Решение по делу 2-46/2012 по заявлению кандидата на должность главы с. Левокумского Слуцкого В.И. о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Левокумского района СК от 13.01.2012 г. № 31/279



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2012 года                                                                      с. Левокумское

     Левокумский районный суд Ставропольского края в составе

председательствующего: судьи Иванова М.А., с участием

пом. прокурора Левокумского района Ставропольского края Самарина В.И.,

заявителя Слуцкого В.И.,

представителя заявителя Слуцкого В.И. - адвоката Нефтекумской АК Ивановой О.В., действующей на основании ордера,

представителя заинтересованного лица - председателя территориальной избирательной комиссии Левокумского района Ставропольского края Логвинова В.А.,

при секретаре: Редун Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кандидата на должность главы села Левокумского Слуцкого Виктора Ивановича о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Левокумского района Ставропольского края от 13.01.2012 г. за № 31/279,

УСТАНОВИЛ:

      

Решением территориальной избирательной комиссии (далее - ТИК) Левокумского района Ставропольского края от 13.01.2012 г. за №31/279 Слуцкому В.И., выдвинутому избирательным объединением «Коммунистическая партия Российской Федерации» в качестве кандидата на должность главы села Левокумское, в регистрации кандидатом на должность главы села Левокумское отказано на основании п.п. «б» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в связи с несоблюдением требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».

       

Слуцкий В.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным вышеуказанного постановления территориальной избирательной комиссии Левокумского района Ставропольского края.

      

В обоснование своих доводов он указал, что в территориальную избирательную комиссию им был подготовлен и 5 января 2012 года передан весь необходимый пакет документов, который был принят без всяких к нему претензий, выдано подтверждение о принятии данных документов.

      

13 января 2012 года ему была вручена копия постановления территориальной избирательной комиссии Левокумского района за №31/279 об отказе в регистрации кандидатом на должность главы села Левокумское Левокумского района Ставропольского края с ссылкой на тот факт, что якобы партия, от которой он был выдвинут на данную должность, письменно не уведомила председателя комиссии о предстоящей 24 декабря 2011 года конференции, рассматривающей вопрос о выдвижении кандидатов на пост главы местной администрации.

       

Заявитель не согласен с данным выводом комиссии, так как о дне проведения конференции председатель комиссии был извещен заблаговременно, однако на конференцию прибыть он отказался, сославшись на занятость, но на конференцию был с ведома председателя комиссии направлен представитель территориальной комиссии Левокумского района Истошин В.А., следовательно, комиссии было известно о проведении выше указанной конференции.

      

Кроме того, при выдвижении заявителя на должность главы села Левокумского Левокумского района Ставропольского края, на данной конференции одновременно выдвигался на должность главы муниципального образования села Урожайного Левокумского района Ставропольского края Судаков Н.П., но Судаков Н.П. был зарегистрирован как кандидат этой же комиссией и нарушений при сборе документов у него обнаружено не было.

      

Просит отменить постановление территориальной избирательной комиссии Левокумского района от 13 января 2012 года №31/279 «Об отказе Слуцкому В.И. в регистрации кандидатом на должность главы села Левокумского Левокумского района Ставропольского края; обязать территориальную избирательную комиссию Левокумского района зарегистрировать Слуцкого В.И. кандидатом на должность главы села Левокумского Левокумского района Ставропольского края.

     

В судебном заседании заявитель Слуцкий В.И. дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в заявлении, на своих требованиях настаивал, просил удовлетворить их в полном объеме. Дополнительно пояснил, что отказ в его регистрации кандидатом при регистрации другого кандидата в аналогичных условиях нарушает общепризнанные международные нормы права в этом вопросе, в том числе Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.

       

Представитель заявителя адвокат Иванова О.В. также требования заявителя поддержала, обратив внимание на то, что члены избирательной комиссии по разному трактуют нормы закона в области избирательного права, были введены в заблуждения председателем избирательной комиссии относительно характера нарушений отделения партии КПРФ, что повлекло принятия неблагоприятного решения её доверителю по итогам голосования и как следствие этого - отказ в регистрации кандидатом.

