24 октября 2011 г. с. Левокумское Левокумский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего: судьи Иванова М.А., с участием: помощника прокурора Левокумского района Чернышовой В.И., заинтересованного лица Арсланбекова Х.Р., при секретаре судебного заседания Редун Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Левокумского района Ставропольского края Юникова С.А. о признании неправомерными действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации, У С Т А Н О В И Л : В Левокумский районный суд обратился прокурор Левокумского района Ставропольского края Юников С.А. с заявлением о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования <адрес> сельсовета при решении вопроса о регистрации по месту жительства Арсланбекова Х.Р. по адресу: <адрес>, указывая, что должностными лицами при решении данного вопроса нарушены нормы действующего законодательства. Представитель администрации муниципального образования <адрес> не явился в судебное заседание, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения заявления. С учетом мнения участвующих сторон, не возражавших о рассмотрении дела без участия представителя администрации муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес>, суд, на основании ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц. В судебном заседании помощник прокурора поддержала в полном объеме требования, указанные в заявлении, дав пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Заинтересованное лицо Арсланбеков Х.Р. в суде не возражал относительно требований прокурора, пояснив, что в настоящее время он проводит работу по переводу нежилого помещения, в котором он проживает, в категорию жилых помещений. Выслушав стороны по делу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно п. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Согласно абз. 1 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. На момент регистрации Арсланбекова Х.Р. по адресу: <адрес>, действовали правила прописки граждан, которые были закреплены в Положении о паспортной системе в СССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от 28.08.1974 года № 677. Согласно данному Положению граждане прописываются по месту жительства (пункт 22). В соответствии с нормативно-правовыми актами, действовавшими до 17.07.1995 года, прописка производилась только в жилые помещения. Так, согласно статье 4 Жилищного кодекса РСФСР, жилищный фонд образуют находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях. Из статьи 5 Жилищного кодекса РСФСР следует, что жилищный фонд включает: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда. Статьей 7 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. Согласно материалам дела Арсланбеков Х.Р. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается адресной справкой Отделения № 3 МРОУФМС России по Ставропольскому краю в г. Буденновске с местом дислокации в <адрес>, справкой из администрации МО <адрес>. Из справки администрации муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес>, исх № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что помещение, расположенное на <адрес>, к жилому помещению не относится. Таким образом, строение, расположенное по адресу: <адрес> на момент регистрации Арсланбекова Х.Р. не подпадало под определение жилого помещения. Арсланбеков Х.Р. зарегистрирован по месту жительства администрацией муниципального образования <адрес> сельсовета не в жилом помещении, что является нарушением установленного порядка. При этом согласно ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан, а также для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Таким образом, в законе дано точное определение жилого помещения, под которое постройка, расположенная по адресу: <адрес> не подпадает. В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 18.07.2006, с изм. от 25.12.2008) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", и пункта "ж" части 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 08.09.2010), снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда. Согласно ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения в суд с заявлением данной категории составляет 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод. Факт нарушения порядка регистрации по месту жительства Арсланбекова Х.Р. был установлен ДД.ММ.ГГГГ. Настоящее заявление предъявлено в суд прокурором в интересах Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения 3 -х месячного срока. Нарушения срока подачи заявления в суд отсутствуют. В силу статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. При таких обстоятельствах, суд считает заявление прокурора Левокумского района Ставропольского края Юникова С.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Левокумского района Ставропольского края Юникова С.А. - удовлетворить. Признать неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования <адрес> сельсовета Левокумского района, Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства Арсланбекова Х.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., по адресу: <адрес>. Обязать орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования <адрес> сельсовета Левокумского района Ставропольского края устранить в полном объеме допущенное нарушение - снять с регистрационного учёта по месту жительства по адресу: <адрес> Арсланбекова Х.Р., ДД.ММ.ГГГГ Решение суда направить для устранения допущенного нарушения закона в администрацию муниципального образования <адрес> сельсовета Левокумского района Ставропольского края в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования <адрес> сельсовета Левокумского района Ставропольского края сообщить в Левокумский районный суд Ставропольского края и прокурору Левокумского района Ставропольского края об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения вступившего в силу настоящего решения суда. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в течение 10 дней. Судья Левокумского районного суда: М.А.Иванов