Решение по иску Самарина В.Н. к ГУ УПФ РФ о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2012 года

с. Левокумское.

Левокумский районный суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи Ворониной С.А.

С участием истца Самарина В.Н.

Представителя ответчика Зигуненко Л. А.

При секретаре судебного заседания Батаевой Е.Г.

        

     рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Самарина В.Н. к ГУ - Управлению пенсионного фонда РФ ... о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Самарин В. Н. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению пенсионного фонда РФ ... о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, мотивируя исковые требования тем, что решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации ... № ... от (дата) ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что стаж его работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости составляет ..., а необходимо 25 лет. ГУ - Управлением пенсионного фонда РФ ... в специальный стаж не включены периоды его обучения на курсах по повышению квалификации с (дата) по (дата), с (дата) по (дата); прохождение службы в рядах Советской Армии с (дата) по (дата). С решением Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ ... он не согласен. Просит суд признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации ... от (дата) № ... об отказе ему в назначении трудовой пенсии по старости незаконным. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации ... включить в специальный трудовой стаж дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости следующие периоды: период прохождения службы в Советской армии с (дата) по (дата) с учетом Федерального Закона «О статусе военнослужащих», засчитав в стаж на соответствующих видах работ один день воинской службы за два дня работы; периоды обучения на курсах по повышению квалификации с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с положениями подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с (дата).

В судебном заседании истец Самарин В.Н. исковые требования поддержал и пояснил суду, что с решением об отказе в назначении пенсии он не согласен, так как необоснованно исключены из стажа работы служба в армии и обучение на курсах по повышению квалификации. Просит суд признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации ... от (дата) № ... об отказе ему в назначении трудовой пенсии по старости незаконным. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации ... включить в специальный трудовой стаж период прохождения службы в Советской армии с (дата) по (дата) с учетом Федерального Закона «О статусе военнослужащих», засчитав в стаж на соответствующих видах работ один день воинской службы за два дня работы; периоды обучения на курсах по повышению квалификации с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с (дата).

Представитель ответчика Зигуненко Л.А. с исковыми требованиями не согласилась и пояснила суду, что период прохождения Самариным В.Н. службы в армии и периоды обучения на курсах по повышению квалификации исключены из специального стажа обоснованно. В соответствии с ч. 3 Постановления Совета Министров СССР -Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953 Положение № 1397 не применяется на территории Российской Федерации с 01 октября 1993 года.

Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" законодатель предусматривает возможность зачета времени прохождения военной службы в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, при этом речь идет о службе в «горячих точках». Самарин В.Н. проходил службу в обычных условиях. Кроме того, трудовые пенсии в Российской Федерации назначаются согласно Федеральному закону Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а не в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Согласно постановлению Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» включение в стаж на соответствующих видах работ периодов обучения на курсах повышения квалификации и периода прохождения срочной службы в рядах СА не предусмотрено. На момент обращения за пенсией (дата) у Самарина В. Н. специальный стаж составлял только ... год, а требуемый стаж 25 лет. Просит суд в иске отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, которое включает и право на получение пенсии в определённых законом случаях и размерах.

Статьей 7Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2008 г. № 319 -ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из решения ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ ... от (дата) № ... следует, что Самарину В.Н. отказано в назначении досрочной пенсии по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы на соответствующих видах работ. (Том № ... л.д. 9).

Из стажа исключены следующие периоды: прохождение службы в Советской армии с (дата) по (дата); периоды обучения на курсах по повышению квалификации с (дата) по (дата), с (дата) по (дата).

При проверке обоснованности исключения данных периодов судом установлено, что службу в армии по призыву Самарин В.Н. проходил с (дата) по (дата), что подтверждается записью в копии военного билета (Том № ... л.д. 18), справкой отдела ... военного комиссариата ... от (дата) (Том № ... л.д. 28). Обучение на курсах по повышению квалификации Самарин В.Н. проходил с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) (Том № ... л.д.35). При этом, согласно справке (Том № ... л.д. 44 ) периоды обучения на курсах по повышению квалификации оплачивались полной заработной платой и производились отчисления в ПФ.

В силу статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации за время нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы за работником сохраняется средняя заработная плата и производятся соответствующие отчисления в пенсионный фонда. Так как Самарин В.Н. В период нахождения на курсах получал полную зарплату учителя и работодателем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, исключение пенсионным органом из педагогического стажа истца периода нахождения на курсах повышения квалификации является необоснованным.

Согласно постановлению Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» работа постоянно в течение полного рабочего дня включается в педагогический стаж.

В соответствии со статьей 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, положения, языка, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Согласно статье 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Федеральным законом. Изменений условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путём внесения изменений и дополнений в закон. В случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановлениеот 24 мая 2001 года N 8-П и Определениеот 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В спорный период времени с (дата) по (дата) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы Самарина В.Н. в Вооруженных Силах СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный период службы Самарина В.Н. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Ответчиком дано иное толкование и применение пенсионного законодательства, что повлекло ограничение конституционного права Самарина В.Н. на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Таким образом, неправомерна ссылка представителя ответчика Зигуненко Л.А. на то, что законодатель предусматривает возможность зачета времени прохождения военной службы в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, при этом речь идет о службе в «горячих точках».

Законодатель специально урегулировал включение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугу лет в абзаце 2 пункта 3 статьи 10указанного Федерального закона от (дата) N 76-ФЗ, согласно которому время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункт 3 статья 10 Закона).

В абзаце 1 пункта 3 статьи 10 Закона содержится норма о включении в стаж службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи 10Закона "О статусе военнослужащих" предусматривает прохождение военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.

Ссылка представителя ответчика но то, что трудовые пенсии в Российской Федерации назначаются согласно Федеральному закону Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а не в соответствие с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" противоречит статье 15 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Норма абзаца 1 пункта 3 статьи 10статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не отменена и является действующей.

При таких обстоятельствах суд считает требования Самарина В.Н. законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению, а отказ Государственного Учреждения - Управления пенсионного фонда РФ ... в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости - незаконным.

Требования Самарина В.Н. о назначении ему пенсии с (дата) обоснованны, так как пунктом 1 статьи 19 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях, не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Так как, в ходе судебного разбирательства установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган Самарин В.Н. имел право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, однако ему было отказано, суд вправе удовлетворить требования истца о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости с (дата).

В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации расходы истца на оплату государственной пошлины при подаче иска (Том № ... л.д. 4) также подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Самарина В.Н. удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации ... от (дата) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Самарину В.Н. незаконным.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации ... включить в специальный трудовой стаж Самарину В.Н., дающие право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды: период прохождения службы в Советской армии с (дата) по (дата) год с учетом Федерального Закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», засчитав в стаж работы один день военной службы за два дня работы; периоды обучения на курсах по повышению квалификации с (дата) по (дата); с (дата) по (дата) и обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации ... назначить Самарину В.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с положениями подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с (дата).

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации ... в пользу Самарина В.Н. ... (...) рублей расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

С.А. Воронина.