      

Представитель заинтересованного лица - председатель территориальной избирательной комиссии Левокумского района Логвинов В.А. пояснил, что считает заявление не подлежащим удовлетворению, так как со стороны Левокумского отделения КПРФ имело место нарушение п.п. «б» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», так как были не соблюдены требования к выдвижению кандидата, предусмотренные подпунктом «г» пункта 1 ст.27 ФЗ «О политических партиях» - политическая партия обязана извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия. О проводимой 24.12.2011 г. конференции партии КПРФ избирательная комиссия не была извещена, что и подтвердил на заседании ТИКа Князев С.М. Регистрацию кандидатом Судакова Н.П. объясняет тем, что в тот день - 06.01.2012 г. была очень высокая нагрузка на членов избирательной комиссии, так как рассматривалось очень много кандидатов.

Прокурор в судебном заседании сделал заключение, что требования заявителя Слуцкого В.И. подлежат удовлетворению в связи с тем, что требования к выдвижению кандидата и его регистрации, предусмотренные Федеральным законом «О политических партиях», ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не содержат требования об обязательном письменном уведомлении избирательной комиссии о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов. Считает, что права и интересы избирательной комиссии, связанные с тем, что на партийной конференции КПРФ принимал участие член ТИКа Истошин В.А. без письменного согласования с председателем ТИКа или устным согласованием всех членов ТИКА не нарушены, так как законом не предусмотрены такие требования. Полагает, что оспариваемое решение избирательной комиссии, отказавшей в регистрации Слуцкому В.И и на тех же условиях зарегистрировавшей кандидатом Судакова Н.П. носят дискриминационных характер и является незаконным.

        

Выслушав пояснения сторон, допросив свидетелей, заслушав заключение помощника прокурора Левокумского района Самарина В.И., полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

       

Судом установлено, что решением Совета депутатов села Левокумского Левокумского района Ставропольского края от 12.12.2011 г. за № 27, назначены выборы главы села Левокумского Левокумского района Ставропольского края и депутатов Совета депутатов села Левокумского Левокумского района Ставропольского края.

     

Указанное решение согласуется с положениям статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 6 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года № 37-кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», Устава муниципального образования села Левокумского Левокумского района Ставропольского края, Совет депутатов села Левокумского Левокумского района Ставропольского края.

      

Согласно постановлению избирательной комиссии Ставропольского края № 77/1166 от 17.06.2011 г., полномочия избирательной комиссии муниципального образования села Левокумского Левокумского района Ставропольского края возложены на территориальную избирательную комиссию Левокумского района.

      

Данное постановление соответствует положениям пункта 4 статьи 24 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 4 статьи 4 Закона Ставропольского края «Об избирательных комиссиях в Ставропольском крае», решению Совета депутатов с. Левокумского Левокумского района Ставропольского края от 30 мая 2011 года № 13 «Об обращении в избирательную комиссию Ставропольского края о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования с. Левокумского Левокумского района Ставропольского края на территориальную избирательную комиссию Левокумского района»

       

Решением территориальной избирательной комиссии Левокумского района Ставропольского края от 13.01.2012 г. за №31/279 Слуцкому В.И., на основании п.п.б п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», отказано в регистрации кандидатом на должность главы села Левокумское в связи с несоблюдением требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».

