по месту жительства. Согласно нормативно-правовым актам, действовавшим до 17.07.1995 года, прописка производилась только в жилые помещения. Жилищный кодекс РСФСР определял, что жилищный фонд образуют находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях (статья 4). В статье 5 Жилищного кодекса РСФСР указано, что жилищный фонд включает: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда. В силу статьи 7 Жилищного кодекса РСФСР, жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. Основополагающие правила регистрации граждан по месту жительства закреплены в Законе Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (ред. от 01.07.2011 года). В соответствии со статьей 6 вышеуказанного Закона Российской Федерации № 5242-1 гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляется ряд документов, в том числе документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (статья 2) установлено, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В статье 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 1 и 2) четко указано, что жилое помещение предназначено для проживания граждан; допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. В связи с этим, суд приходит к выводу, что согласно действующему законодательству, регистрация по месту жительства граждан Российской Федерации осуществляется только в жилых помещениях. Из смысла части 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011 года), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 11.11.2010 года) следует, что органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления. В ответе администрации муниципального образования села ... указано, что помещения, находящиеся (адрес) не включены в жилой фонд (Том № ..., л.д....). Проанализировав представленные доказательства и вышеперечисленные законодательные нормы, суд пришел к выводу, что строения, расположенные по адресу: (адрес), ПУ № ... и ПУ № ..., где зарегистрированы вышеуказанные граждане, на момент их регистрации не подпадали под определение жилого помещения. Факт регистрации граждан в нежилых помещения, подтверждается сведениями из администрации муниципального образования села ... по представленным спискам и сведениями из отделения № 3 Межрайонного отдела Управления Федеральной миграционной службы России по СК в городе Буденновске (с местом дислокации в селе Левокумском), имеющимися в материалах дела (Том № ..., л.д....). Таким образом, регистрация указанных лиц по месту жительства администрацией муниципального образования села ... не в жилом помещении, является нарушением установленного порядка. Согласно статье 7 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", и пункта "ж" части 31 вышеназванных Правил регистрации снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда. Суд считает несостоятельным довод представителя ответчика адвоката Хлебникова А.Л. о том, что пропущен срок исковой давности, по следующим основаниям. В соответствии с требованиями, изложенными в части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения в суд с заявлением данной категории составляет 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод. Как установлено судом, факт нарушения порядка регистрации по месту жительства вышеуказанных граждан был выявлен прокурором Левокумского района (дата) из сообщения и.о. начальника отделения № 3 межрайонного отдела УФМС России по СК в г. Буденновске (с местом дислокации в с. Левокумском) ... (Том № ... л.д. ...). С заявлением в суд и.о. прокурора обратился (дата) В силу статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. При изложенных обстоятельствах, суд считает заявление и.о. прокурора Левокумского района законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению. Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р Е Ш И Л : Заявление и. о. прокурора Левокумского района удовлетворить. Признать неправомерными действия администрации муниципального образования села Правокумского при решении вопроса о регистрации Кадиева Р.М., Гасайниева М.А., Омарова Т.С., Султановой Н.С., Расуловой С.Г., Рабаданова Д.М., Султанова С.Н., Мамаевой У.А., Гаджиаттаевой У.Д., Гаджиаттаева А.М., Бадирханова М.Р., Исрапилова А. б/о, Раджабова А.Б., Султановой Р.Б., Омаровой З.А., Омарова Г.М., Расуловой С.Г., Рабадановой П. б/о, Гаджиаттаевой Г.А., Мамаева А.М., Гаджимурадовой Д.Г., Исрапилова М.И., Магомедова М.Б., Арсланбековой М.М., Рабадановой Н.М., Кадиевой А.А., Идрисова М.А.. Обязать администрацию муниципального образования села ... Левокумского района Ставропольского края снять с регистрационного учета по месту жительства по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, (адрес) Кадиева Р.М., Гасайниева М.А., Омарова Т.С., Султанову Н.С., Расулову С.Г., Рабаданова Д.М., Султанова С.Н., Мамаеву У.А., Гаджиаттаеву У.Д., Гаджиаттаева А.М., Бадирханова М.Р., Исрапилова А. б/о, Раджабова А.Б., Султанову Р.Б., Омарову З.А., Омарова Г.М., Расулову С.Г., Рабадановой П. б/о, Гаджиаттаеву Г.А., Мамаева А.М., Гаджимурадову Д.Г., Исрапилова М.И., Магомедова М.Б., Арсланбекову М.М., Рабаданову Н.М., Кадиеву А.А.; Идрисова М.А.( (адрес)). Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья С.А. Воронина.