решение об удовлетворении заявления прокурора о признании неправомерными действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации граждан



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06.10.2011 года                                                                                             с. Левокумское

Левокумский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Иванова А.В.,

при секретаре Бураченко В.В.,

с участием помощника прокурора Левокумского района Ставропольского края Егорова Д.А.,

заинтересованных лиц:

Магомедовой З.М.,

Гаджиева З.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Левокумского района Ставропольского края о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовета при решении вопроса о регистрации граждан: Магомедовой Л.Н., Магомедовой З.М., Гаджиевой Г.Д., Гаджиева З.Б.

УСТАНОВИЛ:

В Левокумский районный суд обратился прокурор Левокумского района Ставропольского края с заявлением о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовета при решении вопроса о регистрации граждан: Магомедовой Л.Н., Магомедовой З.М., Гаджиевой Г.Д., Гаджиева З.Б., где указал, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Согласно адресным справкам отделения УФМС России по Ставропольскому краю в <адрес> Магомедова Л.Н., Магомедова З.М., Гаджиева Г.Д., Гаджиев З.Б. зарегистрированы по адресу: <адрес>

Основополагающие правила прописки граждан, действовавшие на момент регистрации были закреплены в Положении о паспортной системе в СССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от 28.08.1974 года № 677, согласно которого граждане прописываются по месту жительства (на жилой площади).

Согласно нормативно-правовым актам 1982 г., 1986 г. прописка производилась только в жилые помещения.

В силу статьи 4 Жилищного кодекса РСФСР жилищный фонд образуют находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях.

В соответствии со ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР жилищный фонд включал в себя:

жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);

жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд);

жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов);

жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).

В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда.

Основополагающие правила регистрации граждан по месту жительства закреплены в Федеральном законе от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Согласно ст. 6 данного Федерального закона граждане должны обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:

паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Кроме того, согласно действующему законодательству регистрация по месту жительства граждан Российской Федерации осуществляется только в жилых помещениях.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом согласно ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан, а также для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Таким образом, в законе дано точное определение жилого помещения, под которое постройка, расположенная по адресу: <адрес> не подпадает.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также п.п. «ж» п. 31 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета, в том числе и в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации на основании вступившего в законную силу решения суда.

Согласно сведений администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовета Левокумского района Ставропольского края, помещения, расположенные на <адрес> <адрес>, в которых зарегистрированы вышеуказанные граждане, к жилым помещениям не относятся.

Таким образом, на момент регистрации указанных граждан, строения, расположенные по адресу: <адрес>, не подпадало под определение жилого помещения.

Магомедова Л.Н., Магомедова З.М., Гаджиева Г.Д., Гаджиев З.Б. зарегистрированы по месту жительства администрацией муниципального района <данные изъяты> сельсовета не в жилых помещениях, что является нарушением установленного порядка.

В заявлении прокурор просит:

1. Признать неправомерными действия администрации муниципального образования <адрес> сельсовета Левокумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации Магомедовой Л.Н., Магомедовой З.М., Гаджиевой Г.Д., Гаджиева З.Б. по месту жительства по адресу: <адрес>

2. Обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> сельсовета <адрес> снять с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес> Магомедову Л.Н., Магомедову З.М., Гаджиеву Г.Д., Гаджиева З.Б..

В судебном заседании помощник прокурора Егоров Д.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Глава <данные изъяты> сельсовета Муртазалиев С.М. направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Магомедова Л.Н., Гаджиева Г.Д.были извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, однако в судебное заседание не явились.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МО <данные изъяты> сельсовета, Магомедовой Л.Н., Гаджиевой Г.Д.

Заинтересованное лицо Магомедова З.М. с заявлением не согласилась и пояснила, что её по адресу <адрес> регистрировало должностное лицо администрации муниципального образования <адрес> сельсовета ДД.ММ.ГГГГ. Сотрудник администрации <адрес> ей при этом не говорил, что данное помещение является нежилым и что там запрещено регистрироваться по месту жительства.

Заинтересованное лицо Гаджиев З.Б., с заявлением не согласился и пояснил, что его по адресу <адрес> регистрировало должностное лицо администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовета ДД.ММ.ГГГГ. Сотрудник администрации <адрес> ему при этом не говорил, что данное помещение является нежилым и что там запрещено регистрироваться по месту жительства.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В Положении о паспортной системе в СССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от 28 августа 1974 года № 677, а затем в Постановлении Правительства РФ от 17.07. 1995г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», закреплены правила прописки граждан, действующие на момент регистрации Магомедовой Л.Н., Магомедовой З.М., Гаджиевой Г.Д., Гаджиева З.Б. по адресу: <адрес>.

Согласно нормативно-правовым актам, прописка производилась только в жилые помещения.

В соответствии со ст. 4 ЖК РСФСР, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ от 28 августа 1974 г. N 678 «О НЕКОТОРЫХ ПРАВИЛАХ ПРОПИСКИ ГРАЖДАН» (в ред. Постановлений Совмина СССР от 18.03.85 N 241, от 26.02.86 N 271, от 28.08.86 N 1029, от 08.09.90 N 907) устанавливались правила прописки только в жилых помещениях.

Согласно п.7 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР от 3 апреля 1987 г. N 2 «О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА» под вселением в установленном порядке понимается, как правило, вселение в жилое помещение с соблюдением положений о прописке.

