вынесено решение по заявлению прокурора Левокумского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании недействующим нормативного акта в части



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 октября 2011 года                                                                        с.Левокумское

Левокумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Филёвой Е.Н.,

с участием:

помощника прокурора Левокумского района Самарина В.И.,

представителей заинтересованного лица Казетовой В.В., Околова Ю.М., действующих по доверенностям от 06.10.2011 года, действительным до 31.12.2011 года,

при секретаре Рудынской Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Левокумского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании недействующим нормативного правового акта в части,

у с т а н о в и л:

Прокурор Левокумского района обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании Устава муниципального образования Величаевского сельсовета Левокумского района Ставропольского края противоречащим Федеральному закону от 06.10.2003 № 131 Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с момента вступления в силу принятого по делу решения суда, в части перечисленных в заявлении положений, мотивируя свое заявление тем, что указанные положения противоречат требованиям законодательства. Просил признать противоречащим Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Устав муниципального образования Величаевского сельсовета Левокумского района Ставропольского края с момента вступления в силу принятого по делу решения суда, в части п.5 ч.1 ст.8; ч.4 ст.49; п.5 ч.3 ст.49; п.21 ч.1 ст.7; п.2 ст.39; п.33 ч.1 ст.7; признать противоречащими Уставу (Основному Закону) Ставропольского края п.5 ч.3 ст.26, абз.3 ч.1 ст.27, ч.6 ст.33, абз.3 ч.4 ст.47 в части содержащихся в данных положениях устава ссылок на наименование законодательного (представительного) органа государственной власти Ставропольского края - «Государственная Дума Ставропольского края». Обязать Совет депутатов муниципального образования Величаевского сельсовета Левокумского района Ставропольского края после вступления в силу решения суда, принятого по делу, опубликовать его в печатном издании Совета депутатов и администрации села Величаевского Левокумского района Ставропольского края «Муниципальный вестник».

В судебном заседании помощник прокурора Левокумского района Самарин В.И. требования поддержал в полном объёме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении прокурора.

Представитель заинтересованного лица Околов Ю.М. в судебном заседании поддержал требования прокурора, по существу заявления пояснил, что в последнее время созывалось 3 сессии для принятия Устава в новой редакции, однако решение до сих пор не принято, в связи с отсутствием необходимого количества голосов.

         

Представитель заинтересованного лица Казетова В.В. в судебном заседании поддержала требования прокурора и подтвердила доводы Околова Ю.М..

Выслушав помощника прокурора, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст.251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании противоречащим закону полностью или в части нормативного правового акта органа местного самоуправления.

Решением Совета депутатов муниципального образования Величаевского сельсовета Левокумского района Ставропольского края от 03.08.2006 года №71 утверждён Устав муниципального образования Величаевского сельсовета Левокумского района Ставропольского края (далее по тексту - Устав муниципального образования), зарегистрированный в последующем в ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу 14.08.2006 №Ru265153022006001, опубликованный в печатном издании Совета депутатов и администрации села Величаевского Левокумского района Ставропольского края 15.02.2010 года, что подтверждается исследованным в судебном заседании номером «Муниципального вестника» №4 от 12.09.2006 года.

Решениями Совета депутатов муниципального образования Величаевского сельсовета Левокумского района Ставропольского края от 02.04.2007 №27, от 24.06.2009 №128, от 01.02.2010 №149 в Устав муниципального образования внесены соответствующие изменения и дополнения в соответствии с изменениями действующего законодательства.

Решение Совета депутатов муниципального образования Величаевского сельсовета Левокумского района Ставропольского края от 01.02.2010 №149 «О внесении изменений в Устав муниципального образования Величаевского сельсовета Левокумского района Ставропольского края» опубликовано в печатном издании Совета депутатов и администрации села Величаевского Левокумского района Ставропольского края 15.02.2010 г.

Пунктом 1 ч.1 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон №131-ФЗ) установлено, что в систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования.

В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону №131-ФЭ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Устав муниципального образования Величаевского сельсовета Левокумского района Ставропольского края (в редакции решения Совета депутатов муниципального образования Величаевского сельсовета Левокумского района Ставропольского края от 01.02.2010 №149) противоречит федеральному закону, имеющему большую юридическую силу в следующем.

Согласно п.5 ч.1 ст.8 Устава муниципального образования, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления сельского поселения обладают следующими полномочиями: регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.

В тоже время, в соответствии с требованиями п.4.1. ч.1 ст.17 Федерального закона №131-Ф3, в редакции Федерального закона от 27.07.2010 №237-Ф3, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов не обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения).

Кроме того, в соответствии с требованиями п.4.1. ч.1 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ, в редакции Федерального закона от 27.07.2010 №237-ФЭ, полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), не могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.

Согласно ч.4 ст.49 Устава муниципального образования, особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливается федеральным законом.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом № 131-Ф3 в редакции Федерального закона от 03.11.2010 № 286-ФЗ «О признании утратившей силу части 6 статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положение федерального законодательства в части установления федеральным законом особенностей возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядка учета муниципального имущества, признано утратившим силу.

Согласно п.5 ч.3 ст.49 Устава муниципального образования в собственности поселения находятся объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров.

В тоже время, в соответствии с п.6 ч.2 ст.50 Федерального закона № 131-Ф3 в редакции Федерального закона от 29.12.2010 года № 442-ФЗ, в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности.

Согласно п.21 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования, к вопросам местного значения поселения относится: утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселения, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

При этом, по смыслу п.21 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования указанный вопрос местного значения в части выдачи разрешений на строительство разрешается без каких-либо ограничений, в том числе установленных федеральным законодательством.

В тоже время, в соответствии с требованиями п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ, в редакции Федерального закона от 18.07.2011 №224-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относится выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).