Согласно взаимосвязанным положениям пунктов 1, 2 и 10 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и части первой ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума, наблюдатели, прокурор, а также комиссии вправе обратиться с жалобой (жалобами) или заявлением на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, в суд по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 ГПК РФ и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 75 указанного Федерального закона решения комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решения Центральной избирательной комиссии РФ обжалуются в Верховный Суд РФ, решения избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Статьей 4 ГПК РФ установлено, что суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

Каждый участник избирательного процесса имеет свой круг прав и обязанностей, установленный федеральным законодательством, и вправе обращаться за защитой только своих избирательных прав, если считает их нарушенными (ст. 3, 4 ГПК РФ)

Из указанного следует, что заявитель Слуцкий В.И. относится к числу лиц, имеющих право заявлять такие требования в порядке, предусмотренном главой 26 ГПК РФ, поскольку оспариваемое постановление территориальной избирательной комиссии затрагивает его права и законные интересы, как кандидата на выборную должность.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 05.01.2012 года от Слуцкого В.И. в территориальную избирательную комиссию Левокумского района Ставропольского края поступило заявление о согласии баллотироваться на должность главы села Левокумского Левокумского района Ставропольского края. Вместе с заявлением в комиссию был предоставлен пакет документов, что подтверждается справкой о приеме документов, представляемых при выдвижении кандидата на должность главы села Левокумского.

Решением территориальной избирательной комиссии Левокумского района Ставропольского края от 13.01.2012 г. за №31/279 Слуцкому В.И., отказано в регистрации кандидатом на должность главы села Левокумское.

Основанием для отказа Слуцкому В.И. в регистрации, выдвинутому избирательным объединением «Коммунистическая партия Российской Федерации» в качестве кандидата на должность главы села Левокумское, явилось несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральными законами «О политических партиях» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

       

Избирательная комиссия пришла к выводу о том, что в нарушение п.п. «в» п.1 ст.27 ФЗ «О политических партиях», территориальная избирательная комиссия Левокумского района не была извещена о проведении конференции Левокумского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», на котором было принято решение о выдвижении кандидатом на должность главы села Левокумского Слуцкого В.И., не смогла направить своего представителя на указанное мероприятие, что в свою очередь, в соответствии с п.п. «б» п.24 ст.38 Федерального Закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием отказа в регистрации кандидата на выборную должность.

       

По мнению суда, решение территориальной избирательной комиссии Левокумского района Ставропольского края от 13.01.2012 г. об отказе в регистрации кандидатом на должность главы села Левокумского Слуцкого В.И. является незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с п.25 ст.2, п.2 ст.32 Федерального закона от 12 июня 2007 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением - политической партией, региональным отделением политической партии.

       

В силу п.2 ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», - выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях»

      

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 3, статье 4, подпунктам «а, г» пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 95-ФЗ от 11 июля 2001 года (с последующими изменениями) «О политических партиях» - политическая партия - это общественное объединение, одной из основных целей и задач которого является выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах в органы власти, в том числе выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов. Деятельность политических партий основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О политических партиях» и иными федеральными законами.

        

Согласно подпункту «г» пункта 1 ст.27 ФЗ «О политических партиях» политическая партия обязана извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

Обязанность о заблаговременном извещении избирательной комиссии о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов в депутаты закреплена и в пункте 5.12 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Как следует из протокола конференции Левокумского районного отделения КПРФ от 24.12.2012 г., кроме 13 делегатов конференции, в ней принял участие представитель территориальной избирательной комиссии Истошин В.А.

При этом, как отмечено в протоколе, председатель территориальной избирательной комиссии, в соответствии с требованиями подпункта «в» пункта 1 ст.27 ФЗ № 95 от 11.07.2001 г. извещен о проведении конференции 23.12.2011 г.

      

Указанные обстоятельства подтвердил допрошенный в судебном заседании Князев С.М., который пояснил, что 23.12.2011 г., он после проведенного мероприятия в администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края, вместе с Истошиным В.А. обратился к председателю ТИКа Логвинову В.А., проинформировав его о том, что 24.12.2011 г. состоится конференция отделения КПРФ по выдвижению кандидатов на выборные должности, попросив направить на конференцию кого-либо из членов ТИКа. Логвинов В.А. в ответ пояснил, что у него есть член КПРФ Истошин В.А., который одновременно является членом ТИКа, поэтому тот и может присутствовать на партийной конференции. Посчитав, что вопрос об извещении избирательной комиссии решён, он как первый секретарь районного комитета КПРФ, на следующий день провел конференцию, на которой Истошин В.А. был представлен делегатам конференции как представитель территориальной избирательной комиссии, что было и отражено в протоколе конференции 24.12.2012 г. На заседании избирательной комиссии 13.01.2012 г. ему был задан вопрос как он уведомил ТИК о конференции, на что он пояснил, что им был извещен председатель ТИК Логвинов В.А. о конференции. Когда член комиссии Бойко В.В. спросил - было ли это извещение письменным, то он пояснил комиссии, что это не было письменным извещением.

      Свидетель Истошин В.А. в суде полностью подтвердил показания Князева С.М., пояснив, что он на конференции отделения КПРФ 24.12.2012 г. присутствовал как наблюдатель от избирательной комиссии, а не как делегат или как член КПРФ.

      При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что избирательная комиссия Левокумского района, в соответствии с требованиями п.п. «в» п.1 ст.27 ФЗ № 95 «О политических партиях», была заблаговременно извещена о проведении конференции Левокумского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», связанной с выдвижением кандидатов от политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на должность глав муниципальных образований.

     Об этом также и свидетельствует и последующие действия территориальной избирательной комиссии, тот факт, что на указанной конференции также был выдвинут кандидатом на должность главы муниципального образования с.Урожайного Судаков Н.П., который первым из кандидатов на заседании территориальной комиссии Левокумского района Ставропольского края 06.01.2012 г. был зарегистрирован без какого-либо обсуждения о нарушении отделением КПРФ норм избирательного права.

     

     Это подтверждается протоколом заседания избирательной комиссии № 28 от 06.12.2012 г., в ходе которого не поставлен вопрос о том, что комиссия не была заблаговременно извещена Левокумским районным отделением КПРФ о конференции, состоявшейся 24.12.2011 г.

     Таким образом, из протокола конференции Левокумского районного отделения КПРФ от 24.12.2012 г., показаний свидетелей Князева С.Н., Истошина В.А., последующими действиями избирательной комиссии 06.01.2012 г., зарегистрировавшей Судакова Н.П. кандидатом на выборную должность, следует, что избирательная комиссии была извещена Левокумским районным отделением КПРФ о конференции, состоявшейся 24.12.2011 г.

     По этим причинам суд находит несостоятельным и довод заинтересованного лица о том, что территориальная избирательная комиссия Левокумского района не была извещена о проведении конференции Левокумского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», на котором было принято решение о выдвижении кандидатом на должность главы села Левокумского Слуцкого В.И.

     Свидетель Безус Г.П. в суде пояснила, что является членом территориальной избирательной комиссии Левокумского района Ставропольского края, участвовала в заседании комиссий, на которых обсуждалась возможность регистрации в качестве кандидатов на выборные должности Судакова Н.П. и Слуцкого В.И. В ходе заседания комиссии 06.01.2012 г. Судаков Н.П., как кандидат от политической партии КПРФ был зарегистрирован, никто из членов комиссии не поднимал вопрос о том, что отделением КПРФ комиссия не была извещена о проводимой конференции. На заседании комиссии 13.01.2012 г. при обсуждении вопроса о регистрации Слуцкого В.И. как кандидата от КПРФ сначала был поднят вопрос по поступившей информации из партии «Единая Россия» о принадлежности Слуцкого В.И. к сторонникам партии «Единая Россия», а затем председатель ТИК Логвинов В.А. довёл до сведения комиссии, что избирательная комиссия не была извещена отделением партии КПРФ о проводимой конференции по выдвижению своих кандидатов. Так как присутствовавший на заседании комиссии первый секретарь райкома КПРФ Князев С.М. подтвердил, что он письменно не извещал комиссию о проводимой конференции, члены комиссии пришли к мнению, что имеет место нарушение федерального закона «О политических партиях», в котором указано, что партия обязана извещать заблаговременно комиссию о предстоящей партийной конференции или собрании, на котором выдвигаются кандидаты на выборные должности от партии. Считает, что права и интересы комиссии ввиду того, что на конференции был представитель ТИКа Истошин В.А., никак не нарушены. Полагает, что Судаков Н.П. 06.01.2012 г. был зарегистрирован без обсуждения того вопроса, по которому Слуцкому В.И. было отказано в регистрации вследствие высокой нагрузки на избирательную комиссию именно в день рассмотрения кандидатуры Судакова Н.П.

    Свидетели Бойко В.В., Родионов Н.В., Золотарева В.М., Сушко В.В. в судебном заседании дали в целом показания, аналогичные показаниям Безус Г.П., при этом свидетель Родионов Н.П. пояснил, что в заседании комиссии 06.01.2012 г. он не участвовал.

     

     Так, свидетель Бойко В.В. пояснил, что считает обязательным требованиям закона письменное уведомление отделения партии в избирательную комиссию, Родионов Н.В. полагает, что должно быть либо письменное уведомление, либо устное уведомление всех членов комиссии, Золотарева В.М. также считает, что должно быть письменное уведомление, либо надлежащим образом направленная телефонограмма, в известность о которой должен всех поставить председатель комиссии.

Проанализировав данные в судебном заседании показания свидетелей - членов территориальной избирательной комиссии Безус Г.П., Бойко В.В., Родионова Н.В., Золотаревой В.М., Сушко В.В., суд приходит к выводу, что на результат их голосования на заседании избирательной комиссии 13.01.2012 г. по вопросу регистрации Слуцкого В.И. повлияло неправильное толкование подпункта «в» пункта 1 ст.27 ФЗ № 95 от 11.07.2001 г. «О политических партиях», предусматривающего, что политическая партия обязана извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов.

     

    Указанная норма Закона не определяет какой-либо конкретный способ извещения политической партией избирательную комиссию, в том числе обязательно письменный, между тем как допрошенные в суде члены избирательной комиссии показали, что отказали в регистрации Слуцкому В.И. на том основании, что избирательная комиссия письменно не была уведомлена о конференции местного отделения КПРФ, так как именно такое требование закона было оглашено на заседании комиссии Логвиновым В.В.

      При этом, все допрошенные члены избирательной комиссии пояснили, что не усматривают каких-либо нарушений прав и интересов комиссии тем, что на партийной конференции отделения КПРФ присутствовал член ТИКа Истошин В.А., считая, что в любом случае тот был бы направлен на конференцию председателем избирательной комиссии Логвиновым В.А.

      Указанное также подтвердил и представитель заинтересованного лица Логвинов В.А., пояснив, что в данной ситуации он не усматривает нарушение прав и интересов избирательной комиссии, так как при надлежащем извещении комиссии о предстоящей конференции он бы направил туда для участия в ней члена ТИКа Истошина В.А.

      

      Отказ территориальной избирательной комиссии Левокумского района Ставропольского края в регистрации Слуцкого В.И. в качестве кандидата на выборную должность при равных условиях с кандидатом Судаковым Н.П., суд находит незаконным и носящим дискриминационный характер по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2).

Данным конституционным положениям корреспондируют статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пункт "b" статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления относится к основным политическим правам, определяющим правовой статус гражданина Российской Федерации, важнейшую форму его участия в управлении делами государства. Специфика избирательных прав и особенности их реализации предполагают необходимость обеспечения надлежащих гарантий этих прав всему избирательному корпусу на основе баланса законных интересов каждого гражданина и общества в целом в соответствии с предписаниями Конституции Российской Федерации, её статей 1,2,3,17,18,32 и 55.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 39, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

Согласно разъяснений, содержащихся в п.2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", судам необходимо при рассмотрении дел данной категории необходимо руководствоваться тем, что в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.).