Согласно ст. 51 Жилищного Кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 24 июня 1983 года) договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

Согласно статьи 7 ЖК РСФСР (действующего до 01 марта 2005 года)(Назначение жилых домов и жилых помещений) жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан.

Строение <адрес>, где значатся зарегистрированными заинтересованные граждане, не подпадают под статус жилого помещения, и регистрация в них является неправомерной.

Согласно адресным справкам отделения УФМС России по Ставропольскому краю в Левокумском районе зарегистрированы в <адрес> Магомедова Л.Н., Магомедова З.М., Гаджиева Г.Д., Гаджиев З.Б..

Согласно сообщению Администрации <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ , помещения, в которых зарегистрированы Магомедова Л.Н., Магомедова З.М., Гаджиева Г.Д., Гаджиев З.Б., к жилым помещениям не относятся.

Согласно списку лиц, предоставленному Администрацией <данные изъяты> сельсовета от 15.07.11г. № 349, Магомедова Л.Н., Магомедова З.М., Гаджиева Г.Д., Гаджиев З.Б., зарегистрированы в нежилых помещениях.

Из списка граждан, зарегистрированных в нежилых помещениях в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что Гаджиев З.Б., Гаджиева Г.Д., Магомедова З.М., Магомедова Л.Н. зарегистрированы в нежилых помещениях по адресу - <адрес>.

Из вышеуказанного следует, что действия должностных лиц администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовета Левокумского района Ставропольского края при регистрации Магомедовой Л.Н., Магомедовой З.М., Гаджиевой Г.Д., Гаджиева З.Б. по адресу: <адрес> являются незаконными.

Факт регистрации вышеуказанных граждан по адресу <адрес> подтверждается адресными справками из отделения УФМС России по Ставропольскому краю в Левокумском районе, вышеприведенными сведениями, предоставленными администрацией <данные изъяты> сельсовета.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения (ст. 14, "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 18.07.2011)).

Муниципальное образование <данные изъяты> сельсовета не предоставило сведений о том, что принималось решение о переводе помещений, в которых зарегистрированы по месту жительства граждане - заинтересованные лица в жилые.

Статья 249 ГПК РФ предусматривает, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Администрация муниципального образования <данные изъяты> сельсовета не представила в суд доказательства законности действий должностных лиц администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовета при решении вопроса о регистрации на <адрес> Магомедовой Л.Н., Магомедовой З.М., Гаджиевой Г.Д., Гаджиева З.Б..

Более того, и.о. главы администрации, глава администрации <данные изъяты> сельсовета в своих сведениях указывали, что указанные в данном заявлении граждане действительно были зарегистрированы на <адрес>, строения на котором не относятся к жилым.

Согласно абзаца 4 ст. 1 Закона Ставропольского края от 24.06.2002г.№ 27-кз ( в редакции от 04.03.2005 г.) «О мерах по пресечению незаконной миграции в Ставропольском крае» под органами регистрационного учета - понимаются органы внутренних дел, а в населенных пунктах, где отсутствуют органы внутренних дел, - органы местного самоуправления, осуществляющие регистрацию граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания и по месту жительства.

Согласно ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения в суд с заявлением данной категории составляет 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод. Факт нарушения порядка регистрации по месту жительства вышеуказанных граждан был установлен в ходе проверки обращения и.о. начальника отделения межрайонного отдела управления Федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю в г. Буденновске (с местом дислокации в <адрес>) Ч.Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении требований Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также п.п. «ж», п. 31 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 1 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Таким образом, настоящее заявление предъявлено прокурором в интересах Российской Федерации, поскольку незаконная регистрация граждан в нежилых помещениях препятствует выполнению обязанностей гражданами перед обществом и государством, тем самым нарушает права и законные интересы Российской Федерации.

Незаконность производства регистрации должностными лицами <данные изъяты> сельсовета нашло свое полное подтверждение, в силу чего имеются основания считать права Российской Федерации нарушенными незаконной регистрацией, требование прокурора Левокумского района суд признает подлежащим удовлетворению.

Доводы граждан-заинтересованных лиц о том, что они при регистрации не знали, что строения, расположенные на <адрес>, не относятся к жилым помещениям, суд не расценивает как дающие основание для отказа в заявленных требованиях, в связи с тем, что незнание о том, что помещение, расположенное по адресу, в котором лицо зарегистрировано, является нежилым, не влечет признание регистрации законной, совершенной в установленном порядке.

Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда (ст. 7, Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").

Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд исходит из того, что регистрация по месту жительства произведена должностными лицами МО <данные изъяты> сельсовета в помещениях, не являющихся жилыми, что явилось нарушением норм права.

Руководствуясь ст. 254,258, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Левокумского района Ставропольского края удовлетворить в полном объеме.

Признать неправомерными действия администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовета Левокумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации Магомедовой Л.Н., Магомедовой З.М., Гаджиевой Г.Д., Гаджиева З.Б. по месту жительства по адресу: <адрес>

Обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> сельсовета Левокумского района Ставропольского края снять с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес> Магомедову Л.Н., Магомедову З.М., Гаджиеву Г.Д., Гаджиева З.Б..

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в течение 10 дней с даты изготовления мотивированного решения.

Судья

Левокумского районного суда                                                                                А.В. Иванов