24 октября 2011 г. с. Левокумское Левокумский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего: судьи Иванова М.А., с участием: помощника прокурора Левокумского района Чернышовой В.И., при секретаре судебного заседания Редун Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Левокумского района Ставропольского края Юникова С.А. о признании неправомерными действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации, У С Т А Н О В И Л: В Левокумский районный суд обратился прокурор Левокумского района Ставропольского края Юников С.А. с заявлением о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования <адрес> сельсовета при решении вопроса о регистрации по месту жительства Абдурагимова А.Ш., Абдурагимовой А.М. по адресу: <адрес>, указывая, что должностными лицами при решении данного вопроса нарушены нормы действующего законодательства. Представитель администрации муниципального образования <адрес> сельсовета Левокумского района Ставропольского края не явился в судебное заседание, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно сведений, представленных администрацией муниципального образования <адрес> сельсовета Левокумского района Ставропольского края, заинтересованные лица Абдурагимовы извещены о дате, месте и времени судебного заседания, сведений об уважительности неявки в суд ими не представлено, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступало. С учетом мнения участвующих сторон, не возражавших о рассмотрении дела без участия заинтересованных лиц Абдурагимова А.Ш., Абдурагимовой А.М., представителя администрации муниципального образования <адрес> сельсовета, Левокумского района, Ставропольского края, суд, на основании ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц. В судебном заседании помощник прокурора поддержала в полном объеме требования, указанные в заявлении, дав пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно п. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Согласно абз. 1 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Согласно материалов дела, Абдурагимов А.Ш., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается адресной справкой Отделения № 3 МРОУФМС России по Ставропольскому краю в г. Буденновске с местом дислокации в с. Левокумское, справкой из администрации МО <адрес>, Левокумского района Ставропольского края. Согласно материалов дела, Абдурагимова А.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается адресной справкой Отделения № 3 МРОУФМС России по Ставропольскому краю в г. Буденновске с местом дислокации в с. Левокумское, справкой из администрации МО с. <адрес>, Левокумского района Ставропольского края. На момент регистрации Абдурагимова А.Ш., Абдурагимовой А.М. действовали правила прописки граждан, которые были закреплены в Положении о паспортной системе в СССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от 28.08.1974 года № 677. Согласно данному Положению, граждане прописываются по месту жительства (пункт 22). В соответствии с нормативно-правовыми актами, действовавшими до 17.07.1995 года, прописка производилась только в жилые помещения. Так, согласно статье 4 Жилищного кодекса РСФСР жилищный фонд образуют находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях. Из статьи 5 Жилищного кодекса РСФСР следует, что жилищный фонд включает: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда. Основополагающие правила регистрации граждан по месту жительства закреплены в Федеральном законе от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Согласно ст. 6 данного Федерального закона граждане должны обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Кроме того, согласно действующему законодательству регистрация по месту жительства граждан Российской Федерации осуществляется только в жилых помещениях. Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом согласно ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан, а также для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Таким образом, в законе дано точное определение жилого помещения, под которое постройка, расположенная по адресу: <адрес> не подпадает. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, а также п.п. «ж» п. 31 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета, в том числе и в случае обнаружения на соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации на основании вступившего в законную силу решения суда. Статьей 7 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. Согласно сведений администрации муниципального образования <адрес> сельсовета Левокумского района Ставропольского края, исх № от ДД.ММ.ГГГГ, помещение, расположенное на <адрес>, к жилому помещению не относится. Таким образом, на момент регистрации указанных граждан, строение, расположенное по адресу: <адрес>, не подпадало под определение жилого помещения. Абдурагимов А.Ш., Абдурагимова А.М. зарегистрированы по месту жительства администрацией муниципального образования Величаевского сельсовета не в жилом помещении, что является нарушением установленного порядка. Согласно ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения в суд с заявлением данной категории составляет 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод. Факт нарушения порядка регистрации по месту жительства Абдурагимова А.Ш., Абдурагимовой А.М. был установлен ДД.ММ.ГГГГ. Настоящее заявление предъявлено в суд прокурором в интересах Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения 3 -х месячного срока. Нарушения срока подачи заявления в суд отсутствуют. В силу статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. При таких обстоятельствах, суд считает заявление прокурора Левокумского района Ставропольского края Юникова С.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р Е Ш И Л : Заявление прокурора Левокумского района Ставропольского края Юникова С.А. - удовлетворить. Признать неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования <адрес> сельсовета Левокумского района, Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства Абдурагимова А.Ш., ДД.ММ.ГГГГ.р., Абдурагимовой А.М., ДД.ММ.ГГГГ.р., по адресу: <адрес> Обязать орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования <адрес> сельсовета Левокумского района Ставропольского края устранить в полном объеме допущенное нарушение - снять с регистрационного учёта по месту жительства по адресу: <адрес> Абдурагимова А.Ш., ДД.ММ.ГГГГ.р., Абдурагимову А.М., ДД.ММ.ГГГГ.р. Решение суда направить для устранения допущенного нарушения закона в администрацию муниципального образования <адрес> сельсовета Левокумского района Ставропольского края в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования <адрес> сельсовета Левокумского района Ставропольского края сообщить в Левокумский районный суд Ставропольского края и прокурору Левокумского района Ставропольского края об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения вступившего в силу настоящего решения суда. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в течение 10 дней. Судья Левокумского районного суда: М.А.Иванов