      Пункт 6 статьи 9 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств гласит: «…подлинные выборы предполагают равные и справедливые правовые условия для регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций). Регистрационные требования должны быть ясными и не содержать условий, способных стать основанием для привилегий либо ограничений дискриминационного характера. Не допускается произвольное или дискриминирующее применение норм о регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций)…»

В соответствии с требованиями статьи 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пользование правами и свободами, признанными в Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

Европейский Суд по правам человека в пункте 69 Постановления по делу от 19 июля 2007 г., которым установлено неравное отношение к одному из кандидатов при равных условиях, ("Краснов и Скуратов против Российской Федерации") напоминает, что статья 14 Конвенции не существует самостоятельно, а играет важную роль в дополнении других положений Конвенции и протоколов к ней, поскольку защищает лиц, помещенных в одни и те же условия от любой дискриминации при осуществлении ими прав, закрепленных в указанных других положениях Конвенции.

В пункте 70 вышеназванного Постановления Европейский Суд полагает, что неравное обращение, которому второй заявитель был подвергнут, было достаточным образом принято во внимание при приведенной оценке фактов, которая привела к установлению нарушения статьи 3 Протокола N 1 к Конвенции.

По рассматриваемому делу судом установлено, что кандидаты Слуцкий В.И. и Судаков Н.П. «были помещены в одни и те же условия», но в конечном итоге в отношении Слуцкого В.И. избирательное комиссией было принято иное решение, которое суд расценивает как дискриминационное, следовательно, незаконное.

Согласно абз.1 ч.1 ст.261 ГПК РФ, суд признает оспариваемое решение или действие избирательной комиссии незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права.

      Учитывая, что судом установлена обоснованность заявленных требований Слуцкого В.И., постановление территориальной избирательной комиссии Левокумского района Ставропольского края от 13.01.2012 г. за №31/279 об отказе в регистрации Слуцкому Виктору Ивановичу кандидатом на должность главы села Левокумского Левокумского района Ставропольского края, суд признаёт незаконным, избирательные права заявителя подлежат восстановлению в полном объёме.

Ходатайство представителя заявителя адвоката Ивановой О.В. о взыскании с заинтересованного лица судебных расходов на оплату услуг представителя не может быть рассмотрено, так как заявлено ненадлежащим лицом. В силу требований ч.1 ст.100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах, тогда как ходатайство было заявлено устно, кроме того, не заявителем Слуцким В.И., понесшим судебные расходы, а его представителем. Указанное не нарушает прав заявителя, так как Слуцкий В.И. вправе в порядке ст.100 ГПК РФ, обратиться в дальнейшем с заявлением о возмещении понесенных им судебных расходах.

На основании абз.2 ч.1 ст.261 ГПК РФ, решение суда, вступившее в законную силу, направляется председателю избирательной комиссии и подлежит реализации в указанные судом сроки по правилам, установленным частью второй статьи 206 ГПК РФ.

Принимая во внимание, что дело рассматривается в период избирательной кампании, суд полагает необходимым установить, после вступления решения в законную силу, срок в 5 дней для реализации настоящего решения территориальной избирательной комиссии Левокумского района Ставропольского края в части, касающейся данного коллегиального органа.

В соответствии с требованиями ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

      Заявление Слуцкого Виктора Ивановича удовлетворить в полном объёме.

      Признать незаконным постановление территориальной избирательной комиссии Левокумского района Ставропольского края от 13.01.2012 г. за №31/279 об отказе в регистрации Слуцкому Виктору Ивановичу кандидатом на должность главы села Левокумского Левокумского района Ставропольского края.

      Обязать территориальную избирательную комиссию Левокумского района Ставропольского края зарегистрировать Слуцкого Виктора Ивановича кандидатом на должность главы села Левокумского Левокумского района Ставропольского края в течение 5 дней со дня вступления решения в законную силу.

      Решение суда после вступления в законную силу немедленно направить председателю территориальной избирательной комиссии для исполнения в части, касающейся полномочий указанного коллегиального органа.

      Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения.

          Председательствующий:

          судья Левокумского

          районного суда                                                     М.А. Иванов