При этом подпунктом «а» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, п. 21 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования содержит коррупционный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, поскольку предполагает возможность выдачи органами местного самоуправления поселения разрешений на строительство без каких-либо исключений и вне зависимости от ограничений установленных федеральным законодательством, то есть изначально предполагается право принятия по усмотрению органа местного самоуправления (его должностного лица) решения о выдаче разрешений на строительство любых объектов строительства при отсутствии в п.21 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования условия об ограничении указанного права в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

Так же, п.21 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования противоречит требованиям Федерального закона №131-Ф3, в редакции Федерального закона от 18.07.2011 №243-Ф3, поскольку в силу требований п.20 ч.1 ст.14 указанной редакции Федерального закона №131-Ф3, к вопросам местного значения поселения не отнесен вопрос о выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения.

Согласно п.2 ст.39 Устава муниципального образования органы местного самоуправления поселения, которые в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Уставом наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

В тоже время, в соответствии с ч.2 ст.41 Федерального закона №131-ФЗ в редакции Федерального закона от 08.05.2010 года №83-Ф3 органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом №131-ФЭ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Согласно п.33 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования к вопросам местного значения поселения относится: осуществление муниципального лесного контроля и надзора.

Вместе с тем, в соответствии с п.32 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-Ф3, в редакции Федерального закона от 18.07.2011 №242-ФЗ, осуществление муниципального лесного надзора не отнесено к вопросам местного значения поселения.

Также, в соответствии с Законом Ставропольского края от 12.10.2010 № 78-кз «О поправках к Уставу (Основному Закону) Ставропольского края» наименование законодательного (представительного) органа государственной власти Ставропольского края «Государственная Дума Ставропольского края» изменено на наименование «Дума Ставропольского края».

В силу требований ч.4 ст.2 указанного Закона Ставропольского края наименования законодательного (представительного) органа государственной власти Ставропольского края «Государственная Дума Ставропольского края» и «Дума Ставропольского края» считаются равнозначными со дня вступления в силу настоящего Закона и до 1 января 2011 года.

В тоже время, согласно п.5 ч.3 ст.26 Устава муниципального образования к полномочиям представительного органа поселения отнесено осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Ставропольского края, что противоречит требованиям Устава (Основного Закона) Ставропольского края, в редакции Закона Ставропольского края от 12.10.2010 № 78-кз.

Кроме того, согласно абз.3 ч.1 ст.27 Устава муниципального образования предусмотрено, что роспуск представительного органа поселения в случае принятия нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Ставропольского края, осуществляется Государственной Думой Ставропольского края.

В этой связи, абз.3 ч.1 ст.27 Устава муниципального образования также противоречит требованиям Устава (Основного Закона) Ставропольского края, в редакции Закона Ставропольского края от 12.10.2010 № 78-кз.

Частью 6 ст.33 Устава муниципального образования предусмотрено, что глава поселения не может быть депутатом Государственной Думы Ставропольского края, что также противоречит требованиям Устава (Основного Закона) Ставропольского края, в редакции Закона Ставропольского края от 12.10.2010 № 78-кз.

Кроме того, противоречит требованиям Устава (Основного Закона) Ставропольского края, в редакции Закона Ставропольского края от 12.10.2010 №78-кз и абз.3 ч.4 ст.47 Устава муниципального образования, поскольку предусматривает, что муниципальный служащий не вправе быть депутатом Государственной Думы Ставропольского края.

На основании вышеизложенного судом установлено, что Устав муниципального образования Величаевского сельсовета Левокумского района Ставропольского края в части перечисленных в заявлении прокурора положений действительно противоречат требованиям законодательства, указанным в настоящем решении, в связи с чем, считает необходимым удовлетворить заявление в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст.194,198,253 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

заявление прокурора Левокумского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании недействующим нормативного правового акта в части, удовлетворить.

Признать противоречащим Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части Устав муниципального образования Величаевского сельсовета Левокумского района Ставропольского края с момента вступления в силу принятого по делу решения суда, а именно следующие его положения:

п.5 ч.1 ст.8 Устава муниципального образования в части, наделения органов местного самоуправления поселения полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также, полномочиями по полной или частичной передаче данных функций органами местного самоуправления поселения на основе соглашений с органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входит указанное поселение;

ч.4 ст.49 Устава муниципального образования в части, предусматривающей установление федеральным законом особенностей возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядка учета муниципального имущества;

п.5 ч.3 ст.49 Устава муниципального образования в части, предусматривающей нахождение в собственности поселения объектов, а также пожарного оборудования и снаряжения, предназначенных для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

п.21 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования в части, предусматривающей право выдачи органами местного самоуправления поселения разрешений на строительство без ограничений, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также в части, выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения;

п.2 ст.39 Устава муниципального образования в части, предусматривающей, что органы местного самоуправления поселения, которые в соответствии с федеральным законодательством и уставом поселения наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями;

п.33 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования в части отнесения к вопросам местного значения поселения осуществления муниципального лесного надзора;

Признать противоречащими Уставу (Основному Закону) Ставропольского края п.5 ч.3 ст.26, абз.3 ч.1 ст.27, ч.6 ст.33, абз.3 ч.4 ст.47 Устава муниципального образования Величаевского сельсовета Левокумского района Ставропольского края с момента вступления в силу принятого по делу решения суда в части содержащихся в данных положениях устава ссылок на наименование законодательного (представительного) органа государственной власти Ставропольского края - «Государственная Дума Ставропольского края».

Обязать Совет депутатов муниципального образования Величаевского сельсовета Левокумского района Ставропольского края после вступления в силу решения суда, принятого по делу, опубликовать его в печатном издании Совета депутатов и администрации села Величаевского Левокумского района Ставропольского края «Муниципальный вестник».

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в течение десяти дней с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья